М.Ю. МИЖИНСКИЙ,

аспирант кафедры административного и финансового права МГИМО(У) МИД России

 

В  современном мире инновационная деятельность рассматривается как один из главных факторов модернизации экономики и поддержания конкурентоспособности в условиях глобализации. Поддержка развития новых технологий становится первоочередной задачей государства, и решение ее невозможно без привлечения частного финансового капитала. Однако в условиях снятия ограничений на перемещение капиталов инвесторы сами вправе решать, в какую отрасль какой страны они переместят миллиарды долларов, а технические средства позволяют это сделать в считанные минуты. От того, насколько успешно национальные правительства решат задачу по созданию как для зарубежного, так и для отечественного инвестора четких правил игры и надежных гарантий возврата прибыли от инвестиций, направляемых на финансирование инновационного развития, и зависит от того, в пользу какого государства будет принято это решение.

Страны Западной Европы признали объективные вызовы инновационного развития позже США и предпринимают активные действия для адекватного на них ответа. В Европе это выражается прежде всего в определении ключевых параметров национальных и региональных инновационных систем, разработке новых организационно-правовых форм их ускоренного формирования в рамках программы создания единого европейского научного пространства. Сегодня в ЕС применяются следующие меры государственной поддержки[1]:

· создание инфраструктуры, благоприятной для инновационной деятельности;

· прямое государственное финансирование научных исследований путем выделения грандов, предоставления кредитов, субсидий;

· предоставление государственных гарантий;

· поддержка и развитие системы рискового (венчурного) финансирования;

· налоговые стимулы.

Большинство стран — членов ЕС в инновационной политике применяют одновременно несколько инструментов. При этом во многих странах мира весьма эффективно используются налоговые льготы, предоставляемые частному бизнесу. Речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды как источник инвестиций в инновации. Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

Законодательство многих государств — членов ЕС позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов на исследования и экспериментальные разработки, произведенные в отчетный период. Большинство налоговых льгот в целях поощрения инноваций в ЕС относится к хозяйственной деятельности юридических лиц и применяется при исчислении и уплате налога на прибыль компаний в течение фискального года.

Несомненно, различие специфических начальных и последующих факторов формирования инновационных условий в отдельных странах ЕС и в регионе в целом обусловливает невозможность единообразного и повсеместного применения инструментов инновационной политики.

Например, определенную специфику имеет правовое регулирование налогового стимулирования инновационной деятельности Великобритании. Так, оно, в частности, допускает уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль в размере суммы затрат на исследования и экспериментальные разработки в течение года, когда эти затраты были произведены[2]. Такая налоговая скидка предусмотрена для исследований и экспериментальных разработок, связанных с хозяйственной деятельностью компании. В отличие от многих других стран, здесь допускается немедленное списание всех расходов на приобретение основных средств в целях осуществления исследований и разработок, в том числе расходов на оборудование и технику, хозяйственные строения, за исключением земельных участков и жилых помещений[3]. Это создает возможность применения льготы к внутрифирменным исследованиям, позволяя вычитать относящиеся к исследованиям расходы из затрат и на основные средства, и относимые на выручку. Этот метод правового регулирования способствует активизации совместных исследований, допуская списание отчислений из выручки для научных объединений.

Кроме того, законодательством предусмотрено поощрение сотрудничества науки и промышленности за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли промышленных компаний на сумму отчислений на научные исследования университетов, колледжей и иных научно-образовательных учреждений. В каждом из этих случаев понесенные компанией расходы могут быть списаны как затраты при исчислении полученной прибыли для целей налогообложения, что составляет 100%-й вычет расходов на исследования.

Следует отметить, что указанными льготами могут воспользоваться только компании — резиденты Великобритании, т. е. все компании, учрежденные в Великобритании, а также компании, управление и контроль за деятельностью которых осуществляются в пределах страны. Определяющим условием при этом является место проведения собраний Cовета директоров либо место принятия ключевых решений. В меньшей степени учитывается место нахождения органов ежедневного управления. В случаях, когда компания, согласно праву Великобритании, имеет все основания для признания ее резидентом, однако рассматривается как резидент другого государства по условиям международного договора по вопросам налогообложения, эта компания не будет являться субъектом налогообложения в Великобритании. Компании-резиденты уплачивают налог на корпорации со всех доходов и подлежащих налогообложению выгодоприобретений независимо от места их получения.

