А.Н. ЕЖОВ,

доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН

 

Повышенная опасность оружия определяет задачи и особенности правового регулирования общественных отношений, предметом которых оно выступает. Задачами этого регулирования признаются защита жизни и здоровья граждан, защита собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Соответственно, необходимо установление границ сферы оборота оружия и других опасных предметов и веществ, определение круга субъектов оборота и порядка их включения в данную сферу, формулирование конкретных правил предосторожности и установление ответственности за их нарушение.

Первостепенное значение задача правового регулирования оборота оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов приобретает в Вооруженных силах РФ. Это определяется тем, что правильное использование боевых средств обеспечивает не только безопасность военнослужащих, но и является важнейшей составной частью боеготовности и боеспособности частей и подразделений, условием выполнения задач, стоящих перед армией, флотом и другими воинскими формированиями страны. Названные общегосударственные задачи правового регулирования оборота оружия конкретизируются в задачах вооруженной борьбы, прежде всего достижения победы над противником. Условием решения этих задач является обеспечение сохранения жизни и здоровья военнослужащих, а также сохранности самих средств вооруженной борьбы и другого военного имущества.

Проблема правового регулирования оборота боевого оружия в Вооруженных силах РФ представляет в связи с этим особый интерес для военного права. Определение правового статуса боевого оружия, оснований и пределов его использования, особых прав и обязанностей военнослужащих в обороте оружия до сегодняшнего дня продолжает оставаться одной из самых актуальных научных и практических задач при осуществлении военной реформы1. Однако правовая регламентация оборота боевого оружия интересует нас лишь в достаточно узком аспекте правовых оснований ответственности военнослужащих за преступления против порядка этого оборота.

Наиболее общей правовой базой отношений в сфере использования источников повышенной опасности и основой регулирования оборота оружия в обществе в целом и в вооруженных силах является Конституция РФ. Однако она непосредственно не регулирует оборот оружия, а определяет лишь фундаментальные, базовые положения для последующего решения вопросов правового регулирования. В анализируемом нами аспекте важны два обстоятельства. Во-первых, Конституция РФ в статьях 20—22, 35, 41 гарантирует право на жизнь, обеспечение неприкосновенности личности и собственности, охрану здоровья. В соответствии со ст. 18 именно права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов[1]. Во-вторых, в ст. 59 Конституция РФ формулирует правовые основания военной службы, обязанности граждан по защите Отечества. В этом отношении конституционные нормы служат юридической основой развития текущего законодательства, регулирующего общественные отношения по обороту оружия как в обществе в целом, так и в его вооруженных силах.

На протяжении последних лет в России на базе конституционных положений интенсивно формировалась и была создана достаточно стройная система законодательства об оружии. Она объединяет нормативные правовые акты различной юридической силы, включающие в себя наряду с конституционными положениями нормы федеральных законов, других нормативных актах федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, государственной власти и управления, нормативные акты, издаваемые министром обороны и его заместителями, другими министерствами и ведомствами, определяющие общие и специальные обязанности и права граждан в обороте оружия.

Законодательство об оружии весьма подробно регламентирует и поведение военнослужащих в сфере данных отношений. При этом следует выделить две основные группы прав и обязанностей, составляющих существо данных отношений и важных для решения вопросов о криминализации их нарушений: первая — общие (общегражданские) права и обязанности военнослужащих; вторая — специальные (военно-служебные) права и обязанности военнослужащих.

Анализ действующего законодательства об обороте оружия показывает, что в этом аспекте можно выделить две группы правовых актов: во-первых, законы и подзаконные правовые акты, регламентирующие как общие, так и специальные права и обязанности военнослужащих; во-вторых, законы и подзаконные правовые акты, регламентирующие специальные права и обязанности военнослужащих.

Основным правовым актом, регламентирующим оборот оружия в Российской Федерации, охватывающим помимо прочего поведение военнослужащих и участников других государственных военизированных организаций, является Федеральный закон от 31.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. от 29.06.2004; далее — Закон об оружии). Этим законом введено новое для российского законодательства понятие «оборот оружия», включающее производство, продажу, передачу, приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз из Российской Федерации. В Законе об оружии сформулированы соответствующие правила поведения во всех указанных сферах, уточнена структура общественных отношений, включая отношения в сфере торговли оружием, его коллекционирования, экспонирования и перевозки, за исключением экспорта и импорта оружия.

