УДК 342.7
 
О.А. СНЕЖКО,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, зам. директора Юридического института Орловского государственного технического университета
 
В статье на основе анализа действующего законодательства и реально существующей практики раскрываются особенности правового регулирования защиты прав граждан, сущность защиты прав государством, а также характерные черты и признаки существующей системы правозащиты.
Ключевые слова: государственная защита прав граждан, правовые режимы, стандартизация, ограничения и запреты, правозащитные функции, меры социальной защиты.
 
In clause the author has tried to understand modern system of protection of the rights of citizens. On the basis of the analysis of the current legislation and really existing practice features of legal regulation of protection of the rights of citizens, essence of protection of the rights the state, and also characteristic features and attributes of existing system of legal assistance reveal.
Keywords: state defence of rights for citizens, legal modes, standardization, limitations and prohibitions, pravozaschitnye functions, measures of social defence.
 
Происходящие в стране преобразования тесно переплетаются с состоянием, изменением и совершенствованием действующего законодательства. От механизма правового регулирования важнейших сфер действительности во многом зависит процесс укрепления российской государственности, усиления защищенности прав граждан, а также возможность
использования необходимых государственно-правовых институтов на благо человека, общества и государства. Умение законодателя своевременно и грамотно подбирать предоставленные в его распоряжение рычаги управления общественными явлениями и процессами зачастую предопределяет весь ход конституционного строительства демократического правового государства в России и степень воплощения закрепленных конституционных принципов. Одним из них выступает принцип гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья 2 Конституции РФ, провозгласив права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, закрепила как одну из основных обязанностей государства признание, соблюдение и защиту этих прав[1]. Ни для кого не секрет, что, постоянно совершенствуясь и усложняясь, российское законодательство ориентировано на достижение данного конституционного императива. Однако конституционная формулировка может остаться только декларацией в случае отсутствия надлежащей правовой конкретизации. Таким образом, набор правовых средств защиты, возможные формы и виды защиты соответствующих прав, а также содержание самой государственной защиты зависят от своевременной законотворческой деятельности и умения законодателя закреплять в нормах права необходимые правозащитные механизмы, обеспечивающие защищенность граждан.
Проблемы защиты прав и свобод человека, форм и способов их обеспечения достаточно основательно исследованы в работах Н.С. Бондаря, Л.Д. Воеводина, Н.В. Витрука, В.И. Кучинского, А.И. Лепешкина, Е.И. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, Б.Н. Топорнина, Б.С. Эбзеева и других. Учитывая весь накопленный опыт и ориентируясь на современное законодательство, необходимо провести научный анализ современных правовых норм в сфере государственной защиты прав и свобод граждан с целью выявления существующих акцентов законодателя в сфере защиты, принципов осуществления правозащитной деятельности государства, основных объектов государственной защиты, возможных форм и способов ее осуществления, а также существующих проблем, связанных с их реализацией.
Действующее российское законодательство, регламентируя защиту прав и свобод человека и гражданина, называет в качестве основных способов защиты государственную защиту. Она исходит из соответствующих конституционных норм и положений действующего законодательства, которые в той или иной степени отражают степень участия государственной власти в правозащите.
Большинство демократических конституций отразили в качестве главной или первейшей обязанности государства защиту своих граждан. Так, ст. 81 «Первоочередные обязанности государства» Конституции Португалии провозгласила в качестве таковых разработку национальной политики в различных отраслях жизнедеятельности. В конечном счете эти обязанности нацелены на улучшение материального положения личности, ее развитие, удовлетворение ее социальных и духовных запросов. В конституциях стран СНГ и Балтии также особое внимание уделяется обязанности государства по защите прав граждан. Часть 2 ст. 3 Конституции Украины закрепляет, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Часть 1 ст. 16 Конституции Республики Молдова провозглашает, что уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства. В ст. 3 Конституционного закона Латвийской Республики «Права и обязанности человека и гражданина» обязанностью государства является защита человека, его жизни, свободы, безопасности, достоинства, прав и собственности. Все приведенные примеры конституционного регулирования государственных обязанностей по защите прав показывают их особую значимость для обеспечения жизнедеятельности общества и граждан.