Исчисление ежегодного дохода и убытков производится накопительным методом. Доход от хозяйственных операций рассчитывается из полученной стоимости. Фактический доход может определяться исходя из рыночной стоимости в случаях сделки между объединенными общим контролем компаниями, а также при отнесении материальных средств на счет товарных запасов и при передаче товарных запасов от одного налогоплательщика другому либо при передаче их в употребление[4].

Признаки, по которым та или иная деятельность может быть отнесена к инновационной, определяются Министерством финансов Великобритании. Департамент торговли и промышленности издал Разъяснения о НИОКР в целях налогообложения[5], имеющие обязательную силу для субъектов налоговых отношений[6]. Определение, которое дается в этом документе, основано на положениях Руководства Фраскати[7], используемых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для проведения обзора практики НИОКР. Согласно этому определению, в качестве НИОКР рассматриваются:

· фундаментальное исследование, проводимое с целью приобретения новых научных или опытных знаний;

· прикладное исследование, позволяющее получить новую информацию в определенной практической области;

· совершенствования, использующие научные или технические знания с целью производства новых или улучшенных материалов, продуктов или устройств[8].

Не рассматриваются в качестве НИОКР:

· исследования в общественных науках, искусстве и гуманитарных областях, за исключением исследований, являющихся неотъемлемой частью НИОКР;

· обычное тестирование качества; косметические или стилистические изменения существующих продуктов;

· изучение производственных процессов, таких как управление или эффективность производства;

· корректирующая деятельность технологических процессов производства; правовая и административная работа в целях получения, защиты или передачи патентов;

· сборка, перемещение оборудования, исследование рынка, продвижение продаж;

· разведка полезных ископаемых;

· информационные услуги, не являющиеся частью проекта НИОКР;

· обычное усовершенствование и развитие компьютерных продуктов;

· обычное медицинское обследование;

· коммерческая или финансовая деятельность, необходимая для продвижения усовершенствованного продукта или услуги;

· административные и вспомогательные услуги, не являющиеся частью проекта НИОКР[9].

Компьютерное программное обеспечение рассматривается либо как объект НИОКР, либо как средство достижения целей НИОКР[10].

Окончательное решение об отнесении деятельности к НИОКР составляет компетенцию Государственного департамента по торговле и промышленности Великобритании. На официальном интернет-сайте Службы внутренних доходов предусмотрено специальное Руководство для компаний, сомневающихся в возможности правильного отнесения деятельности к категории НИОКР[11]. Руководство отличается простотой и ясностью изложения основных критериев, что позволяет с легкостью определить границы НИОКР как созидательной творческой работы в области науки и технологии с целью приобретения нового научного знания, а также иных видов деятельности, не признаваемых в качестве основания для применения льгот, — таких как коммерческое развитие или маркетинговое исследование.

При взимании налога на доходы компаний, согласно Закону о налоговых льготах на инвестирование капитала[12] (Capital Allowances Act (CAA)2001[13]), налоговые вычеты предусмотрены в отношении капитальных затрат на осуществляемую или планируемую деятельность, признанную НИОКР. Капитальными затратами на НИОКР признаются расходы на осуществление НИОКР, включая затраты на приобретение и обслуживание строений (за исключением земельной собственности), оборудования и техники как неотъемлемых элементов строений. Затраты на приобретение прав требования или иных прав, возникающих в результате осуществления НИОКР, в качестве капитальных вложений не рассматриваются. Требованиям, необходимым для признания в качестве капитальных вложений, отвечают также расходы на осуществление разведки и разработку нефтяных и газовых месторождений[14].

При взимании налога на доходы физических лиц льготы могут быть применены в отношении лиц, осуществляющих соответствующую деятельность, за исключением тех, для кого эта деятельность является профессиональной обязанностью.

