Н.В. МИХАЙЛОВА,

соискатель

 

Анализируя правовое регулирование финансовых отношений, автор делает вывод, что оптимизация налогообложения является одним из правовых регуляторов налоговых и финансовых отношений, реализующихся как в юрисдикционной, так и неюрисдикционной форме.

Ключевые слова: правовое регулирование финансовых отношений, оптимизация налогообложения.

 

Analyzing the legal regulation of financial relations, the author concludes that the optimization of taxation is one of the legal regulators of tax and financial relations, which are realized as a jurisdictional and non-jurisdictional form.

Keywords: legal regulation of financial relations, optimization of taxation.

 

Налоговые отношения, являясь частью финансово-экономических отношений, непосредственно связаны с формированием доходов государства и последующим их распределением между государством и обществом через существующую налоговую систему[1].

Экономику любого государства на различных стадиях развития, будь то Священная Римская империя, Россия или Италия времен средневековья, сложно представить без такой важной составляющей, как налоги. Налоги представляют собой ту часть совокупности финансовых  отношений, которая связана с формированием денежных доходов бюджетов и внебюджетных фондов, необходимых государству для выполнения соответствующих функций, а именно: социальной, военной, правоохранительной,   дипломатической и управленческой. Налоги не могут быть получаемой в рамках закона прямой выгодой государства. Под налогом, в соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, понимается «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им на праве  собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Из чего можно сделать вывод о том, что налог — это безвозмездный платеж, который идет на функционирование государства. Налог — это экономический рычаг, косвенно воздействующий через механизм интересов на участников экономических процессов, хозяйствующих субъектов[2]. Налог как рычаг влияния на хозяйствующие субъекты  является несомненным правовым регулятором экономических, финансовых и налоговых отношений.

Рассматривая признаки налога, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П указал, что налог взимается «с целью обеспечения расходов публичной власти»[3]. Поэтому налоги одновременно не только экономическое, но и  хозяйственное, и политическое явление реальной жизни.

Среди ученых нет единого мнения о величине и роли государства и общества в регулировании налогов. Например, У. Петти — сторонник равномерного налогообложения, утверждал, что если одинаково облагать всех налогами, то, в конечном счете, никто не  пострадает. Кроме того, он рассматривал необходимость поддержки национальных товаропроизводителей и отмечал, что если государство  расходует собранные налоги на отечественные товары, то причиняет  населению меньше вреда, чем, если налоги тратит на иностранные товары. В современной интерпретации это подразумевает государственную поддержку национального бизнеса с помощью налогового регулирования[4].

А. Смит  признавал налог справедливой ценой за оплату услуг государства и источником доходов государства, что сочетается с установленным законодательством понятием налога.

Д. Рикардо подчеркивал, что государство не должно вмешиваться ни в производство, ни в обмен, ни в распределение. Исключением должна, по его мнению служить сфера налогообложения. По мнению Д. Рикардо, «лучший налог — меньший налог». Являясь, по сути первым сторонником уменьшение налоговой базы, он выдвигал тезис о том, что можно считать оптимизацию налога выгодной как государству, так и юридическим и физическим лицам, у которых увеличивается положительный стимул к производительному труду[5].

Выбор основных правовых регуляторов налоговой политики во многом определяет финансово-экономическую стабильность государства, его социальное и политическое благополучие.

Следует отметить, что механизм правового регулирования является основой права. По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, понятие «механизм правового регулирования» определяется как способ функционирования и система средств воздействия, юридическая надстройка в системе права[6].

С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.  С.С. Алексеев понимает правовое регулирование через правовое воздействие[7]. Однако не всякое правовое воздействие входит в механизм правового регулирования. Понятие «воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», отмечает М.Н. Марченко;  оно включает в себя как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей[8]. С.А. Комаров включает в понятие «механизм правового воздействия» наряду с механизмом правового регулирования  правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс[9].  В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового регулирования: это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства[10].