Российский конституционализм не остался в стороне от указанных тенденций. Конституция РФ, отразив перемены, происшедшие во всех сферах российского общества, впервые за всю историю развития отечественной государственности провозгласила приоритет общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства и общества. Она закрепила основную обязанность государства — признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод является не только конституционно-правовой, но и международной правовой обязанностью Российской Федерации[2].
Из конституционных положений, непосредственно определяющих содержание, структуру и формы государственной защиты прав и свобод, на наш взгляд, необходимо выделить следующие. Во-первых, Конституция РФ устанавливает, что защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда следует, что все органы, выступающие от лица государства, должны функционировать исходя из данной конституционной обязанности. Во-вторых, государственная защита прав и свобод в Российской Федерации гарантируется,
т. е. конституционные нормы закрепили определенный механизм защиты и систему гарантий для эффективной защиты прав и свобод.
В-третьих, в Конституции РФ закреплены высшие органы государства, осуществляющие государственную защиту прав и свобод личности. В-четвертых, поскольку каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, приоритет в государственной защите отдается суду.
В-пятых, российские граждане вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод. Таким образом, гарантируется контроль за осуществлением внутригосударственной защиты и доведение ее до конца.
Анализ современной законодательной базы позволяет сделать вывод о том, что понятие «государственная защита» используется законодателем для описания как защиты прав всех граждан, так и защиты отдельных категорий населения. Государственная защита граждан связывается с возникновением каких-либо опасностей и угроз, устранение которых невозможно без использования государственной силы.
Причем законодатель, вкладывая в содержание государственной защиты определенное содержание, зачастую указывает на то, что государственная защита может осуществляться: с использованием специальных правовых режимов[3]; путем контрольно-надзорной деятельности государственных органов[4]; при помощи нормирования, стандартизации[5] и установления ограничений и запретов[6] на определенные виды и формы деятельности; путем проведения комплекса защитных мероприятий в рамках реализации правозащитных функций[7]; применением санкций[8] и других.
Государственной защите подлежат прежде всего лица, имеющие наибольшую ценность для самого государства и обеспечения реализации его функций: судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, государственные служащие, работники прокуратуры и др. Таким образом, конституционная формулировка о гарантировании государственной защиты в буквальном смысле детализируются применительно к отдельным категориям граждан и сфере приложения их труда. Например, в ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее — Закон № 45-ФЗ) отмечается, что обеспечение государственной защиты указанных категорий лиц состоит в осуществлении уполномоченными на то органами мер безопасности правовой и социальной защиты. В ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывается, что одним из основных прав гражданского служащего является государственная защита его жизни и здоровья, а также жизни и здоровья членов своей семьи и принадлежащего ему имущества.
Кроме того, государство гарантирует свою защиту лицам, жизни и здоровью которых угрожает реальная опасность, — это потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ) государственная защита данных лиц осуществляется посредством применения мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной защиты.
Приведенные примеры показывают, что законодатель вкладывает в содержание государственной защиты меры безопасности и меры социальной защиты. Последние используются также для обеспечения правовой защищенности инвалидов, ветеранов, детей и других категорий, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.
Вместе с тем в законодательстве категория «государственная защита» чаще всего носит до-
статочно абстрактный характер и означает возможность государства (его органов) защищать те или иные права, не конкретизируя, о чем идет речь: о защите нарушенных прав или о гарантиях, формах реализации тех или иных прав.
В ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» говорится о
государственной защите прав потребителей.
В ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляется обязанность органов государственной власти по принятию мер, направленных на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Кроме того, понятие «государственная защита» иногда используется законодателем при описании защиты от определенных угроз, способных причинить вред правам граждан. Например, государственная защита обеспечивается от недобросовестной рекламы, способной ввести в заблуждение и нанести вред здоровью граждан (ст. 6 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»), от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Конституционные положения, регламентирующие защиту прав и свобод, позволяют сделать вывод, что под государственной защитой прав и свобод человека и гражданина понимается соответствующая деятельность всех ветвей государственной власти. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные права и свободы не остались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле.