Согласно законодательству о налогообложении доходов компаний, льгота в отношении НИОКР имеет форму ускоренной (налоговой) амортизации соответствующих расходов в размере 100% затрат. Затраты на НИОКР вычитаются при исчислении дохода от деятельности.

Налоговое законодательство не различает в целях налогообложения затраты на исследования (research) и разработки (development), хотя, по существу, понятия разработки могут квалифицироваться как НИОКР только в случаях, когда с их помощью приобретаются качественно новые знания.

Льгота в форме 100%-го вычета расходов предусмотрена в отношении сумм, передаваемых научно-исследовательским организациям, университетам и институтам для проведения соответствующих виду деятельности научных исследований. В этом случае научное исследование определяется как фундаментальное или прикладное изучение с целью развития знания о предмете. Законодательство не содержит требования о необходимости проведения исследований исключительно на территории Великобритании, однако Министерство торговли и промышленности Великобритании оказывает предпочтение именно национальным научным и учебным заведениям при утверждении их в качестве получателя денежных сумм, подлежащих вычету из налогооблагаемого дохода передающего их лица. Законодательство о подоходном налоге предлагает аналогичную схему исчисления налога.

На основании раздела S393 Закона о подоходном налоге и налоге на прибыль (ICTA1988[15]), компании могут зачесть убытки при исчислении иных доходов компании в текущем году доходов группы компаний в текущем году (S403ICTA1988) либо доходов компании в предыдущем году (S393(2)ICTA1988), равно как и доходов от аналогичной деятельности в будущие годы без ограничения временного срока применения требования зачета прошлых издержек (S393(1)ICTA1988).

Физические лица могут учесть издержки при исчислении дохода в текущем (S380(1)ICTA1988) и предыдущем году (S380(2)ICTA1988), а также при исчислении дохода от аналогичной деятельности в любой год последующего периода без ограничения срока (S385ICTA1988)[16].

С 2000 года действует специальная норма в отношении расходов, относимых на выручку[17]. Она применяется для налогообложения доходов компаний. Предложено три схемы налоговых вычетов: в отношении крупных компаний (S53 & Schedule 12 Finance Аct 2002[18]) — для расходов, возникших после 31 марта 2002 г.; в отношении малых и средних предприятий (S69 Schedule 20 Finance Act 2000; Schedule 15 Finance Act 2002) — для расходов, возникших после 31 марта 2000 г., в отношении любых компаний, осуществляющих исследования по разработке вакцин (S43, Schedule 13 и 14 Finance Act 2002), — для расходов, возникших после 21 апреля 2003 г.

При предоставлении налогового кредита применяются общие правила определения соответствия деятельности компании требованиям, предъявляемым к НИОКР, при наличии в них дополнения-изъятия, касающегося разведки и оценки газовых и нефтяных месторождений: этот вид деятельности исключен из числа тех, котрые имеют право на льготы.

В законодательстве к расходам, в отношении которых могли применяться схемы налогового кредитования, относились расходы на оплату труда (они обычно ограничивались расходами на оплату труда руководителей проекта и работников, непосредственно задействованных в проекте НИОКР) и оплату потребляемых средств (материалов и предметов, используемых при осуществлении НИОКР). Закон о финансах 2003 года (The Finance Act 2003[19]) расширил возможности предоставления льготы, допустив учет расходов на оплату труда привлекаемых к выполнению НИОКР внештатных работников. Закон о финансах 2004 года[20] внес поправки, предусмотревшие учет расходов на компьютерные программные лицензии, энергию, топливо, воду, потребляемые в целях НИОКР.

Скидка в размере 100% расходов предоставляется в отношении средств, затраченных на приобретение капитальных и материальных активов; при этом учитываются только уже произведенные расходы[21].

Существуют определенные особенности предоставления налоговых вычетов и налоговых кредитов по расходам на НИОКР для малых и средних предприятий. Налоговый кредит по расходам на исследования и экспериментальные разработки был включен в налоговую систему права Великобритании с целью обеспечения дополнительных скидок по расходам на определенные научные исследования малых предприятий с апреля 2000 года[22]. С апреля 2000 года по декабрь 2004 года было подано около 13 тыс. заявлений о получении налогового кредита и примерно 700 млн фунтов стерлингов было израсходовано государством на поддержку малых предприятий[23].

