Е.В. ТКАЧЕНКО,

преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Сибирского государственного университета путей сообщения

 

Возможность изменять условия договора по соглашению сторон является важным правомочием, принадлежащим сторонам. Это правомочие обусловлено правом лиц, участвующих в договоре, на свободу договора (статьи 1, 421 ГК РФ), реализуя которое стороны вправе как заключать договоры, так и изменять их. В целях обеспечения стабильности гражданского оборота и для защиты одной из сторон (владельца инфраструктуры или перевозчика) от произвольного изменения договора другой стороной общие условия и порядок изменения договора регламентируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 26.06.2007; далее — УЖТ РФ), Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами[1]. В основе изменения договора по соглашению сторон между владельцем инфраструктуры и перевозчиком находится их совместное волеизъявление, соответствующее воле каждого из них и направленное на изменение договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта) на согласованных между ними условиях.

Договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта будет считаться измененным в момент получения владельцем инфраструктуры или перевозчиком, направившим предложение об изменении договора (оферту), согласия на такое изменение (ее акцепта). Письменная форма изменения договора может считаться соблюденной, если после получения письменного предложения об изменении определенных условий договора в срок, установленный для ответа, сторона, получившая данное предложение, совершает фактические  действия по выполнению указанных в предложении условий. Например, такая сторона начинает или прекращает предоставлять перевозчику право использовать принадлежащие владельцу инфраструктуры железнодорожные пути общего пользования, иные необходимые для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа объекты инфраструктуры. Либо сторона не обеспечивает доступ железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути общего пользования. Кроме того, сторона может не формировать поезд из железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожных путях общего пользования, если у перевозчика нет возможности самостоятельно осуществить такое формирование, или прекратить управление движением поездов.

Другие правила могут быть предусмотрены законом, иными правовыми актами или указаны непосредственно в поступившем предложении об изменении условий договора. Кроме этого, может возникнуть проблема, когда из фактического выполнения условий договора нельзя сделать вывод о том, принято ли другой стороной предложение об изменении условий этого договора. Такая ситуация возникает, когда изменяется, например, размер штрафных санкций за нарушение тех или иных условий договора[2].

Договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта может быть изменен по требованию одной из сторон, например, при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, а также если сами стороны предусмотрели в договоре случаи его изменения. Кроме того, стоит отметить, что стороны могут вносить изменения не только в договор, но и в запрос, который является одним из документов, подаваемых до заключения договора. Изменения в запрос, в договор вносятся теми субъектами, кто участвует в их составлении. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Несоблюдение формы внесения изменений в договор влечет недействительность сделки.

В запрос можно внести коррективы как при разовых, так и при долгосрочных отношениях между владельцем инфраструктуры и перевозчиком. Изменения могут касаться наименования станции отправления и станции назначения поезда, даты и времени отправления поезда, даты и времени предъявления состава поезда к отправлению, вида поезда (сквозной, участковый, групповой, сборный, ускоренный и др.), веса поезда (брутто, нетто), длины состава, наименования станции отцепки или прицепки групп вагонов (для групповых и сборных поездов). Также могут изменяться особые условия перевозки: ограничение скорости, наличие негабаритных и опасных грузов и т. п.

При внесении исправлений в запрос на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа предложения о внесении изменений могут быть в отношении следующих пунктов: категории поезда, владельца подвижного состава, вида сообщения, количества вагонов, станции отправления и назначения, даты и времени отправления, маршрута следования, времени прибытия, станции переприцепки вагонов и дополнительной экипировки, а также периодичности назначения поезда. При этом стоит отметить, что изменений, вносимых в пункты запросов на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа, значительно больше, чем на перевозку грузов. Это может быть объяснено количеством объектов, которые могут перевозиться согласно данному запросу, и иными особыми условиями перевозки, в частности ограничением скорости для поездов.

Помимо запроса по договоренности с владельцем инфраструктуры перевозчик вправе вносить изменения в согласованные заявки в пункты, касающиеся перераспределения грузов по станциям назначения; замены одного железнодорожного подвижного состава подвижным составом другого вида с обязательным предупреждением грузоотправителя не позднее чем за 12 часов до момента подачи вагонов под погрузку, если это не повлечет увеличения стоимости перевозок грузов. Согласно Правилам приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС России  от 16.06.2003 № 21; далее — Правила) перевозчик не может вносить изменения в другие пункты заявки.