Налог одновременно не только экономическое, но и  хозяйственное, и политическое явление реальной жизни. Он зиждется на нормативно-правовых актах и является правовым средством, с помощью которого осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства, в данном случае  такими, как:

1) финансово-экономическая стабильность государства;

2) социальное и политическое благополучие;

3) правовое и экономическое регулирования участников рынка;

4) регулирование рыночных отношений и эффективности экономической деятельности. Как следствие налог входит в систему правового регулирования в соответствии с понятиями, предложенными В.Н. Хропанюк и М.Н. Марченко.

Правовое регулирование может осуществляться в юрисдикционной или неюрисдикцонной форме. М.В. Осипов дает следующее определение: «Юрисдикционная форма правового регулирования — деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Суть ее выражается в том, что сторона, права которого нарушены, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный, третейский суд, вышестоящую инстанцию), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения»[11].

По мнению С.Н. Веретенниковой, неюрисдикционная защита прав — индивидуальное (инициативное) волевое действие субъектов (физических и юридических лиц), направленное на защиту прав и охраняемых законом интересов в случае совершения в отношении их правонарушения или реальной угрозы такого нарушения посредством ущемления или нарушения прав другого лица, при соблюдении предусмотренных законом пределов ее правомерности[12]. Е.А. Суханов считает, что под самозащитой прав понимается совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, соответствующих закону, направленных на охрану материальных и нематериальных благ[13].   Если обобщить вышеприведенные понятия, то неюрисдикционные способы защиты права — это компенсационные меры по защите нарушенных прав, в форме которых реализуется механизм правового регулирования.

В сфере финансовых отношений используется как административно-правовой, так и гражданско-правовой метод правового регулирования[14].  Под гражданско-правовым методом принято понимать подход к решению той или иной задачи, совокупность средств и приемов, обеспечивающих ее решение. Метод гражданского права соответственно есть закрепленные в нормах гражданского права способы приемы воздействия на имущественные и личные неимущественные отношения[15]. В основном при регулировании налоговых отношений применяется Административно-правовой метод — совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения[16]. Административно-правовой метод Д.В. Осинцев  разделяет на:

1) методы защиты законных интересов;

2) методы государственной поддержки[17].

Первые описывают методы правовой охраны, которые заключаются в функционировании системы правоохранительных органов, которые могут применяться для соблюдения налогового законодательства. При этом государственное содействие, как правило, оказывают специальные ведомства, созданные для охраны общественного порядка и безопасности[18]. В сфере финансовых отношений реализовывать эти методы могут: судебные, налоговые органы. Методы государственной поддержки выражены в административно-правовом регулировании.

Механизм административно-правового регулирования, начинающийся с разработки стратегий, концептуальных положений, программ и нормативных административных актов, в целях их реализации предполагает установление технологических схем регулируемой или управляемой деятельности, а также задание способов функционирования и (или) функций участников правоотношений и подведомственных систем социальной деятельности[19]. Механизм регулирования в данном случае выражен в предварительном установлении границ дозволяемой деятельности.

Применение названного метода, по мнению Д.В. Осинцева, связано с государственным признанием специальных статусов субъектов, вступающих в публичные отношения, а также недопущением в них лиц, не способных должным образом исполнять требования, предъявляемые к ведению отдельных видов деятельности.

Одной из форм государственного признания является государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая представляется собой акты ФНС России, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении такого статуса, иных сведений[20].

Административно-правовое регулирование является составной частью предупредительной деятельности налоговых правонарушений развитие массовых и индивидуальных форм правового воспитания может быть весьма разнообразным. По мнению О.В. Ивачева, главными методами предупреждения правонарушений, являются:

а) обеспечение предпринимателей и граждан юридическими знаниями посредством лекций, бесед с привлечением квалифицированных юристов, выступление сотрудников налоговых и правоохранительных органов с целью разъяснения законов, предъявляющих к ним требования исполнения обязанностей по соблюдению налогового законодательства;

б) публикация статей по данной тематике, подготовка передач по радио и телевидению, посвященных названным вопросам[21].