Следует назвать два важных элемента, составляющих специфику налогообложения малого бизнеса: повышенное списание расходов на исследования и налоговый кредит для убыточных компаний.

К категории малого и среднего бизнеса согласно Рекомендациям Европейской комиссии от 3 апреля 1996 г.[24] отнесены компании с числом сотрудников менее 250, годовым оборотом не более 40 млн евро либо годовым балансом до 27 млн евро, являющиеся не более чем на 25% собственностью компании или группы компаний, не относящихся к категории малого и среднего бизнеса. Эти лимиты могут быть увеличены в том случае, когда предприятием владеет государственная инвестиционная корпорация, венчурное предприятие либо институциональный инвестор, при условии неосуществления ими ни совместного, ни единоличного контроля[25]. При этом, согласно терминологии, использованной в приложении I Рамочных положений Европейского Сообщества о мерах государственной поддержки НИОКР (Community Framework for State Aid for Research and Development[26]), малые предприятия должны осуществлять исследования и экспериментальные разработки в области науки и технологии и проводить фундаментальные исследования, промышленные разработки, способствующие их конкурентоспособности. В частности, соответствующими условиям налогового кредитования признаются такие исследования и разработки, результатом которых является продукт, потенциальное коммерческое использование которого не исключено. Малые и средние предприятия имеют возможность применить налоговое кредитование лишь при превышении годовых расходов на исследования над обозначенной минимальной суммой затрат в год в размере 10 тыс. фунтов стерлингов.

Применить льготные схемы налогообложения можно и по отношению к расходам на исследования, предпринимаемые субъектами данного налогового правоотношения вне территории Великобритании.

Для целей предоставления налогового кредита учитываются следующие расходы: прямые затраты на персонал, привлеченный к осуществлению исследовательской деятельности (валовая оплата труда, исключая компенсации в натуральной форме и отчисления на государственное страхование и пенсионное обеспечение, уплачиваемые компанией); стоимость потребляемых промежуточных материалов; 65% платежей по субподрядам, если такие контракты необходимы для осуществления исследования (в случаях, когда субъект малого бизнеса не теряет прав на результат деятельности при заключении подрядного договора на выполнение части или всего объема НИОКР другим лицом). В качестве альтернативы (исключительно в случаях, когда субподрядчик и поручитель входят в состав коммерческого объединения) малое предприятие полностью может учесть в целях налогообложения действительные расходы на оплату труда привлеченных к осуществлению научных разработок сотрудников и стоимость потребленных материальных средств.

Налоговый кредит не применяется в отношении субсидированных научных исследований, а также исследований, имеющих связь с субсидированными государством проектами.

Интересно отметить, что малые предприятия могут заявить о праве использования освобождений, предусмотренных для крупных компаний, если не могут воспользоваться налоговым кредитом, предложенным для малого бизнеса в связи с получением государственной помощи[27]. Согласно законодательству о налогообложении корпораций, все компании могут исключать из налогооблагаемой базы 100% расходов на исследования как расходы на текущую деятельность. Налоговый кредит на исследования позволяет малым и средним предприятиям исключить дополнительно еще 50% расходов. Таким образом, общая скидка для НИОКР увеличивается до 150%.

Не имеющие прибыли предприятия малого и среднего бизнеса могут использовать налоговый кредит в последующем для вычета из сумм налога на доходы компании или отказаться от скидки в размере расходов на НИОКР с целью получения налогового кредита, равного 24% денежных затрат на НИОКР. Максимальный размер кредита ограничен размером социальных отчислений компании и отчислениями при получении доходов (pay-as-you-earn contributions)

Поскольку налоговый кредит рассматривается как расход, относимый на выручку, малое предприятие, уплачивающее налог на корпорацию в размере 20% (ставка для предприятий малого бизнеса), имеет возможность сокращать налоговый платеж на 10% от суммы расходов на исследования. В случаях, когда доходы компании облагаются налогом по наивысшей ставке (30%), но она все же относится к предприятиям малого бизнеса, налоговый кредит может достигать 15% от соответствующих расходов. Такая схема поддерживает начинающие компании и высокотехнологичные предприятия.

Компании могут отказаться от предоставления налогового кредита в обмен на возмещение 24% соответствующих расходов. Компания, отказавшаяся от получения налогового кредита, теряет право на 100%-й вычет в будущем в обмен на выплату, являющуюся 20%-й скидкой — комбинированным выражением налогового кредита и существующего налогового вычета из доходов субъектов малого бизнеса, облагаемых по ставке от 24 до 30%. В этих случаях сумма отказа ограничена допустимой степенью отнесения убытков на счет расходов на НИОКР и валовой суммой подлежащих уплате налогов и отчислений на обязательное страхование, уплачиваемых в соответствующий период.

Эта схема налогообложения не имеет ограничения по срокам действия и применяется ко всем без ограничения компаниям промышленного сектора с учетом приоритета правовых норм, регулирующих налогообложение отдельных видов деятельности.

Такой подход повышает конкурентоспособность компаний, пользующихся этой схемой, по сравнению с компаниями, являющимися субъектами налогообложения в других государствах — членах ЕС, и ориентирован на применение при прямом налогообложении в отношении малых и средних компаний. Принципы свободной и добросовестной конкуренции при этом не нарушаются, так как схема налогообложения осуществляется согласно положениям, предусмотренным ст. 87(1) (ранее 92(1)) Договора ЕС, а также соответствует обязательствам, изложенным в ст. 88(3) Договора ЕС и ст. 62(3) Договора о ЕЭС.

В целях соответствия изложенной схемы требованиям ст. 87(3)(с) Договора ЕС и ст. 61 (3)(с) Договора о ЕЭС должны быть определены следующие элементы: выгодоприобретатели — субъекты льготного правоотношения, виды исследований, допустимые затраты, интенсивность содействия.

Европейская комиссия по конкуренции проверила соответствие этих элементов нормам Рамочных положений Европейского Сообщества о мерах государственной поддержки НИОКР и в Рекомендациях от 3 апреля 1996 г. указала, что схема налогового кредитования исследований применима исключительно к компаниям малого и среднего бизнеса. К видам исследований, при осуществлении которых компании имеют право пользоваться схемой кредитования, отнесены фундаментальные исследования и промышленные разработки в целях достижения конкурентных преимуществ. Не включены в этот перечень повседневные или периодические изменения товаров, процессов производства, услуг и методов их осуществления[28].

Величина содействия компаниям малого и среднего бизнеса, уплачивающим налог на корпорации по ставке 20%, составляет 10%, а для рассчитывающих налог по ставке 30% — 15%. Максимально возможная величина налогового кредита по изложенной схеме для неприбыльных компаний, отказавшихся от налогового кредитования, — 24% от соответствующих расходов. (В действительности степень помощи значительно ниже, так как компания отказывается от существующего 100%-го изъятия расходов.) В этом случае малое предприятие получает эти 24% на НИОКР из средств Службы внутренних доходов наличными.

Налоговая скидка уменьшает налогооблагаемую базу компании по налогу на корпоративный доход, так что компания получает содействие на дату уплаты налога в налоговом периоде.

Налоговый кредит выплачивается компании Службой внутренних доходов после получения соответствующего заявления о предоставлении кредита в конце отчетного периода, пока такая возможность открыта. Могут быть согласованы промежуточные выплаты. После вынесения решения по заявлению компании выплачивается оставшаяся часть кредита. Максимально допустимая степень содействия — 100% для фундаментальных исследований, 50% — для промышленных разработок и 25% — для деятельности по созданию конкурентных преимуществ. Более того, возможна дополнительная прибавка к осуществляемой степени содействия в размере 10% для малых компаний.

Итак, схема налогового кредитования инновационной деятельности совместима с требованиями Европейского Сообщества о защите конкуренции и признана Европейской комиссией соответствующей Договорам ЕС и о ЕЭС[29].

