Реклама
Статья

Право автора изобретения, полезной модели, промышленного образца на имя

Рассматривается взаимосвязь права авторства и права автора изобретения, полезной модели, промышленного образца на имя. Отмечается, что право автора на имя является проявлением общего гражданского права на имя.

УДК 347.77

Страницы в журнале: 67-75 

 

Г.Н. Черничкина,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Российской академии правосудия Россия, Москва gala_nch@mail.ru

 

Рассматривается взаимосвязь права авторства и права автора изобретения, полезной модели, промышленного образца на имя. Отмечается, что право автора на имя является проявлением общего гражданского права на имя. В законе право изобретателя на авторское имя не закреплено, но  автор изобретения, полезной модели, промышленного образца фактически реализует данное право. Предлагается формулировку права авторства и права автора на имя для всех результатов интеллектуальной деятельности внести в ст. 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: автор изобретения, автор полезной модели, право авторства, право автора на имя, гражданское право.

 

Результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее — ГК РФ), можно подразделить на результаты, имеющие автора, права которого подлежат правовой охране, и результаты, в отношении которых не установлены личные неимущественные права автора[1]. При этом автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин (физическое лицо), творческим трудом которого создан результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

К результатам интеллектуальной деятельности, в отношении которых законом признан автор, и его права подлежат правовой охране, относят: произведения науки, искусства, литературы (ст. 1257), исполнение (ст. 1313 ГК РФ); изобретения, полезные модели, промышленные образцы2  (ст. 1347 ГК РФ); селекционные достижения (ст. 1418 ГК РФ) и топологии интегральных микросхем (1450 ГК РФ).

Профессор В.А. Дозорцев отмечал, что право авторства присуще только тем результатам творческого труда, где осуществляется охрана объекта, а не защита. Например, применительно к ноу-хау может существовать авторство, но не право авторства [11].

Действительно, фонограммы, передачи вещания, базы данных3, обнародованное публикатором и находящееся в общественном доступе произведение, секреты производства (ноу-хау) являются такими результатами, в отношении которых закон признает только факт их создания творческим трудом (факт авторства), а не права автора.

Однако даже если закон и признает права автора на результат, то согласно п. 2 ст. 1228 ГК РФ автору результата интеллектуальной деятельности может принадлежать не вся совокупность личных неимущественных прав, а только право авторства и только в случаях, предусмотренных законом, — право на имя и иные личные неимущественные права.

Как можно видеть, из всех вышеназванных и охраняемых законом прав право на авторское имя в настоящее время, как и в ранее действовавшем законодательстве, закреплено только за автором произведения (п. 1 ст. 1255 ГК РФ).

Поэтому в общих положениях части четвертой ГК РФ (гл. 69) отсутствует определение права авторства, применимое ко всем результатам, охраняемым этой частью кодекса4, и уж тем более определение права на авторское имя. Легальное определение совокупности этих гражданских прав закреплено только применительно к произведению. Так, в ст. 1265 ГК РФ указывается, что право авторства — это право признаваться автором произведения, а право автора на имя — это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Почему же закон, признавая право авторства за лицом, творческим трудом создавшим результат, не во всех случаях признает право автора на имя, а только в случаях, предусмотренных законом?

В юридической литературе отмечали, что выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов [9, с. 180]. Но и сам гражданин (физическое лицо) индивидуализируется в гражданском обороте таким правовым средством, как имя. Согласно ст. 19 ГК РФ, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В случае и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).

Очевидно, это связано с тем, что изначально правовая охрана объектов авторских прав исходила (и исходит в настоящем, как видно из ГК РФ) из того, что произведения науки, литературы и искусства имеют «более творческий характер», в отличие от объектов патентных прав или других результатов интеллектуальной деятельности. Так, например, профессор Э.П. Гаврилов указывает, что право авторства на изобретение значительно отличается от права авторства на произведение, охраняемого авторским правом [7]. Поэтому в научной литературе уделяли внимание исследованию взаимосвязи права автора на имя с правом авторства в основном в отношении произведений науки, искусства, литературы. Результатом такого исследования явились сложившиеся в научной литературе следующие точки зрения по данному вопросу.

Согласно первой точки зрения, это одно право, состоящее их двух правомочий. М.В. Гордон, В.И. Серебровский указывают, что право на имя вытекает из права авторства, является одним из проявлений последнего, без которого невозможно осуществление права на имя [6, с. 111, 120; 33, с. 284].

К.К. Яичков отрицал существование самостоятельного права на имя и считал, что право на авторское имя является составной частью права авторства [37, с. 174-175].