Можно сделать вывод, о том что Административно-правовой метод — это часть юридикционных методов защиты прав. Он может выражаться как в волевом властном правовом регулировании, осуществляемом при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) — результативным, нормативно-организационным воздействием на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Так и в виде информационного обеспечения предпринимателей и граждан юридическими знаниями посредством лекций, бесед с привлечением квалифицированных юристов, выступление сотрудников налоговых и правоохранительных органов с целью разъяснения законов, предъявляющих к ним требования исполнения обязанностей по соблюдению налогового законодательств. Использование данного метода, связано с признанием  специальных статусов субъектов, вступающих в публичные отношения, а также недопущением в них лиц, не способных должным образом исполнять требования, предъявляемые к ведению отдельных видов деятельности. Главной формой признания является государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая представляется собой акты ФНС России, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении такого статуса, иных сведений.

Целью экономической деятельности коммерческой организации, индивидуального предпринимателя и иной бизнес единицы, будь то корпорация, небольшая фирма или индивидуальный предприниматель, является увеличение прибыли. При этом одним из источников получения прибыли является снижение налоговой нагрузки на бизнес[22]. Снижение налоговой нагрузки — является попыткой собственника в той или иной форме, тем или иным способом защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств. Главными задачами снижения налоговой нагрузки на предприятия являются:

1. Увлечение денежных средств, которые возможно вложить в экономическую деятельность компании.

2. Увеличение прибыли предприятия.

3. Возможность за счет снижения расходов увеличить количество работников коммерческой компании, увеличить количество сделок за счет получения дополнительной прибыли.

У налогоплательщика, стремящегося снизить налоговую нагрузку законными способами, есть различные возможности для этого, в том числе, согласно гл. 9 НК РФ,  путем изменения срока уплаты налога в форме отсрочки, рассрочки, посредством использования налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Российское налоговое законодательство позволяет искать пути снижения налоговых выплат, что, в частности, обусловлено наличием:

—налоговых льгот, которые заставляют искать способы их использовать;

—различных ставок налогообложения, предоставляющий возможность налогоплательщику выбирать порядок налогообложения;

—различных источников отнесения расходов и затрат: вычеты, возмещение, увеличение стоимости имущества, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку это непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы и, соответственно, размер налога[23];

—пробелов в налоговых законах, как вызванных недоработками законодательства, так и общей не разработанностью той или иной темы.

Общие признаки снижения налоговой базы и оптимизации налогов со стороны налогоплательщика совпадают с понятием самозащиты права и выражаются в совершении управомоченным лицом действий фактического порядка, соответствующих закону, направленных на охрану материальных и нематериальных благ[24].  В данном случае  оптимизация налогов соответствует духу гл. 9 НК РФ, а так же является:

1. Волевым действием субъекта налогообложения.

2. Действием, направленным на охрану материальных и нематериальных благ полученных в ходе коммерческой деятельности.

3. Компенсационной мерой, по соблюдению законности вследствие наличия пробелов в налоговых законах.

Более точную трактовку оптимизации налогообложения дает Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды": Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Суд в данном постановлении делает вывод об экономической оправданности получения налоговой выгоды, и более того о том, что они основаны на норме закона. В соответствии со п. 1 ст. 252  НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Тем самым подтверждается, что действия по получению налоговой выгоды является  экономически оправданными, а значит обоснованными, по которым возможно уменьшение налоговой базы получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Так как правовое регулирование определяется как система правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями[25].

Следовательно, оптимизация налогообложения является одним из правовых регуляторов налоговых и финансовых отношений, так как действует с целью их упорядочения, охраны, развития общественных отношений в сфере финансовых отношений.

Изучая методы налоговой оптимизации, можно выделить наличие пробелов в налоговых законах, вызванных как недоработками законодательства, так и общей не разработанностью той или иной темы.

Правовые регуляторы налоговых отношений как составная часть правового регулирования финансовых отношений  являются частью финансовых отношении, которые определяются как экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме являются частью системы правового регулирования, реализующиеся в юрисдикционной и неюрисдикционной форме. 