Государственная защита характеризуется следующими особенностями. Во-первых, адресностью, так как защита в большинстве случаев предоставляется отдельным гражданам (на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих). Во-вторых, ситуационностью, например, в связи с участием лица в уголовном судопроизводстве; реальность угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества, защита жизни и здоровья и (или) имущества перечисленных в законе лиц. Полнота предполагает использование различных видов защиты. Закон называет в качестве самостоятельных видов защиты использование мер безопасности и социальной поддержки. В-третьих, быстротой реагирования соответствующего органа. Суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе совершения опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении. В-четвертых, конфиденциальностью защиты. Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
Государственная защита прав и свобод предусматривает ряд необходимых для этого предпосылок. Среди них основными можно считать:
— законодательное закрепление соответствующих прав и свобод;
— обеспечение их экономическими, политическими и юридическими гарантиями;
— наличие у государства особого механизма защиты прав и свобод.
Эта формула — законодательная регламентация, гарантии реализации и механизм государственной защиты — должна предусматриваться во всех случаях, если законодатель предполагает, что декларированная обязанность даст положительный эффект отдельной личности и всему обществу в целом.
Государственная защита выступает в качестве основного способа защиты прав и свобод, все остальные способы дополняют действующую систему. Только государство располагает достаточными средствами (как принудительными, так и поощрительными) для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Содержание понятия «государственная защита» в законодательстве точно не определено. Например, в Законе № 119-ФЗ она трактуется как осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве. Статья 1 Закона № 45-ФЗ уточняет, что государственная защита состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных данным законом мер государственной защиты, среди которых перечислены: меры безопасности, меры правовой и социальной защиты. Большая часть нормативных правовых актов, по сути, использует понятие «государственная защита», не определяя, что же в данном контексте она будет собой представлять.
На основании изложенного можно сделать вывод, что правовое регулирование защиты прав и свобод граждан характеризуется следующими особенностями: отсутствием единообразия в понятийном выражении форм, способов и механизмов защиты прав граждан; разнообразием видов, форм и способов защиты; ориентированностью защиты на отдельные категории граждан; некодифицированностью и нечеткостью выражения принципов защиты; отставанием от реальных опасностей, защита от которых, по сути, и составляет предназначение данного института.
На наш взгляд, нужна современная научная концепция, позволяющая предвидеть динамику развития российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей. Важно определить приоритетные законы, последовательность принятия законов исходя из интересов граждан и государства, потребностей экономики, социальной и политической сфер.
Законодательство в силу самой своей природы — чрезвычайно консервативная вещь, требующая крайне осторожного и продуманного обращения. Оно абсолютно не терпит абстрактного радикализма. Это важнейшая предпосылка качества правовой формы, которая, как известно, очень тесно связана с духовной культурой, общественным сознанием и социальной практикой людей. Прогресс этой сферы во многом связан не столько с отказом от заслуживающего критики законодательства и с форсированным производством новых, «лучших» актов, сколько с упорядочением и систематизацией имеющегося нормативного материала и закреплением реальных механизмов защиты прав граждан.
 
Библиография
1 Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. заверил, что государство будет выполнять все свои обязательства перед людьми // См.: Российская газета. 6 нояб. 2008.
2 На это неоднократно обращает внимание в своих решениях Конституционный Суд РФ. Так, в Определении КС РФ от 04.12.2003 № 421 указано, что обязанность государства обеспечивать названным в нем категориям граждан надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения профсоюзов в области труда, вытекает и из положений статей 2 и 3 Конвенции МОТ № 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию, подп. «б» п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 98 1949 года о применении принципов права на организацию и на введение коллективных договоров, статей 1 и 2 Конвенции МОТ № 135 1971 года о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях.
3 См., например, федеральные законы от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; от 21.12.1994 № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4 См., например, гл. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”»; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
5 См. ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
6 См. ст. 16 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
7 См.: ст. 1 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»; ст. 2 ГПК РФ; ст. 6 УПК РФ.
8 См., например: статьи 12, 13, 23 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».