УДК 342.7 

Страницы в журнале: 39-43

 

С.Т. САЗИН,

аспирант кафедры конституционного и избирательного права Орловского государственного университета, руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Орловской области sledkomorel@yandex.ru

 

Статья посвящена деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина. Автор выделяет особенности правозащитной деятельности органов прокуратуры, указывает возможные пути ее совершенствования.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, защита прав человека, способы и средства защиты прав человека, деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.

 

The rights and freedoms of a person and a citizen and their protection by the prosecutors of the Russian Federation

 

Sazin S.

 

The article is devoted to the activity of the bodies of the Office of Public Prosecutor of the Russian Federation to protect the rights and freedoms of a person and a citizen. The author singles out the peculiarities of the human rights activities of the prosecution, points out the possible ways of its improvement, considers that the further legislative improvement of the activity of  the Office of Public Prosecutor will allow to increase the level of the citizens’ protection.

Keywords: the rights and freedoms of a person and a citizen, the protection of the person’s rights, the ways and means of protecting the person’s rights, the activity of the bodies of the Office of Public Prosecutor to protect the rights and freedoms of a person and a citizen.

 

К  числу основных функций правового государства, каковым согласно ст. 1 Конституции РФ является современная Россия, относятся гарантирование, охрана, защита и реализация основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Для более точного обозначения роли прокуратуры в защите прав и свобод человека следует определить свое отношение к понятиям прав и свобод человека и гражданина.

В действующей Конституции РФ говорится одновременно о правах и свободах человека. Однако, если акцентировать внимание на свободе, имея в виду возможность человека распоряжаться собой по своему усмотрению, принадлежать самому себе, то это всегда предполагает пределы поведения индивида, обусловленные его пребыванием в человеческом обществе и необходимостью считаться со свободой других. Иначе говоря, как составляющая категории прав человека и гражданина понятие «свобода» представляет собой закрепленную в Конституции РФ или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека. Когда же речь идет о праве человека, то на первый план выходит объем допустимого поведения индивида, при котором индивид без умаления своего человеческого достоинства может реализовать себя как свободная личность.

Проблема свободы как состояние личности, социальных групп и общества в целом является одной из важнейших и актуальнейших на протяжении уже нескольких веков. Особенно актуальна она в условиях провозглашения свободы личности главной ценностью государства, приоритета прав и свобод человека среди других принципов конституционной и государственной деятельности.

В период реформирования российского общества первостепенную значимость приобретают права человека, поскольку они определяют сферу свободы личности, ее автономию; упорядочивают и координируют общественные связи и отношения; очерчивают границы вторжения государства в сферу личной свободы человека, ставя при этом преграды произволу государственных институтов; определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом; обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, его нормальную жизнедеятельность на основе накопленных историческим опытом правовых форм взаимодействия людей.

Права человека — понятие, раскрывающее возможности свободного самоопределения и жизнедеятельности человека в различных сферах. Ряд авторов под правами человека понимают выраженные и закрепленные в норме права свободу поведения индивида, его возможность пользования определенными благами, полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, а также возможность обратиться в суд для защиты нарушенного права[1].

В теории российского конституционного права принято различать три основные группы прав и свобод человека и гражданина[2].

К первой группе относятся личные права и свободы: право на жизнь; право на охрану достоинства личности государством; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на защиту своей чести и доброго имени; право на неприкосновенность жилища и др. Соблюдение личных прав граждан имеет важное значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.

Вторую группу образуют политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, влияние граждан на формирование важнейших государственно-правовых институтов страны. В группу политических прав и свобод входят право на свободу мысли и слова; свобода совести; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирательные права и др.[3]

Третью группу составляют социально-экономические права и свободы человека и гражданина. С их помощью обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К числу социально-экономических прав относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности, включая право частной собственности на землю; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Стоит отметить, что ряд современных российских ученых придерживаются иной классификации. Например, Л.Д. Воеводин, основываясь на концепции приоритета прав и свобод человека и гражданина во всех сферах жизни, выделяет следующие виды прав и свобод: в сфере личной безопасности и частной жизни (право на жизнь, на защиту чести и доброго имени, свободу и личную неприкосновенность и др.); в области государственной и общественно-политической жизни (избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, свобода слова, печати и др.); в области экономической и социально-культурной деятельности (право на труд, отдых, образование и др.)[4].