Правовое регулирование предоставления налоговых льгот на НИОКР крупным компаниям, по мнению законодателя Великобритании, играет важную роль в повышении уровня расходов на НИОКР[30]. В консультативном документе (март 2001 года) Служба внутренних доходов Великобритании предложила использовать две схемы регулирования налоговых льгот: возрастающую (Incremental tax Scheme), при которой предоставление льгот зависит от повышения активности в области НИОКР, и объемную (Volume baSed Scheme), учитывающую общий объем затрат в целом в этой области.

Большинство опрошенных компаний заявили о предпочтении объемной схемы, указав на ее простоту, предсказуемость, справедливость по отношению к компаниям, занятым в долговременных проектах, и благоприятный режим для развивающихся предприятий.

Правительство одобрило применение объемной схемы, предложив компаниям выбрать один из трех возможных ее вариантов:

· простая объемная схема, предоставляющая налоговый кредит с учетом всех расходов на НИОКР — так называемый супервычет, превышающий 100% расходов;

· двухуровневая схема, определяющая уровень пониженного и повышенного налогового кредитования в зависимости от суммы расходов;

· сравнительная схема, учитывающая соотношение расходов на НИОКР в текущем и предыдущем годах и предоставляющая простой налоговый кредит только при превышении текущих расходов на определенную величину.

Крупные компании могут списать 125% расходов на НИОКР. И малые, и крупные компании, расходующие средства на проведение исследований и разработок в области получения вакцин против туберкулеза, малярии, ВИЧ и гепатита, имеют право списывать дополнительно 50% соответствующих расходов. Таким образом, например, крупная компания, занимающаяся разработкой вакцин, может рассчитывать на скидку в размере 175% соответствующих расходов.

В отличие от малых предприятий, имеющих право передавать по субконтрактам осуществление НИОКР иным малым или крупным предприятиям либо лечебным, научным, благотворительным заведениям и в последующем имеющих право заявлять о получении 150% скидки, крупные компании такого права не имеют. Крупные компании могут воспользоваться скидкой в размере 125% расходов на НИОКР лишь в случае передачи в субподряд проекта научно-исследовательским, лечебным, благотворительным организациям — так называемым организациям, освобожденным от уплаты налогов. Компания малого и среднего бизнеса может списать 125% расходов на работу, переданную им по договору подряда от таких освобожденных от налогообложения организаций либо правительственных агентств или крупных компаний. Крупные и малые компании могут воспользоваться скидкой в размере 150% соответствующих расходов на проекты исследований вакцин, переданные освобожденным от уплаты налогов организациям, либо 150% отчислений на финансирование таких проектов вышеуказанными организациями.

Исключительно в случае, когда участником таких правоотношений является компания малого бизнеса, права интеллектуальной собственности в вышеперечисленных схемах передаются этой компании.

 

Только субъекты малого бизнеса могут воспользоваться возможностью рефинансирования (cash refund). В ряде случаев они могут отказаться от налоговых вычетов и заявить о получении налогового кредита наличными средствами, выплачиваемыми из средств Службы внутренних доходов.

При подготовке правового обеспечения льготного налогообложения компаний, осуществляющих НИОКР, Службой внутренних доходов было внесено предложение о регулировании налогового стимулирования области инновационной деятельности в отношении компаний, временно не осуществляющих коммерческую деятельность. Такие случаи возможны, когда компания разрабатывает промышленный образец с целью его последующего коммерческого использования. В течение этого периода скидки на расходы на НИОКР не предоставляются, однако возможности применения льгот не потеряны — вычеты расходов будут произведены в период, когда начнется коммерческое использование продукта[31]. Для целей налогового кредитования и скидок можно будет учесть расходы на НИОКР за предыдущие 7 лет.