Понятия, включенные в «оборот оружия», подразумевают хотя и взаимосвязанные, однако достаточно самостоятельные сферы взаимодействия лица и оружия, каждая из которых нуждается в детальном правовом регулировании и охране. Наиболее общие вопросы этого регулирования отражены в Законе об оружии. Так, закон устанавливает основные категории субъектов, имеющих право на приобретение оружия, основные требования к порядку продажи оружия. Однако очевидно, что более подробное правовое регулирование этих сфер может быть осуществлено только на основе иных нормативных актов, прежде всего применительно к различным видам оружия и категориям граждан, участвующим в его обороте.

Закон об оружии определяет общие права и обязанности всех граждан в сфере оборота оружия. Кроме того, он отмечает, что отдельные вопросы оборота, специальные права и обязанности граждан (например, применение оружия военнослужащими) регламентируются иными правовыми актами.

Важное значение в регулировании общественных отношений по обороту отдельных видов оружия, предметов и веществ, представляющих повышенную опасность, принадлежит указам, распоряжениям и другим актам, издаваемым Президентом РФ.

Решение конкретных вопросов определения содержания общих прав и обязанностей граждан в сфере оборота оружия отнесены Законом об оружии к компетенции Правительства РФ. Так,  основные правила оборота служебного и гражданского оружия, порядок ведения государственного кадастра оружия, иные вопросы правил оборота оружия регламентированы постановлениями и другими актами Правительства РФ.

В соответствии со ст. 28 Закона об оружии осуществление контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации возложено, в частности, на органы внутренних дел. Представляется, что это положение нуждается в законодательном уточнении, ибо буквальное его толкование приводит к выводу о том, что указанные органы осуществляют контроль за оборотом оружия и в Вооруженных силах РФ, что вряд ли целесообразно и осуществимо в организационно-техническом плане. По нашему мнению, такой контроль в вооруженных силах и других воинских формированиях страны должны осуществлять органы военной прокуратуры или военной полиции (если будет реализовано предложение о создании последних). Вместе с тем следует отметить важность нормативных актов, издаваемых МВД России по вопросам организации оборота оружия. Отдельные частные вопросы оборота оружия могут быть регламентированы в нормативных актах некоторых иных министерств и ведомств[3].

Нормы специального характера, относящиеся к обороту оружия в вооруженных силах, также содержатся в правовых актах различных уровней. Основным из них является Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 22.04.2005). Именно он связывает правовой статус этой категории граждан с возложением на них обязанностей по вооруженной защите государства. В соответствии с данным законом военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом российским законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных сил РФ.

Специальные обязанности военнослужащих по использованию оружия, например при охране Государственной границы, регламентированы Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2005), который определяет правила применения оружия и боевой техники военнослужащими пограничных войск, войск ПВО и ВМФ при отражении вооруженного вторжения на территорию страны, а также в некоторых других случаях.

Законодательство конкретизирует порядок оборота оружия применительно и к отдельным категориям военнослужащих. Так, Постановлением Верховного Совета РФ от 17.02.1993 № 4496-1 на военнослужащих, прикомандированных к подразделениям налоговых расследований, частично распространены основания, порядок, условия и пределы применения огнестрельного оружия, установленные для работников милиции.

В структуре законодательства об обороте оружия в вооруженных силах важное место принадлежит нормам воинских уставов, которые подразделяются на общевоинские и боевые. Общевоинские признаются основополагающими нормативными актами, регламентирующими жизнь, быт и деятельность личного состава. В анализируемом нами аспекте общевоинские уставы конкретизируют участие военнослужащих в обороте боевого оружия. Так, раскрывая права военнослужащих, ст. 11 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993; далее — Устав) отмечает, что военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. Та же норма содержит общие (распространяемые на всех военнослужащих) основания применения оружия, а также некоторые специальные основания — в отношении применения оружия лицами, входящими в состав караула, а также командирами (начальниками). В ст. 12 Устава содержатся общие правила, регламентирующие порядок и условия применения оружия военнослужащими. Устав затрагивает и сферу отношения к оружию, возлагая на всех военнослужащих обязанность знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику (ст. 13). Обращает на себя внимание специально подчеркнутая обязанность соблюдать требования безопасности военной службы (ст. 17) и указание на то, что внутренний порядок достигается, в частности, выполнением правил эксплуатации (использования) вооружения (ст. 157), которые непосредственно корреспондируют в анализируемом нами аспекте со ст. 349 Уголовного кодекса РФ.