При этом праву, зафиксированному в Конституции РФ, соответствует активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права. Если же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории «свобода», то государство принимает на себя обязанности пассивные, т. е. не вмешивается в сферу свободы, зафиксированную законом. Активные действия предпринимает сам носитель свободы. Государство может лишь по инициативе личности препятствовать действию других субъектов, незаконно ограничивающих ее свободу.

Отметим, что в современной научной литературе защита прав и свобод человека и гражданина понимается как сложный двуединый процесс, с одной стороны, направленный на защиту интересов конкретного человека, реализацию его свободы по распоряжению своим правом, а с другой — гарантирующий соблюдение интересов общества и государства[5].

На основании анализа норм Конституции РФ можно сделать вывод о том, что система защиты прав и свобод состоит из внутригосударственных, внегосударственных и межгосударственных средств.

Внутригосударственные, или собственно государственные, средства включают судебную защиту (как конституционно-судебную, так и иную судебную); прокурорский надзор и иную правозащитную деятельность прокуратуры; административные действия органов исполнительной власти; деятельность уполномоченного по правам человека и др.

При этом под государственной защитой понимается деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, по выявлению и привлечению к ответственности виновных в нарушениях этих прав путем использования предусмотренных законом средств, методов, процедур.

Внегосударственная защита включает деятельность неправительственных правозащитных организаций; самозащиту граждан путем обжалования неправомерных действий, нарушающих права и свободы, в судебном, административном порядке, прокурору либо путем обращения в неправительственные организации.

Межгосударственные средства предполагают деятельность международных организаций (одной из которых является Европейский суд по правам человека), призванных рассматривать жалобы по поводу нарушения права человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу выражения своего мнения, на свободное передвижение и выбор места жительства и  других и др.[6]

Но существуют и иные точки зрения на данную проблему. Так,  Т.Д. Матвеева[7] и В.А. Карташкин[8] в систему защиты прав человека включают судебную защиту, несудебную защиту и деятельность неправительственных правозащитных организаций.

Среди внутригосударственных средств защиты прав доминирующую роль призваны играть органы судебной власти, при этом каждый судебный орган осуществляет свою деятельность по охране прав и свобод посредством присущего ему вида судопроизводства (конституционного, гражданского, административного и уголовного). В большей степени это относится к деятельности судов общей юрисдикции (как федеральных, так и мировых).

Статьей 118 Конституции РФ закреплено, что осуществление правосудия является исключительной функцией судебной власти. Правосудию «принадлежит решающее слово в определении правовых последствий нарушения политических, трудовых, авторских, избирательных, жилищных, других имущественных и неимущественных прав... Без использования возможностей судебной власти остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, зачастую обнаруживают еще свою несостоятельность»[9].

Определенное внимание уделяется развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Этот институт призван существенно дополнять судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению проблемы. Национальная система несудебных государственных учреждений, защищающих права и свободы гражданина и человека, состоит из следующих звеньев: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (парламентский омбудсмен); Комиссия по правам человека при Президенте РФ, иные комиссии при Президенте РФ; Прокуратура РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Министерство юстиции РФ, иные федеральные органы исполнительной власти[10].

Следует отметить, что несудебные правоохранительные органы, в том числе прокуратура, играют очень важную роль в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Так, ежегодно в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина прокурорами выявляется около 30% от общего количества случаев нарушений законодательства, а при осуществлении правозащитной функции ими рассматривается около полутора миллионов обращений граждан[11].

Важное место в деятельности органов прокуратуры субъектов Российской Федерации занимает защита прав и свобод человека и гражданина. Обобщение опыта деятельности прокуратуры Российской Федерации позволило выделить формы реализации полномочий прокуратурой субъекта Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Это, прежде всего, существующие или возможные нарушения прав и свобод граждан; предостережение от совершения правонарушений; непосредственное устранение нарушений прав и свобод человека и гражданина; обращение прокурора к соответствующим компетентным органам и должностным лицам в форме представления или протеста с требованием о принятии необходимых мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим  деятельность органов прокуратуры субъекта Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина можно определить как осуществляемую на основе федерального законодательства систему мер, направленных на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда.