Расходы, соответствующие основаниям для применения налоговых льгот, учитываются при подсчете прибыли и убытков деятельности. Расчет производится субъектами самостоятельно, однако налоговый орган, вступающий в правоотношения с налогоплательщиком, может инициировать проверку оснований и правильности расчета заявленной суммы (Advanced tax ruling). При проведении проверки компания обязана предоставить все необходимые материалы о характере проводимого исследования и подробный расчет произведенных на НИОКР расходов. В случаях, когда налоговый инспектор не в состоянии самостоятельно оценить степень относимости произведенных работ к разряду НИОКР, к проверке привлекаются специалисты Министерства торговли и промышленности либо независимые эксперты.

Законодательство о налогообложении оплаты труда не предусматривает налоговых стимулов в отношении НИОКР ни для крупных компаний, ни для субъектов малого и среднего бизнеса.

При налогообложении дохода от прироста капитала не учитываются доходы от большинства сделок между компаниями, входящими в состав коммерческого объединения, как доход от перераспределения капитала[32]. Правила касаются налогообложения как компании или компаний, так и держателей акций. Применяются меры, противодействующие уклонению от уплаты налога, в отношении компаний-нерезидентов.

Законодательство Великобритании о подконтрольных компаниях, позволяющее применить льготное налоговое регулирование в отношении иностранных компаний с держателями акций — национальными резидентами, распространяется на иностранные компании, если лицо-резидент имеет по меньшей мере 25% прав на прибыль компании, но не на увеличение стоимости материальных активов. Учитываются также права аффилированных лиц. Иностранная компания признается контролируемой в Великобритании в случае, если национальные держатели акций имеют более 50% прав на прибыль компании. Если это соотношение не достигает 50%, тест контроля признается пройденным, т. е. компания признается контролируемой в случае, если из двух участников один является национальным резидентом и владеет по меньшей мере 40% прав голоса, а другой — не более чем 55%.

В случае признания иностранной компании резидентом в льготной налоговой юрисдикции компания имеет по меньшей мере на 25% пониженное налогообложение по сравнению с тем, как если бы она рассматривалась как субъект налога на доходы. Льготный режим не применяется в следующих случаях: если по меньшей мере 35% прав голоса принадлежат физическим лицам или открыты к подписке в стране — резиденции компании; если более 90% подлежащей выплате прибыли распределяется между национальными держателями акций в Великобритании; если компания вовлечена в осуществление неинвестиционной деятельности; если налогообложение должно производиться по правилам налога на доходы физических лиц или правилам налогообложения прироста капитальных средств; если прибыль компании не превышает 50 тыс. фунтов стерлингов[33].

Первоначальная стоимость приобретения активов изымается при расчете налогооблагаемого дохода на рост активов. Приобретенные до 31 марта 1982 г. активы либо оцениваются по новой базовой стоимости (исходя из рыночной цены для целей исчисления доходов от прироста активов) и освобождаются от налогообложения до этой даты, либо оцениваются по реальной стоимости.

Льгота по реинвестированию (отсрочка обязательств по налогам на прирост капитала до момента их обращения в наличность) применяется при передаче одних активов определенной категории с целью получения других активов соответственно также определенной категории. Приобретение активов должно состояться по прошествии 12 месяцев с момента передачи и в течение 3 последующих лет либо в этот же период должен быть заключен безусловный договор о приобретении активов, что позволит предоставить льготу предварительно. Существует 8 категорий активов: земля и строения, недвижимое оборудование и механизмы, корабли, спутники, космические станции, репутация компании и сельскохозяйственные и рыболовные квоты. После 31 марта 2002 г. передача компаниями или группой компаний по меньшей мере 10% акций другим компаниям или группе компаний освобождается от налогообложения[34].

Важным элементом четкого государственно-правового регулирования льготного налогообложения является определение НИОКР, разработанное в праве Великобритании и включенное во внутренние Стандарты бухгалтерского учета (the Statement of Standarts Acccounting Practice 13). Это определение соответствует международным положениям о НИОКР (the OECD Frascati Manual), а также учитывает терминологию, существующую в других странах. Предусмотрена система консультирования компаний специалистами Службы внутренних доходов.