Боевые уставы видов вооруженных сил и родов войск введены в действие приказами министра обороны или его заместителей и регламентируют основы ведения боевых действий, в том числе основания и порядок применения вооружения.

Отдельные военные правовые акты развивают указанные выше нормы, конкретизируя общие и устанавливая специальные обязанности военнослужащих при обороте оружия. В этом плане следует отметить прежде всего приказы и директивы министра обороны и его заместителей (а также действующие приказы министра обороны СССР), наставления, руководства, инструкции и другие акты органов военного управления, которые развивают положения законов и уставов, устанавливают специальные правила оборота боевого оружия в вооруженных силах, а также в других войсках и воинских формированиях. В пределах предоставленной компетенции эти вопросы решают командиры (начальники) и руководители других уровней.

Следует отметить, что преступления, выражающиеся в нарушении правил оборота боевого оружия, могут быть совершены любым лицом, обладающим признаками субъекта преступления по российскому уголовному праву, в том числе и военнослужащим. Вместе с тем не каждое деяние, совершенное в этой сфере, посягает на воинский правопорядок. Необходимо установление специальных правил, регулирующих те стороны оборота оружия, которые непосредственно связаны с обеспечением выполнения вооруженными силами стоящих перед ними задач. Это определяется как спецификой боевого оружия, так и особенностями обязанностей, которые возложены на военнослужащих.

Характерно, что аналогично решаются проблемы правового регулирования оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и в армиях зарубежных государств.

Анализ действующего российского военного законодательства и тенденций его развития показывает, что практически все стороны оборота оружия, определяемого Законом об оружии, являются объектом специального военно-правового регулирования, хотя в различных сферах оборота оно осуществляется с разной степенью детализации. Так, в вооруженных силах почти не осуществляются производство оружия, его продажа, экспорт и импорт, что в принципе не подразумевает специального военно-правового регулирования. Не требуют, в силу немногочисленности таких случаев, особого правового регулирования приобретение, изъятие и уничтожение оружия, ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз. Указанные стороны оборота урегулированы общим законодательством, требования которого в этой части обязательны и для военнослужащих. Вместе с тем следует заметить, что отдельные вопросы, обусловленные спецификой их решения в вооруженных силах, потребовали создания специальных правил.

Что касается учета, хранения, ношения, транспортировки и использования оружия, прежде всего боевого, то военное законодательство детально регламентирует поведение военнослужащих в этих сферах.

Таким образом, в настоящее время под влиянием социально-политических, экономических, нравственно-этических, культурных и иных факторов в России сложился порядок оборота оружия, отраженный в специально установленных и нормативно закрепленных правилах как система правоотношений между государством и гражданами (их коллективами) по производству, торговле, продаже, передаче, учету, приобретению, коллекционированию, экспонированию, уничтожению, транспортировке, использованию, хранению, ношению, изъятию, перевозке, ввозу и вывозу оружия. Главной целью формирования данных отношений является обеспечение общественной безопасности.

Посягательства на порядок оборота оружия представляют особую общественную опасность, поскольку имеют повышенную потенциальную способность причинения ущерба жизни, здоровью граждан, ущерба собственности и могут привести к другим тяжким последствиям. Это обусловило необходимость уголовно-правовой охраны оборота оружия.

Порядок оборота оружия в вооруженных силах является органической составной частью порядка оборота оружия в Российской Федерации. Эти общественные отношения отличаются определенными специфическими признаками, позволяющими выделить их из общей структуры отношений по обороту оружия.

По нашему мнению, эти признаки определяются следующими положениями. Порядок оборота оружия в Вооруженных силах РФ охватывает не все сферы оборота, а только ту их часть, которая включена в порядок несения военной службы и непосредственно обеспечивает выполнение задач, стоящих перед вооруженными силами. Сюда входят:

· отношения, связанные с сохранностью оружия, урегулированные правилами приобретения, хранения, изъятия и т. п.;

· отношения по использованию оружия, урегулированные правилами применения, обращения и т. п.;

· иные отношения по обороту оружия, обеспечивающие безопасность окружающих.

