УДК 342.51:352/353 

Страницы в журнале: 36-39

 

Н.Н. КОВАЛЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной академии права e-mail: kovaleva.natalia@mail.ru

 

Выделяются правовые и неправовые формы государственного управления в информационной сфере. Обосновываются место и значение каждой из рассматриваемых форм государственного управления в информационной сфере.

Ключевые слова: формы государственного управления в информационной сфере, запросы, запрет на распространение информации.

 

Legal and non-legal forms of governance in the information field

 

Kovaleva N.

 

Distinguished legal and non-legal forms of governance in the information sphere. Substantiates the role and significance of each of the considered forms of governance in the information sphere.

Keywords: forms of governance in the field of information, requests, the ban on dissemination of information.

 

Форма реализации компетенции — это одна из составляющих деятельности субъекта государственного управления в информационной сфере, которая отличается от других форм и может быть объективно выражена[1].

Среди правовых форм государственного управления в информационной сфере необходимо прежде всего выделить лицензирование.

Следует подчеркнуть, что одним из механизмов контроля расширения круга участников создания государственных информационных ресурсов и предоставления на их основе информационных услуг является лицензирование организаций, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и информационных ресурсов совместного ведения. При этом данный вид лицензирования не должен подменять ответственности федеральных органов исполнительной власти за формирование и использование государственных информационных ресурсов, относящихся к сфере их ведения.

Лицензирование также является одним из правовых механизмов борьбы с пиратством. Например, постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 № 252 было утверждено Положение о лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).

Следующей правовой формой государственного управления в информационной сфере можно определить обращения.

Термин «обращения» носит собирательный характер и означает различного рода правовые действия, отличающиеся по своей юридической природе и влекущие различные правовые последствия. Обращения могут иметь форму заявлений, предложений, ходатайств и петиций. Они адресуются органам исполнительной власти и содержат просьбу совершить определенные юридически значимые действия (выдать разрешение, произвести регистрацию, назначить пенсию и т. д.).

Обращения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления в государственные органы и органы местного самоуправления, а также к их должностным лицам для получения информации о деятельности данных органов определяются Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[2] как запросы.

Предоставление информации о деятельности государственных органов по запросу является самым традиционным способом обеспечения доступа к такой информации. Право граждан на запрос в настоящее время предусмотрено также Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[3]. Согласно п. 3 ст. 4 этого закона под заявлением в том числе понимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц. Таким образом, по смыслу данного нормативного акта запросы подпадают под понятие «заявления», поскольку в них сформулирована просьба о содействии в реализации конституционного права на доступ к информации.

Выполнение функций определения состава государственных информационных ресурсов и источников их формирования должно обеспечивать оптимальную организацию работ по созданию и ведению информационных ресурсов государственных органов и организаций, исключать неоправданное дублирование сбора и обработки информации. Одной из форм выполнения этих функций может быть составление перечней обязательно предоставляемой информации, а также реестров информационных ресурсов, необходимых на определенных уровнях государственного управления.

Основой для определения состава государственных информационных ресурсов управления государственными информационными ресурсами и юридического закрепления правомочий владельцев должны стать учет и инвентаризация существующих государственных информационных ресурсов.

Также следует обозначить такую форму государственного управления в информационной сфере, как запрет на распространение информации с содержанием пропаганды войны; разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды; иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В этой связи следует отметить Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[4], который вступает в действие с 1 сентября 2012 г. Законом вводится запрет на распространение среди детей информации, содержащей нецензурную брань, а также способной вызвать у детей желание употребить наркотики и прочие одурманивающие вещества, табак, алкоголь либо сыграть в азартные игры. Также не допускается к просмотру и прочтению подрастающим поколением информация, которая способна «побудить к занятиям проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством или совершению действий, угрожающих их жизни и (или) здоровью, а также самоубийству». Кроме того, под запретом окажутся любые кадры и сюжеты, обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости по отношению к людям или животным, противоправного поведения, а также отрицающие семейные ценности и формирующие «неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». Отдельно в законе говорится о запрете к показу детской аудитории порнографической продукции.

Среди неправовых форм государственного управления в информационной сфере можно назвать финансово-экономическое обеспечение.

Одним из центральных вопросов организации деятельности по формированию, использованию и защите государственных информационных ресурсов является вопрос финансово-экономического обеспечения. Особенно остро эта проблема стоит в России в ситуации всеобщей нехватки бюджетных средств для обеспечения информационной деятельности. Это приводит к массовой коммерциализации государственных информационных ресурсов.

Должны быть четко очерчены сферы, определены конкретные государственные информационные ресурсы, виды услуг и категории пользователей, которым информация предоставляется бесплатно или на льготных условиях. В отношении организаций, формирующих такие информационные ресурсы, необходимо принимать решения, снижающие ложащуюся на них финансовую нагрузку. В частности, вместо создания собственных систем информационного обслуживания эти организации должны получить возможность передавать соответствующие массивы для обслуживания в государственные библиотеки, в том числе электронные, или размещать их на общедоступных сайтах Интернета за счет средств бюджета или внебюджетных фондов.

Другой ближайшей задачей по формированию системы финансово-экономического обеспечения функционирования государственных информационных ресурсов является разработка порядка и условий передачи государственных информационных ресурсов для коммерческого использования, а также положения о государственных бесприбыльных информационных службах.

Также следует выделить технологическое обеспечение как форму государственного управления в информационной сфере.

Качественное выполнение функций управления государственными информационными ресурсами невозможно без соответствующего технологического обеспечения. Использование телекоммуникационных технологий для управления государственными информационными ресурсами позволит: увеличить число органов государственной власти, осуществляющих активное информационное взаимодействие между собой; создавать развитые пользовательские интерфейсы доступа к информационным ресурсам; оперативно сосредоточивать в органах государственной власти затребованные информационные ресурсы; организовать эффективное использование информационных ресурсов для сферы государственного управления.

Таким образом, формы государственного управления в информационной сфере могут быть разделены на правовые и неправовые. К правовым формам можно отнести лицензирование, обращения, в частности в виде запросов, составление перечней обязательно предоставляемой информации и реестров информационных ресурсов, запрет на распространение определенной информации; к неправовым — финансово-экономическое обеспечение и технологическое обеспечение.

 

Библиография

1 См. подробнее о форме реализации компетенции субъектами административного права: Манохин В.М. Административное право России: учеб. — Саратов, 2009. С. 89—90.

2 СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

3 СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

 

4 Там же. 2011. № 1. Ст. 48.