В сфере финансовых отношений используется как административно-правовой, так и гражданско-правовой метод правового регулирования, который в полной мере применим к правовому регулированию налоговых отношений. Правовое регулирование налоговых отношений как составная часть правового регулирования финансовых отношений может осуществляться в юрисдикционной или неюрисдикцонной форме. Можно сделать вывод, о том что административно-правовой метод — это метод правового регулирования, применяемый в налоговых отношениях, реализующийся в юрисдикционной форме; он может выражаться как в волевом властном правовом регулировании, осуществляемом при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) — результативным, нормативно-организационным воздействием на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями, так и в виде информационного обеспечения предпринимателей и граждан юридическими знаниями посредством лекций, бесед с привлечением квалифицированных юристов, выступление сотрудников налоговых и правоохранительных органов с целью разъяснения законов, предъявляющих к ним требования исполнения обязанностей по соблюдению налогового законодательств.

Использование данного метода, связано с признанием  специальных статусов субъектов, вступающих в публичные отношения, а также недопущением в них лиц, не способных должным образом исполнять требования, предъявляемые к ведению отдельных видов деятельности. Главной формой признания является государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая представляется собой акты ФНС России, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении такого статуса, иных сведений.

Можно сделать вывод о том, что оптимизация налогообложения является одним из правовых регуляторов налоговых и финансовых отношений, реализующихся как в юрисдикционной, так и неюрисдикционной форме. Оптимизация налогообложения действует с целью  упорядочения, охраны и развития общественных отношений в сфере финансовых отношений.

 

Библиография

1 Ивачев О.В. Административная деятельность по предупреждению налоговых правонарушений // Административное и муниципальное право. 2009. № 9. с. 82 — 88.

2 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 322 с.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 19 июля 1997 г.// СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

4Антология экономической классики. В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо.— М.: «Эконов»-«Ключ», 1993. С. 58.

5  Антология экономической классики. С. 58.

6 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Рассолова М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.  С. 4.

7  Алексеев С.С. Теория права. — М.: БЭК, 1994. С. 34.

8 Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. /Под ред. Марченко М.Н. Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Норма, 2007. С. 56.

9 Комаров С.А. Общая  теория государства  и права в схемах и определениях. — Спб.: Изд-во Юрид. инст-та, 2001. С. 62.

10 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пос. для вузов. — М.: Зерцало, 1997. С. 294.

11 Осипов М.В.. Гражданское право. —  М., 1995. С. 78.

12 Веретенникова С.Н. Меры самозащиты в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Екате-ринбург, 2004. С. 11.

13 Право на защиту // Гражданское право. Т. I / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М., 2004. С. 563.

14  Практическая налоговая энциклопедия /Под ред. Брызгалина А.В. Т. 16. Пеня в налоговом праве. // СПС КонсультантПлюс.

15 Гражданское право Украины: Учебник для вузов системы МВД Украины: В 2-х ч. Часть I/ А.А. Пушкин,  В.М. Самойленко, Р.Б. Шишка и др.; под ред. проф. А-А-Пушкина, В.М. Самойленко. — Харьков,1996. С. 203. 

16 Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум. —М.: Юриспруденция, 2005. С. 45.

17 Осинцев Д.В. Система и виды методов административно-правового воздействия // Юридический мир. 2009. № 7. С. 35 — 41.

18  Указ Президента России от 19.07.2004 № 927 // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.

19  Осинцев Д.В. Указ. ст.

20 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3431.

21 Ивачев О.В. Административная деятельность по предупреждению налоговых правонарушений // Административное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 82 — 88.

22 Беспалов М.В., Филина Ф.Н. Схемы минимизации налогообложения / под ред. Д.В. Соловьевой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 368 с.

23 Там же.

24 Право на защиту // Гражданское право. Т. I / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М., 2004. С. 563.

25  Алексеев С.С. Теория права. — М.: БЭК, 1994.С. 34.