Общая цель охраны общественной безопасности трансформируется применительно к порядку оборота оружия в Вооруженных силах РФ в специальные цели обеспечения боеготовности и боеспособности вооруженных сил. Достижение этих целей одновременно гарантирует безопасность окружающих, сохранность имущества и т. п. В качестве субъектов оборота оружия выступают, с одной стороны, военнослужащий, с другой — орган военного управления, который в установленном законодательством порядке включает военнослужащего в оборот оружия, возлагает на него специальные обязанности и обеспечивает выполнение этих обязанностей, гарантируя военнослужащему соответствующие права.

Предметом специальных отношений, определяемых как оборот, являются специфические средства — боевое оружие.

Формирование в России законодательства об оружии стало важным шагом на пути к правовому государству, обеспечению прав и свобод граждан, укреплению законности и правопорядка. Анализ этой законодательной базы и опыта ее применения позволяет наметить пути ее дальнейшего совершенствования:

· систематизации и согласования нормативных актов;

· сохранения в правовом регулировании оборота оружия приоритета федерального законодательства (прежде всего федеральных законов) при сокращении подзаконной правовой базы;

· учета в правовом регулировании оборота оружия основных составных частей оборота, перечисленных в ст. 1 Закона об оружии (при том, что каждая из этих составных частей нуждается в самостоятельном правовом регулировании);

· упорядочения понятийного аппарата административного, уголовного, гражданского и иного законодательства применительно к сфере оборота оружия, его расширения на основе использования опыта зарубежного законодательства, раскрыв в законе такие понятия, как изготовитель, владелец, пользователь оружия, обращение с оружием и т. п.

В едином системном правовом регулировании нуждается и оборот взрывчатых веществ, взрывных устройств, некоторых иных предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих. В Российской Федерации отсутствует федеральное законодательство, регулирующее оборот взрывчатых веществ. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в нескольких постановлениях Правительства РФ и ряде иных, несогласованных между собою подзаконных актов. Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о необходимости принятия федерального закона об обороте взрывчатых веществ, а также более системного регулирования этой сферы отношений в ведомственных нормативных актах. Особая опасность деятельности по обороту взрывчатых веществ в вооруженных силах обусловливает потребность в ее детальном правовом регулировании в военном законодательстве. По нашему мнению, наиболее общие положения такого регулирования могут быть отражены в воинских уставах, а также отдельном систематизированном правовом акте Минобороны России.

Требует дальнейшего совершенствования и военное законодательство об обороте оружия и боеприпасов. Необходимо скорейшее принятие правил оборота боевого оружия, где следует отразить основные требования к поведению военнослужащих во всех сферах оборота боевого оружия и боеприпасов. Детализация правил по отношению к различным категориям военнослужащих и сферам их служебной деятельности может быть осуществлена в воинских уставах, наставлениях, инструкциях и других актах органов военного управления. Необходим единый правовой акт, регламентирующий наиболее общие требования безопасности при обращении военнослужащих с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими предметами и веществами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Разрозненные правила обращения (зачастую неясные и противоречивые) содержатся лишь в отдельных актах военного законодательства. Это крайне отрицательно сказывается как на обеспечении безопасности военной службы, так и на решении вопросов ответственности за причинение вреда при неосторожном обращении с оружием и другими опасными предметами.

В законодательстве необходимо четко регламентировать характер отношений, возникающих при закреплении за различными категориями военнослужащих боевого и иного оружия и боеприпасов, а также пределы возможного владения, пользования и распоряжения таким оружием.

 

Библиография

1 См.: Военное право: состояние и перспективы развития («Круглый стол» журнала «Государство и право») // Государство и право. 1994. № 8—9. С. 3—42.

2 В связи с этим справедливым следует признать мнение А.А. Тер-Акопова о необходимости не только провозглашения в основном законе указанных прав граждан, но и более четкого определения соответствующих им обязанностей, ибо акцентирование внимания на правах и свободах без достаточно четкого определения обязательств делает эти права и свободы беззащитными от посягательств. (См.: Тер-Акопов А.А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения. — М., 1995. С. 12.)

3 См., например: Приказ Минздрава России от 11.09.2000 № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия»; Приказ Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по боеприпасам и МВД РФ от 03.06.2000 № 128/135/601 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования производства оружия»; Приказ Федеральной службы воздушного транспорта и МВД России от 30.11.1999 № 120/971 «Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета»; Приказ ГТК России от 21.03.2000 № 217 «Об организации и проведении контрольного отстрела оружия».