Предметом прокурорского надзора за соблюдением прав человека является соблюдение положений Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина, а также исполнение законов, обеспечивающих их реализацию и действие, федеральными министерствами, службами, агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; далее — Закон о прокуратуре).

Следует отметить, что предмет надзора, определяемый ст. 26 Закона о прокуратуре, — это только соблюдение прав и свобод человека и гражданина, и только тех прав и свобод, которые не относятся к предмету других видов деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов.

Важное концептуальное положение содержится в п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре, согласно которому органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в операционно-хозяйственную деятельность организаций.

Надзорные мероприятия в первую очередь должны проводиться в тех государственных органах, на которые возложено осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку от того, как эти органы и их должностные лица реализуют предоставленные им полномочия и исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит обеспечение этих прав и свобод. При этом прокуратура методами прокурорского реагирования добивается не только устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина, но и в рамках закона свойственными прокуратуре методами воздействует на органы контроля, имеющие специальные полномочия для защиты этих прав и свобод, с целью активизации их деятельности.

Для обеспечения реализации функции прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина закон предусматривает совокупность методов. Применительно к защите прав и свобод человека и гражданина под методами можно понимать способы и средства решения задач, стоящих перед прокуратурой.

Закон о прокуратуре наделяет прокурора следующими полномочиями для осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению ущерба.

Однако данный перечень полномочий не является исчерпывающим.

Таким образом, отмечается, что законодательно поставленные перед прокуратурой Российской Федерации и иными органами публичной власти цели и задачи во многом совпадают, но реализуются в различных правовых формах, что позволяет сделать вывод о том, что требуется как разграничение, так и дальнейшее развитие конституционного закрепления механизма взаимодействия органов прокуратуры и органов государственной власти и местного самоуправления. Например, следует, с одной стороны, исключить законодательное дублирование функций прокуратуры и других органов публичной власти, а с другой — продолжить практику заключения соглашений о взаимодействии с различными органами публичной власти.

Происходящие в последнее время изменения в системе правоохранительных органов, связанные с выделением следственных органов из системы прокуратуры, обусловило усиление контрольно-надзорной функции органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, выявило необходимость нормативного регулирования взаимодействия прокуратуры и следственных органов, а также структурной реорганизации аппаратов прокуратуры и Следственного комитета РФ.

В целях обеспечения независимости органов прокуратуры от внешнего влияния и, как следствие, повышения эффективности защиты прав и свобод граждан полагаем целесообразным внесение в федеральное законодательство нормы о назначении прокурора района на уровне субъекта Российской Федерации, а прокурора субъекта Российской Федерации — на уровне Российской Федерации.

В связи с тем что защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется также посредством законотворческой деятельности, представляется необходимым восстановить право Генерального прокурора РФ на законодательную инициативу и, возможно, наделить таким правом прокуроров субъектов Российской Федерации.

Подводя итог, следует отметить, что практическая реализация предлагаемых изменений станет еще одним шагом на пути становления правового государства и будет способствовать повышению эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Библиография

1 См., например: Стремоухов А.В. Правовая защита человека. — СПб., 2007.

2 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России. — М., 2003. С. 140.

3 Прокурорский надзор: учеб. для вузов / под ред. проф. А.Я. Сухарева. — М., 2005.  С. 230.

4 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус в России. — М., 1997. С. 184.

5 Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). — М., 2005.

6 См.: Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: очерк организации и деятельность. — М., 2001. С. 4—7.

7 Матвеева Т.Д. День прав человека // Международная жизнь. 2004. № 2.

8 Карташкин В.А. Механизм защиты прав человека // Журнал российского права. 1999. №  3—4. С. 6.

9 Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора. — М., 1999. С. 17—18.

10 Чайка Ю.А. Права человека — приоритет Конституции Российской Федерации // Российская юстиция. 2005. № 2.

11 См.: Бывальцева С. Защита прав и свобод человека  // Законность. 2008. № 9. С. 21—22.