Из анализа транспортного законодательства следует, что владелец инфраструктуры вправе отказать перевозчику в согласовании заявки, если между ними отсутствует договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Возникает вопрос: «Разве его заключение предшествует заявке?» Появляется и другая проблема: если ставят в зависимость от договора подачу заявки пользователем услуг железнодорожного транспорта, то какова же юридическая природа, значение запроса со стороны перевозчика и каково значение этих документов? Стоит считать, что запрос на предоставление инфраструктуры для перевозки подается перевозчиком владельцу инфраструктуры после согласования им заявки полностью или частично. Когда запрос согласован, заключается договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и сам договор перевозки. Но стоит отметить, что согласно типовой форме запроса договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта должен быть заключен до его подачи. Видимо, этим подчеркиваются длящиеся отношения между владельцем инфраструктуры и перевозчиком, а также беспрерывность осуществления перевозок и надежная работа железнодорожного транспорта. Однако если отношения носят разовый характер, правильнее было бы договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта оформлять после подачи запроса, который выполняет роль оферты, является его первоначальной стадией, ведь невозможно учесть все условия и особенности каждой разовой перевозки. Эту задачу может решить только договор.

Кроме того, согласно ст. 11 УЖТ РФ за внесение перевозчиком по инициативе грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации изменений в принятые заявки, касающихся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, а также перевозок грузов в различных сообщениях, за изменение железнодорожных станций отправления перевозчик взимает с грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации, если иное не установлено соглашением сторон, сбор в определенном размере. В частности, для грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах,  — 0,03 МРОТ с каждой тонны грузов; для грузов, перевозки которых установлены в контейнерах, — 0,1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 т включительно; 0,3 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 т включительно; 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 т. Причем все указанные изменения должны быть согласованы перевозчиком с владельцем инфраструктуры.

Порядок внесения изменений в согласованный запрос осуществляется на основании п. 25 Правил, согласно которому перевозчик вправе обратиться в письменной форме к владельцу инфраструктуры с такой просьбой. Владелец инфраструктуры рассматривает обращение и сообщает перевозчику о результатах в определенные сроки со дня получения обращения, в частности: в течение 10 календарных дней — для перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении; в течение 15 календарных дней — для перевозок пассажиров, грузов и багажа в прямом международном сообщении. Если вносятся изменения по поводу железнодорожной станции назначения груза, т. е. осуществляется ее переадресовка, плата за прибывший на первоначальную железнодорожную станцию назначения груз, за расстояние от железнодорожной станции переадресовки до железнодорожной станции нового назначения определяется на железнодорожной станции переадресовки — при оформлении нового перевозочного документа, а на железнодорожной станции нового назначения — по первоначальному перевозочному документу. Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию любой из сторон договор может быть изменен по решению суда при существенном нарушении его условий другой стороной, т. е. когда одна из сторон потерпит значительный ущерб, и в иных случаях, предусмотренных законом или самим соглашением.

Если перевозчик совсем отказывается от услуг по использованию инфраструктуры, предусмотренных договором, он обязан уведомить об этом в письменной форме (если иная форма не предусмотрена соглашением сторон) владельца инфраструктуры не менее чем за 10 календарных дней до даты начала осуществления перевозок. При этом перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. В свою очередь владелец инфраструктуры при получении такого уведомления должен незамедлительно внести соответствующие изменения в информационные сообщения в связи с увеличением технических и технологических возможностей инфраструктуры. Согласно п. 31 Правил отказ в заключении такого договора можно обжаловать в судебном порядке.

Основанием для прекращения договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта может быть прежде всего надлежащее исполнение данного обязательства. Особое значение имеет прекращение обязательства в связи с невозможностью исполнения, т. е. при возникновении обстоятельств, за которые ни один из участников не отвечает. Статья 29 УЖТ РФ относит к таким обстоятельствам военные акции, блокаду, эпидемии и др. и подробно регламентирует действия участников в этих случаях. Прежде всего, при обстоятельствах непреодолимой силы, препятствующих перевозке, погрузка и перевозка грузов (кроме специальных, воинских) может быть временно прекращена либо ограничена перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении, устанавливающего срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов.

