А.В. КОРКУНОВ,

юрист

 

Спам — это рассылка сообщений коммерческого или некоммерческого характера, осуществляемая посредством электронной почты. Пользование услугами электронной почты в настоящее время практически повсеместно осуществляется с помощью глобальной международной компьютерной сети Интернет, и именно в контексте этой сети проблема спама наиболее актуальна.

Главная опасность коммерческого спама, о котором и пойдет речь в статье, видится в двух главных моментах. Во-первых, спам представляет собой незаконную рекламу, точнее, незаконной, то есть нарушающей права и свободы субъектов гражданского права, она признается в законодательстве большинства развитых стран. Однако учитывая реалии современного российского законодательства, ничто не мешает ей быть законной в результате отсутствия правового регулирования. Во-вторых, Интернет — сеть коммерческая, а электронные письма имеют определенный объем и, следовательно, создают дополнительную нагрузку на оборудование и вынуждают пользователей сети оплачивать получение лишнего трафика.

Актуальность темы очевидна: спам как явление приобретает все более угрожающие масштабы, что говорит о неэффективности принимаемых мер. Например, по данным социологического исследования, проведенным американской компанией Harris Interactive в декабре 2003 года, 61% опрошенных заявили, что за последние 6 месяцев количество незапрашиваемых рассылок коммерческого характера, адресованных им, возросло. При этом 9 из 10 свидетельствовали, что спам мешает их нормальной работе.

В настоящее время обмен сообщениями электронной почты почти не подвергается гражданско-правовому регулированию. Известно, что для устранения данного пробела  разрабатывается ряд нормативных правовых актов, в частности проект федерального закона «О регулировании российского сегмента сети Интернет (Об использовании глобальных общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей)» (далее — Проект). Не ставя целью дать правовую характеристику данного акта, все же следует отметить определенные его недостатки.

Так, в ст. 1 Проекта говорится о цели и сфере действия закона: «...направлен на создание правовых основ использования глобальных общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации». Считаем большой ошибкой разработчика стремление создать закон, регулирующий великое множество самых разнообразных отношений, поскольку Интернет служит не только информационным источником, но и является пространством, объединяющим великое множество гражданско-правовых отношений (например, совершение сделок, охрана объектов авторского права, реклама). Принимая во внимание бурное техническое развитие сети, можно предугадать и развитие гражданско-правовых институтов в ней. Таким образом, учитывая разнообразную природу отношений, а также эволюцию сети, разработка нескольких нормативных правовых актов, регулирующих множество отношений в среде Интернета, была бы сродни разработке закона «О регулировании гражданско-правовых отношений в Российской Федерации».

Со своей стороны мы предлагаем избрать другой путь, а именно распространение уже существующих и разработанных институтов гражданского права на отношения, возникающие в сети. По сути, спам — это реклама, так как, за небольшим исключением, это явление подпадает под понятие Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 02.11.2004; далее — Закон): реклама —«распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

Форма электронного письма не является препятствием для характеристики спама как рекламы, поскольку ее содержание не зависит от формы выражения в объективной реальности. Кроме этого, спам, как и реклама, призван формировать интерес к какому-либо товару либо услугам. Однако существует исключение: реклама, по приведенному определению, предназначена для неопределенного круга лиц, в то время как спам всегда имеет конечное число адресатов[1].

Таким образом, первым нашим предложением будет изменение определения рекламы в Законе, например на такое: «реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного либо заранее определенного круга лиц».

Существуют ли в Законе о рекламе какие-либо специальные нормы, способные урегулировать явление спама? Они есть: это п. 3 ст. 13, где говорится, что «при платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом заявок».

Здесь содержится сразу два неблагоприятных для спамера последствия. Поскольку спам представляет собой определенный объем информации, то его получение связано с затратами. Помимо этого, спам как разновидность рекламы обязан предоставляться только с согласия абонента. Однако в названной статье достаточно расплывчато говорится о возможности ее применения по отношению к электронной почте, так как непонятно, что такое «справочное компьютерное обслуживание». К тому же, с точки зрения пользователя, электронная почта (если не вдаваться в технические основы функционирования сети) не представляет собой совокупность запрашиваемых абонентом заявок. Для исправления вышеназванных недостатков предлагаем за-

крепить норму в следующей редакции: «при платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании, в том числе обслуживании посредством электронной почты, реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом заявок или в стоимость оказываемых абонентом услуг, посредством которых реклама была представлена абоненту».

Необходимо сказать об ответственности за ненадлежащую рекламу, распространяемую посредством электронной почты, ибо действенность правовой нормы напрямую следует из механизма охраны, пресекающего ее нарушение. Поскольку в результате рассылки спама нарушаются права и свободы адресатов, последние согласно п. 1 ст. 31 Закона вправе обратиться в установленном законом порядке в суд с исками, в том числе о возмещении убытков, морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Однако в большинстве случаев вычислить спамера сложно, поскольку он действует анонимно. Соответственно невозможно и упомянутое исковое производство. Мы хотим предложить досудебный порядок, главная цель которого не компенсация гражданско-правового вреда, а пресечение действий спамера.

Любое электронное письмо обязательно содержит адрес электронной почты отправителя. Суть действий сводится к следующему. Уполномоченный орган исполнительной власти по требованию пострадавшей стороны и при наличии достаточных оснований выносит решение о пресечении действий спамера, которому направляется требование прекратить рассылку. Если спамер игнорирует решение, то к владельцу почтового сервера, на котором располагается учетная запись спамера, направляется требование о принятии соответствующих мер (вплоть до удаления почтового ящика спамера). Если же и владелец сервера не предпринимает никаких действий, то следует аннулирование регистрации домена, используемого для доступа к данному почтовому серверу. При этом если личность спамера стала известна пострадавшей стороне, то последняя может обратиться в суд с иском о возмещении убытков.

 

Библиография

1 Количество адресатов ограничено лишь техническими возможностями (послать сообщение всему миру сразу без специального оборудования невозможно), а также массивом электронных адресов, имеющихся в распоряжении у спамера — человека, намеренно осуществляющего рассылку спама. — Примеч. ред.