УДК 342.51:351.741

 Страницы в журнале: 35-38

 

 

В.С. ВИНОГРАДОВА,

aспирант Северо-Кавказского федерального университета Valech-ka_26@mail.ru

 

Рассматриваются особенности правового статуса органов государственной власти. Предлагается определение правового статуса полиции как органа государственной власти, определяются нормативные основы его формирования и принципы дальнейших изменений.

Ключевые слова: полиция, правовой статус, реформа, государственная служба, орган государственной власти.

 

Legal status of policy as the body of state power

 

Vinogradova V.

 

Peculiarities of legal status of bodies of state power are considered in the article. The notion of legal status of policy as the body of state power is suggested, normative base of its forming and principles of further changes are formulated.

Keywords: policy, legal status, reform, state service, body of state power.

 

Любой участник правоотношений обладает определенным статусом (от лат. status —состояние, положение), который характеризует взаимоотношения субъектов: распределение и взаимную корреспонденцию прав и обязанностей, форму и меру ответственности при ненадлежащем поведении.

В литературе уделяется большое внимание правовому статусу личности (человека) и гражданина[1]. Однако статусом обладают все виды субъектов права, в том числе коллективные: юридические лица, государство, народ, органы власти, трудовые и прочие коллективы и т. д.

Если для физического лица правообразующим выступает его конституционно-правовой статус, то для органа государственной власти — административно-правовой статус. Именно поэтому ведущая роль в разработке категории правового статуса органов государственной власти принадлежит специалистам административного права. По их мнению, административно-правовой статус определяется тем, что орган власти:

— обладает собственной компетенцией;

— выступает от имени всего государства — Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации;

— имеет правоспособность, возникающую с момента его учреждения;

— характеризуется прежде всего правоприменительными функциями;

— основан на принципе корпоративности (вертикального подчинения), означающем, что вышестоящее должностное лицо имеет законное влияние на нижестоящее в пределах своей компетенции;

— является организационной единицей государственного аппарата;

— в процессе реализации своей компетенции может принимать нормативные акты[2].

Правовой статус конкретного органа государственной власти характеризуется обособленностью, которая индивидуализирует его в системе государственного управления и придает ему признаки устойчивости, формируя при этом специфические основы деятельности. Обособленность рассматривают в трех аспектах:

 

1) организационном (орган власти не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением);

2) функциональном (главное назначение —осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным профилем функций);

3) юридическом (имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции иного органа)[3].

Н.И. Глазунова считает, что правовой статус государственного органа образует система элементов различного характера:

— политического (государственно-властный характер);

— социологического (предназначение решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума);

— юридического (возможность принимать нормативные правовые акты, осуществление правоприменительной и правоохранительной деятельности);

— административно-управленческого (выполнение функций, стоящих перед государством на определенном участке руководства обществом в императивном порядке)[4].

В литературе нередко отождествляются понятия правового статуса и правового положения. В особенности это касается государственных органов, в отношении которых оба названных понятия характеризуются наличием таких параметров, как требования, предъявляемые к их сотрудникам, права и обязанности, полномочия и гарантии[5].

Статус полиции, ее место и роль в системе органов государственной власти обусловлены принадлежностью к системе органов исполнительной власти в целом, с присущими ей функциями и особенностями.

Прежде всего, данный статус регламентируется на уровне Конституции РФ путем установления основных принципов организации и деятельности рассматриваемых органов как части аппарата государства, ряда задач по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, которые они призваны решать, являясь функционально неотъемлемой от Правительства РФ структурой[6].

Среди органов исполнительной власти полиция занимает особое место, что предопределено рядом следующих основных факторов, носящих объективный характер.

Полиция чаще, чем другие органы, оказывается в ситуациях, когда кому-либо требуется не терпящая отлагательства помощь. Именно с полицией приходится иметь дело человеку, находящемуся в ситуации преступных посягательств на собственность, честь, достоинство, свободу, жизнь и здоровье, при осуществлении многих политических прав.

Полиция, единственная из всех публичных учреждений, находится в режиме круглосуточного контакта с населением.

По сравнению с другими органами, полиция имеет более широкие возможности централизованной передачи и получения информации, обладает транспортными и иными организационными ресурсами.

Именно в результате деятельности полиции, в том числе защиты личности организационно-правовыми, профилактическими и силовыми методами, другие органы, например суд, получают (либо не получают) необходимый правовой материал, включая доказательственный, для дальнейшей процессуальной деятельности. От этого во многом зависит работа и эффективность иных стадий правоохранительной системы, действенность всей правозащитной функции государства[7].

Особенность правового статуса большинства государственных органов состоит в том, что они одновременно имеют статус и участников гражданско-правовых отношений, и представителей публичной власти[8]. Как юридические лица органы власти могут вступать лишь в такие гражданские правоотношения, которые необходимы для организационного и материально-технического обеспечения деятельности (закупка оргтехники, канцелярских принадлежностей, аренда здания, коммунальное обслуживание и т. п.).

Положение полиции отличается также некоторой двойственностью. Как носитель государственно-властных полномочий по охране правопорядка полиция выступает в качестве органа власти. Однако как участник комплекса административных, гражданско-правовых отношений, связанных с имущественными, организационными аспектами деятельности, полиция выступает как юридическое лицо.

Таким образом, правовой статус полиции представляет собой закрепленную в нормативных правовых актах совокупность определенных государством свойств (компетенции, прав, обязанностей, ответственности) как государственного органа исполнительной власти, характеризующих его потенциальные возможности вступать в административно-правовые и гражданско-правовые отношения в рамках выполнения своего основного назначения — защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности.

В настоящий момент законодательную базу, в рамках которой формируется современный статус полиции, образуют следующие законы:

— Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»[9], с которым связан основной этап реформы системы органов внутренних дел и принципиальные изменения в правовом статусе данного органа исполнительной власти;

— Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10], который определяет правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел, подробно регламентирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением;

— Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[11].

Перечисленные законы являются основой для развития и конкретизации отдельных аспектов правового статуса полиции. Поскольку данный процесс далек от своего завершения, на наш взгляд, необходимо определить принципы, на которых должны быть основаны любые изменения статуса полиции. В качестве таковых мы выделяем следующие:

— адекватность (обоснованность). Проводимые реформы по дальнейшему внесению изменений в правовой статус полиции должны быть адекватны состоянию общества и государства, оцениваться исходя из соответствия социальным, государственным и политическим приоритетам;

— минимизация. Отсутствие убедительных обоснований эффективности существования каких-либо характеристик, функций полиции должно вести к их упразднению;

— комплексный подход. Любое изменение статуса полиции должно оцениваться с точки зрения соответствия функционирования всей системы исполнительной власти (встроенности полиции в общую систему, ее взаимодействия с другими структурами, правильности выбора вариантов централизации и специализации в деятельности);

— сбалансированность. Изменения в правовом статусе должны учитывать ограниченность человеческих, материальных, временных и иных ресурсов.

 

Библиография

1 См., например: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. — М., 1974; Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979; Конституционный статус личности в СССР / под ред. Б.Н. Топорнина. — М., 1980; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. — М., 1997; Величко А.М. Правовой статус личности как основополагающая ценность современного российского конституционализма // Юридическая мысль. 2001. № 1.

2 См.: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: учеб. — М., 2005. С. 90—112.

3 См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учеб. — М., 2003. С. 247.

4 См.: Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб. — М., 2006. С. 150.

5 См.: Колесников Е.В., Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы. — Саратов, 2008. С. 146.

6 См.: Гусев А.В. Правовой статус правоохранительных органов исполнительной власти: теория и практика конституционно-правового и международного договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2011. С. 14.

7 См.: Малько А.В., Синюков В.Н., Нырков В.В. Правоохранительная система в современной России: состояние и стратегия развития // Современное общество и право. 2011. № 1. С. 42.

8 См.: Кузнецов И.В. Статус органов власти в связи с реформированием системы государственных учреждений // Современное право. 2012. № 4. С. 30.

9 Российская газета. 2011. 8 февр.

10 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

 

11 Российская газета. 2011. 21 июля.