С.П. Гришаев полагает, что право авторства на имя поглощается правом авторства, и что охрана прав авторства невозможна без охраны имени автора [10, с. 225].

Согласно второй точки зрения право авторства и право на авторское имя — это самостоятельные, но взаимосвязанные права. Как самостоятельное право рассматривал право на имя М.С. Мартынов [19]. Профессор Э.П. Гаврилов полагает, что «право авторства не совпадает с правом на имя» [3, с. 80]. Несовпадение права на авторское имя и права авторства отмечал В.А. Дозорцев, который указывал, что в отличие от права авторства, которое отражает объективный факт и не зависит от обнародования произведения, право на имя осуществляется односторонним волеизъявлением автора и реализуется в связи с использованием произведения [11, с. 63]. В развитие указанной позиции профессор А.П. Сергеев добавляет, что рассматриваемые права не совпадают по объему и различаются характером тех возможностей, которые в них заключены. Так, право на имя, как и право авторства, возникает из самого факта создания произведения, но в отличие от  последнего оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. «Пока произведение не обнародовано, рассматриваемое право существует лишь потенциально, т.к. третьим лицам произведение не доступно и они не могут узнать имя его создателя, в то время как право авторства отражает объективный факт» [31, с. 197].

К выводу о самостоятельности права на авторское имя приходит М.Н. Малеина. Она отмечает,  что  при нарушении права авторства ставится вопрос о том, что действительным автором данного объекта интеллектуального творчества является другое лицо. Если нарушено право на авторское имя, то возникает вопрос об искажении или неуказании имени автора при использовании его произведения (или другого объекта) [17, с. 230].

По мнению В.О. Калятина, объединять в одно право указанные правомочия все же не совсем верно — следует рассматривать эти права в единстве, учитывая в то же время их самостоятельность [15, с. 61—62]. Л.А. Трахтенгерц, анализируя судебную практику по спору о ненадлежащем использовании имени автора (указание в конце книги, а не на титульном листе), отмечает, что право на имя — самостоятельное авторское правомочие, относящееся к неотчуждаемым личным неимущественным правам [35].

Следует согласиться с точкой зрения, что право на авторское имя и право авторства — самостоятельные и взаимосвязанные права. Лицо, в силу признания законом за ним права авторства, т.е. того факта, что именно это лицо творческим трудом создало результат, указывает свое имя (псевдоним), реализуя свое право на авторское имя, и тем самым идентифицирует произведение со своей личностью.

Согласимся с О.А. Калятиным, что право на имя имеет очень важное значение для реализации права авторства [15, с. 65]. Существует связь: произведение — имя — личность [15,  с. 61]. Иными словами, если мы признаем не только факт создания результата (авторство), но и определяем за создавшим этот результат лицом права (права автора), то идентифицировать результат с личностью автора позволяет имя автора.

Возникает вопрос, как соотносятся общегражданское имя гражданина и его авторское имя при идентификации созданного гражданином результата интеллектуальной деятельности. Возможно, изобретатель, не обладающий правом на авторское имя, использует общегражданское имя в отношении созданного им результата?

Профессор В.А. Дозорцев отмечал, что если сравнивать право авторства с правом на авторское имя, то «шире распространено право на имя. Оно может быть установлено для прав на все результаты интеллектуальной деятельности, в том числе для продюсерских прав. Право на имя могут иметь и юридические лица» [12, с. 47].

Действительно, часть четвертая ГК РФ устанавливает право на имя как самостоятельное право, которое может быть закреплено и за лицом, не обладающим правом авторства. Например, право на указание своего имени  или наименования на экземплярах или их упаковке имеют изготовитель фонограммы (подп. 2 п. 1 ст. 1323 ГК РФ), изготовитель базы данных (п. 2 ст. 1333 ГК РФ), публикатор (подп. 2 п. 1 ст. 1338 ГК РФ), которые могут быть юридическими лицами.

Профессор О.А. Городов справедливо считает, что «право на авторское имя является сходным по юридической природе с правом авторства и тесно связано с последним. В то же время право на авторское имя выступает в качестве разновидности более широкого по объему и наиболее существенного из личных неимущественных прав, индивидуализирующих личность, — права на имя» [7, с. 361].

Однако профессор Э.П. Гаврилов полагает, что авторское право на имя не совпадает с общегражданским правом на имя, принадлежащим любому физическому лицу [3, с. 80—81]. И.А. Михайлова также считает, что такие права не всегда совпадают.

Частноправовой институт имени исследовал в своем труде М.М. Агарков. Ученый отмечал, что имя является «средством индивидуализации личности в обществе. Это личное благо, социальное обособление индивидуальности, являющееся основанием, на котором покоится все то, что принято обозначать как моральное достояние человека» [1, с. 142, 143]. По юридическим свойствам право на имя, как и другие личные права, имеет абсолютный характер, является неимущественным, неотчуждаемым [1, с. 146, 149, 150]. В содержании права на имя М.М. Агарков различал двоякого рода полномочия:

1) право носить определенное имя и требовать от всех и каждого его признания;

2) право воспрещения другим пользоваться тем же именем. «Всякое препятствие со стороны третьего лица свободному ношению имени тем самым является посягательством на индивидуальность управомоченного, отрицанием за ним права быть самим собой» [1, с. 147].

То, что имя является обозначением личности, отличает человека от других и связывает с собою всю совокупность представлений о внешних и внутренних качествах его носителя, отмечал И.А. Покровский. А это, по его мнению, «предполагает возведение права на имя на степень самостоятельного субъективного гражданского права, и притом права, не приобретаемого тем или другим специальным актом, а связанного с самим бытием человеческой личности, — другими словами, одного из прав самой личности» [22, с. 123-124].

Поэтому вполне закономерно, что лицо, создавшее результат, связывает этот интеллектуальный результат со своей личностью и ее качествами своим именем: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем» (с. 19 ГК РФ). И только «в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя)». В этой части общегражданское имя и право на авторское имя совпадают. Опять-таки «в случаях, предусмотренных законом», согласно п. 1 ст. 1265 ГК РФ, гражданин может дистанцировать созданный им результат от своей личности, сохраняя за собой «право использовать или разрешать использование произведения … без указания имени, то есть анонимно», иными словами, приобрести гражданские права из факта авторства анонимно. В этой части рассматриваемые права не совпадают, анонимное приобретение и осуществление гражданских прав и обязанностей ст. 9 ГК РФ не допускается. Поэтому полагаем, что право на авторское имя является проявлением общегражданского права на имя в строго указанных законом общественных отношениях, связанных с приобретением и реализацией прав на результат интеллектуальной деятельности. И если закон признает за лицом право авторства на  творчески созданный результат, то логично, что лицо наделяется и правом для идентификации этого результата со своей личностью использовать такие средства, которые лицо посчитает необходимыми (свое имя, псевдоним, аноним).

В противном случае не совсем понятно, почему правом на имя наделены субъекты, не обладающие правом авторства, например, изготовители фонограмм, а автор изобретения, чье право авторства признано законом, правом на авторское имя не обладает. Оппоненты могут возразить, что указанные субъекты реализуют свое общегражданское право на имя (для физических лиц) или наименование (для юридических лиц).

Различие права авторства на произведение и права авторства на изобретение профессор Э.П. Гаврилов объясняет тем, что «в авторском праве связь автора с произведением всегда сохраняется, даже если у автора нет никаких исключительных прав на произведение. В отличие от этого право авторства на изобретение обычно “отрывается” от использования изобретения. Оно полностью отделимо от исключительного права. Право авторства на изобретение существует “само по себе”; его роль в патентном праве весьма незначительна» [5].

Иными словами, профессор отмечает то обстоятельство, что произведение при его использовании всегда связано с автором и именем автора, чего не наблюдается в отношении изобретения.

 

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
По мере развития человеческой цивилизации количество гражданско-правовых договоров постепенно увеличивалось, при этом в результате движения современных государств к VI технологическому укладу все чаще стали появляться новые договорные конструкции, не существовавшие ранее.
Добавлено: 06.04.2024
Статья посвящена общей характеристике вклада доктора юридических наук, профессора Анатолия Николаевича Левушкина в современную семейно-правовую и гражданско-правовую доктрину в свете его 45-летнего юбилея
Добавлено: 12.11.2023
В рамках научной дискуссии рассматривается правовая природа частной детективной деятельности в контексте ее соответствия системообразующим элементам гражданского права
Добавлено: 12.11.2023
В рамках научной дискуссии, в качестве практического применения системообразующих элементов гражданского и трудового права дается оценка проекту Федерального закона «О частной охранной деятельности».
Добавлено: 07.10.2023
Статья посвящена проблеме теоретического обоснования динамики гражданско-правовых принципов. Интенсивное развитие социально-экономических отношений рассматривается как существенный фактор, воздействующий на изменение и расширение круга принципов гражданского права
Добавлено: 08.08.2023