При ограничении или прекращении погрузки и перевозки груза по инициативе владельца инфраструктуры или перевозчика они незамедлительно информируют друг друга, а перевозчик уведомляет об этом отправителей и получателей в порядке, предусмотренном договором. Грузоотправители в течение 12 часов после получения от перевозчиков уведомлений обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку и отправление груза в определенных железнодорожных направлениях. При возобновлении работ в полном объеме перевозчик с согласия отправителя принимает меры к тому, чтобы наверстать упущенное в соответствии с принятыми заявками.

Кроме того, стоит сказать, что предусматривается прекращение договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта по таким основаниям, как запрещение отправки грузов в определенных направлениях, отказ любой из сторон договора при форс-мажорных обстоятельствах и прекращение действия договора без отказа любой из сторон. Также суд по требованию владельца инфраструктуры может досрочно расторгнуть договор с перевозчиком, если последний пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями или существенно его ухудшает. Перевозчик в свою очередь вправе по суду требовать досрочного расторжения соглашения с владельцем инфраструктуры, если последний не предоставляет ему имущество — инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования как объемный технологический комплекс со многими входящими в него составляющими, либо создает препятствия в пользовании им, либо имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены при заключении договора, не были заранее известны перевозчику и не должны были быть им обнаружены во время его осмотра или проверки его неисправности при заключении договора.

Таким образом, процедура изменения указанного соглашения определяется теми поправками, которые стороны могут вносить в уже согласованные заявки, запросы и сам договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта; при этом есть условие, что каждая из сторон должна быть поставлена в известность по поводу вносимых изменений. Главным основанием прекращения договорных обязательств между владельцем инфраструктуры и перевозчиком является полное надлежащее исполнение договора (ст. 408 ГК РФ). Все остальные основания, вызванные явлениями стихийного характера либо отказом от договора одной из сторон или обеих, — второстепенные.

Изменение и расторжение договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта признаются совершенными с момента заключения соответствующего соглашения при условии, что иное не вытекает из этого соглашения или из характера изменения договора. Если же таким основанием служит судебное решение, то данный договор считается измененным или расторгнутым с момента вынесения указанного решения[3]. Если договор был изменен или расторгнут вследствие существенного нарушения его одной из сторон, то противоположная сторона соглашения вправе требовать возмещения убытков, которые были причинены изменением или расторжением договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Одной из существенных особенностей договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта является наличие у его сторон — владельца инфраструктуры и перевозчика — права на односторонний отказ от исполнения договора. Такой отказ должен быть совершен обязательно с предупреждением об этом другой стороны в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением данного договора[4]. Стоит заметить, что частые случаи прекращения данного обязательства между владельцем инфраструктуры и перевозчиком вряд ли возникнут, так как стимулом для воздержания от реализации этого права служит положение об обязанности стороны, заявившей об отказе от исполнения договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, возместить другой стороне убытки.

Помимо этого основания данный гражданско-правовой договор может быть расторгнут и по соглашению сторон, которое стороны вправе заключить в любое время по своему усмотрению, а также по решению арбитражного суда на основании требований одной из сторон (например, в связи с существенным нарушением контрагентом — владельцем инфраструктуры или перевозчиком своих договорных обязательств). В последнем случае требование о расторжении договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта может быть заявлено стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны — владельца инфраструктуры или перевозчика — на предложение расторгнуть договор либо в случае неполучения ответа в срок, указанный в самом предложении или в договоре, а при его отсутствии — по общему правилу в 30-дневный срок (пункты 1 и 2 статей 450 и 452 ГК РФ). При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов. При этом справедливое распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора, согласно судебной практике будет рассматриваться судом сугубо индивидуально в совокупности со всеми обстоятельствами дела, с учетом расходов, понесенных сторонами по исполняемому договору[5]. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (п. 4 ст. 451 ГК РФ).

 

Библиография

1 См.: Андреев С.Е., Сивачева И.А., Федотова А.И. Договор: заключение, изменение, расторжение: Учеб.-практ. пособие. — М., 1998. С. 375.

2 См.: Андреев С.Е., Сивачева И.А., Федотова А.И.  Указ. соч. С. 138.

3 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. — М., 2002. С. 848.

4 См.: Они же. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. — М., 2003. С. 901.

5 См.: Завидов Б.Д. Договор: подготовка, заключение, изменение / Отв. ред. Н.П. Курцев. — М., 1997. С. 352.