Итак, правовое регулирование Великобритании рассматривает НИОКР как необходимый элемент роста производительности хозяйственной деятельности, открывающий новые рынки и возможности для компаний. Более того, результаты НИОКР воздействуют на экономику в целом, повышая общий уровень производительности всех хозяйствующих субъектов. Высокая интенсивность НИОКР — решающий фактор поддержания стабильного роста экономики[35].

Сейчас Великобритания представляет собой страну, предлагающую наиболее благоприятный режим государственно-правового регулирования налогообложения инвестиций в НИОКР в отношении капитальных затрат на исследования и разработки, особенно по таким приоритетным направлениям, как разработка и производство медицинских препаратов.

 

библиография

1 State Support mechanism for Research and Development. European Commission report. 2004. С. 26.

2 Finance Act 2002. Schedule 12: Tax relief for expenditure on Research and Development.

3 Capital Allowances Act 2001. Part 6: Research and Development Allowances.

4 EU Taxation of Сompanies/Supplementary Service for European Taxation — International Bureau of Fiscal Documentation, 2004. — Section A N10 — October 2003.

5 Guidelines on the meaning of R&D for tax purpose (SI 2000/2081). — http://www.hmrc.gov.uk

6 Tax Treatment of Research and Development Expenses/ International Bureau of Fiscal Documentation. December 2004.

7 Frascati Manual. The measurement of ucientific and technological activities: proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development — OECD 2002. 

8 Defining innovation: a consultation on the definition of R&D for tax purposes. July 2003. С. 3 // Internet: www.hm-treasury.gov.uk

9 Ibid. С. 14.

10 Defining innovation. С. 23.

11 www.inlandrevenue.gov.uk/r&d

12 В Великобритании — вычеты из налоговых обязательств, связанные с затратами капитальных активов фирмы.//- Dictionary of taxation terms. Tacis. European Commission. 1996.

13 Tax Treatment of Research and Development Expenses. С. 185.

14 EU Taxation of Companies/Supplementary Service for European Taxation — International Bureau of Fiscal Documentation, 2004. — Section A N10 — 2003 — п. 1.2.

15 Income and Corporation Taxes Act 1988. — http://www.hmrc.gov.uk/menus/legalmenu.htm

16 Tax Treatment of Research and Development Expenses. C. 186.

17 Пояснение автора: в отличие от расходов, связанных с приобретением основных средств, такие расходы списываются по мере того, как они возникают.

18 Finance Act 2002. — http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2002/20020014.htm

19 Finance Act 2003. — http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2003/20030014.htm

20 Finance Act 2004. — http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2004/20040012.htm

21 Tax Treatment of Research and Development Expenses. С. 188.

22 Finance Act 2000. — http://www.hmrc.gov.uk/manuals/ttmmanual/ttm17057.htm

23 См.: Hammelberg C., Petersen B. R&D and Internal Finance: Review of Economics and Statistics, 2001. С. 24.

24 Recommendation of the European Commission, OJ L 107, 30.4.1996. С. 4.

25 EC Brussels 09.03.2000. — http://europa.eu.int/comm/Secretariat_general/Sgb/State_aids/industrie/n802-99.pdf

26  Commission Communication — Community Framework for State Aid for Research and Development [Official Journal. C. 45 of 17 February. 1996]. C. 5.

27 Tax Treatment of Research and Development Expenses. C. 188.

28 Annex I of the Community Framework for State Aid for Research and Development.

29 European Commission. Directorate-General for Competition. Unit G2. C. 150 1/79.

30 Bloom, Griffith and Van Reenen (2001), «Do R&D Tax Credits Work Evidence from a Panel of Countries 1979-97», IFS Working Рaper and  forthcoming Journal of Public Economics. С. 11.

31 Research & Development: New tax incentives for small and medium-sized companies. A technical note by Inland Revenue. 1999. Crown copyright 1999. C. 19.

32 EU Taxation of Сompanie, п. 1.4.

33 Ibid, п. 7.4.

34 Ibid, п. 1.4.

35 Bloom, Griffith and Van Reenen (2001), «Do R&D Tax Credits Work. Evidence from a Panel of Countries 1979-97», IFS Working Paper and  forthcoming Journal of Public Economics. C. 1.