УДК 349.414 

Страницы в журнале: 96-100

 

Д.В. ДУДНИК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права Российской академии правосудия Северо-Кавказского филиала (г. Краснодар)

 

В статье рассматривается динамика развития отношений по применению земельного налога в качестве инструмента экономического управления в сфере использования и охраны земельных ресурсов Российской Федерации; изучаются основы налогообложения земель в Российской Федерации.

Ключевые слова: земельный налог, государственное экономическое управление, земельные ресурсы.

 

The tax of the land as instrument of economic management of the land resources of Russian Federation

 

Dudnik D.

 

In article dynamics of development of relations on application of the ground tax as the tool of economic management in sphere of use and protection of ground resources of the Russian Federation is considered; bases of the taxation of the earths in the Russian Federation are studied.

Keywords: the tax of the land, state economic management, land resources.

 

Земельный налог ежегодно уплачивается собственниками земельных участков, землевладельцами и землепользователями, за исключением арендаторов (они платят арендную плату).

Земельный налог представляет собой обязательный индивидуально безвозмездный платеж, определяемый НК РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, за исключением тех, на которых действуют специальные налоговые режимы, освобождающие от уплаты земельного налога.

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации [2, с. 27].

При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (органы законодательной (представительной) власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых законах могут самостоятельно определять налоговые ставки (их размер не может превышать: 0,3% — по землям, которые используются для нужд сельского хозяйства или заняты жилым фондом (его инфраструктурой); 1,5% — по другим земельным участкам), а также порядок и сроки уплаты налога. Формула расчета земельного налога довольно проста, и плательщики самостоятельно могут рассчитать сумму налога (см. схему внизу статьи).

 

Кроме того, местные власти имеют право устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Субъектами налогообложения (плательщиками налога) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды [1].

Согласно НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, сформированные на территории Российской Федерации.

Физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица могут быть индивидуальными предпринимателями.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты [11, с. 244].

Следует иметь в виду, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями [3, с. 192, 194].

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога, поскольку единый налог заменяет собой только уплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество и единого социального налога.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упро-щенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, являются плательщиками земельного налога, т. е. исчисляют и уплачивают его на общих основаниях.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик, использующий упрощенную систему налогообложения, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога.

В соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ не освобождаются от уплаты земельного налога и плательщики единого налога на вмененный доход [13].

Дополнительные сложности в процессе взимания земельного налога появляются при определении момента возникновения права на земельный участок у правообладателя, поскольку регистрация договоров и иных сделок с землей имеет некоторые особенности.

Ее проведение удостоверяется штампом регистрационной надписи на оригинале документа, выражающего содержание сделки (договор аренды,  договор безвозмездного срочного пользования и т. д.). Как правило, одновременно с оформлением сделки регистрируется и право, возникшее на основании этой сделки. В этом случае правообладатель получает свидетельство, а в штампе регистрационной надписи на документах указывается вид зарегистрированного права. Если государственная регистрация сделки совершена, но право при этом не возникло (например, в силу установленных в договоре условий), свидетельство не выдается (при этом в штампе делается соответствующая запись).

В связи с этим появляется практическая и одновременно теоретическая проблема определения момента начала фактического землепользования (оно, как правило, осуществляется с момента издания акта о предоставлении земельного участка и задолго до регистрации права). Это обусловлено необходимостью взимания земельного налога, основанием которого является документ, удостоверяющий права на земельные участки.

Интересными в этой связи следует считать опыт Краснодарского края. Так, Законом Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» установлен принцип обязательности получения документов о правах на земельные участки.

В соответствии со ст. 11 указанного закона права на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и земельным законодательством.

В решении о передаче земельного участка указывается предельный срок, в течение которого лицо, получившее земельный участок, должно обратиться в учреждение юстиции, проводящее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок. В пределах установленного срока указанное лицо обязано уведомить орган, принявший решение о предоставлении земельного участка, о факте обращения в учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, путем направления копии расписки в получении документов, необходимых для государственной регистрации права. В случае невыполнения вышеназванных требований по истечении установленного срока решение о предоставлении земельного участка подлежит отмене [5].

Считаем целесообразным закрепить данную норму на федеральном уровне путем внесения соответствующих изменений в ЗК РФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, являются их собственностью.

Объектом обложения земельным налогом согласно ст. 389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге — в пределах города), на территории которого введен налог.

Земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1 ЗК РФ).

Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Более же полно географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка закреплены в документах государственного земельного кадастра [6].

Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в специально созданной системе государственного учета путем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ для того, чтобы земельный участок стал объектом земельных и гражданских правоотношений и, как следствие, был признан объектом налогообложения, он должен быть индивидуально определен: иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все эти данные учитываются в системе государственного кадастра недвижимости.

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения записи в Единый государственный реестр земель и присвоения ему регистрационного номера.

Следовательно, если земельный участок не включен в государственный земельный кадастр в порядке, установленном ст. 70 ЗК РФ и Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»1, то объектом налогообложения он признаваться не может [7].

Кроме того, в соответствии со ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не все, а только:

— занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— в пределах лесного фонда;

— занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Отдельно следует рассмотреть регламент определения налоговой базы от порядка, предусматривавшегося Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», определявшим, что налоговой базой является площадь земельного участка. В настоящее время налоговая база по нормам главы 31 «Земельный налог» НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, а размер налога рассчитывается как процент от этой кадастровой стоимости.

Что касается порядка определения налоговой базы, то она устанавливается в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база формируется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки [12, с. 109].

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики—физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, также устанавливают налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, поступающих в налоговую инспекцию от служб, которые ведут государственный земельный кадастр и регистрируют права на недвижимое имущество и сделки с ним, а также от органов муниципальных образований [13].

Это означает, что для физических лиц, не считающихся индивидуальными предпринимателями (либо считающихся, но не использующих землю в предпринимательской деятельности), налоговая база устанавливается налоговыми органами.

А налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности [4, с. 16—17].

Также в главе 31 НК РФ содержится перечень льгот, освобождающих некоторых субъектов налогообложения от уплаты земельного налога. К таким субъектам относятся:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

— организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

— физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В ст. 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В развитие данной нормы Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», устанавливая налоговую обязанность, четко определял основные элементы земельного налога. В настоящее время основные элементы налоговых отношений регламентируются действующим налоговым законодательством, однако в научной среде существует мнение о необходимости придания земельному налогу четкого «фискального статуса» в целях включения земли и земельных ресурсов в систему рыночной оценки их стоимости [9, с. 24—25]. Но для этого следует внести изменения в действующее законодательство в связи с оценкой земли и земельных ресурсов.

В целях совершенствования правового регулирования установления и взимания земельного налога и повышения его экономической эффективности целесообразно, на наш взгляд, принять следующие меры:

— органам местного самоуправления подготовить экономическое обоснование ставок земельного налога и тем самым снять риск будущих претензий к произвольному установлению налоговых ставок;

— внести изменения в ст. 65 ЗК РФ, закрепив в ней понятие кадастровой стоимости, а также периодичность ее пересмотра с указанием органов, компетентных утверждать порядок пересмотра результатов кадастровой оценки;

— дать более подробное и регламентированное разъяснение п. 3 ст. 66 ЗК РФ, согласно которому «в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости»;

— нормативно закрепить на уровне федерального закона методологические основы установления арендной платы за пользование земельными участками в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что земельный налог является ключевым элементом механизма платного землепользования.

Кроме того, сменилась не просто методика расчета земельных платежей,  наступил период рыночного платного использования земель, первый этап которого — ликвидация недостатков в законодательстве и доработка механизма взаимодействия власти и землепользователя — должен быть экономически обоснован.

 

Литература

 

1. Балашова А. Земельный налог: между прошлым и будущим // Практическая бухгалтерия. 2006. № 1. С. 5—7.

2. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. — М., 2006. — 640 с.

3. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учеб. для вузов. — М., 2005. — 498 с.

4. Голикова Е. Земельный участок: правовые и налоговые аспекты // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. № 26. С. 16—17.

5. Гряда Э.А. К вопросу о проблемах правового регулирования земельных отношений в субъектах РФ // СПС «Гарант»: версия «Платформа F1». 2007.

6. Евсегнеев В.А. Земельный кадастр: вопросы правоприменения // Право и экономика. 2006. № 1. С. 29.

7. Зуйкова Л. Земельный налог: новое прочтение // Новая бухгалтерия. 2005. № 1. С. 17—19.

8. Ильюшихин И.Н. Перемены в правовом регулировании земельного налога // Ваш налоговый адвокат. 2005. № 5. С. 12.

9. Кухтин П.В. Управление земельными ресурсами: Учеб. пособие. — СПб., 2005. — 382 с.

10. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2003 № 34 // Вестн. ВАС РФ. 2003. № 10. С. 24.

11. Синайский В.И. Русское гражданское пра-

во. — М., 2002. — 638 с.

12. Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву. — СПб., 2007. — 272 с.

13. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F1». 2005.

 

Библиография

1 В настоящее время указанный закон утратил силу и следует руководствоваться нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости»