Н.В. МИРНАЯ,
заместитель начальника отдела международного сотрудничества и организации исполнения международных обязательств Правового управления Федеральной службы судебных приставов
 
В Российской Федерации медиация как альтернативный способ урегулирования спора сторон с участием посредника (медиатора) — относительно новый институт: Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» вступил в силу 1 января 2011 г. 
 
Закон о медиации регулирует отношения, связанные с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также к спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Российское законодательство  предусматривает применение процедуры медиации при возникновении спора как до обращения в суд общей юрисдикции или третейский суд, так и после начала судебного или третейского разбирательства.
Между тем в отдельных государствах—участниках СНГ и странах Балтии не исключено применение процедуры медиации и на стадии исполнительного производства.
В Республике Беларусь институт внесудебной медиации только начал развиваться. Проект закона Республики Беларусь «О медиации» разработан и находится на стадии согласования.
Однако с вступлением в силу Закона РБ от 10.01.2011 № 241-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК РБ) введены положения о примирительной процедуре, которая может применяться на любой стадии хозяйственного процесса, в том числе на стадии исполнительного производства, и, по существу, представляет собой судебную медиацию.
Практика урегулирования споров в примирительной процедуре с участием должностных лиц хозяйственных судов способствовала формированию у субъектов хозяйствования определенной степени доверия к указанной альтернативной процедуре. Это послужило основанием к началу формирования практики применения примирительной процедуры и на стадии исполнительного производства.
На стадии исполнительного производства примиритель назначается хозяйственным судом, принявшим судебное постановление, или судом по месту исполнения судебного постановления по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда. При наличии возражений одной из сторон хозяйственный суд выносит определение об отмене постановления о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры. Примиритель назначается из числа лиц, занимающих государственные должности в хозяйственном суде, либо из числа иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень таких лиц и условия их привлечения указаны в постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда РБ от 27.05.2011 № 10 «О некоторых вопросах применения примирительной процедуры в хозяйственных судах». В этот  перечень включены 12 внесудебных медиаторов, прошедших стажировку при Центре разрешения конфликтов Белорусского республиканского союза юристов (для привлечения хозяйственными судами в качестве иных лиц для назначения примирителем), и 58 иных лиц, рекомендуемых хозяйственным судам для назначения примирителем.
Кроме того, ХПК РБ допускает назначение в качестве примирителя судебного исполнителя, но при условии соблюдения ограничения, установленного Инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь[1], в соответствии с которой судебный исполнитель, выступающий примирителем при проведении примирительной процедуры, не может участвовать в исполнении этого исполнительного документа и подлежит отводу (п. 11).
Согласно ст. 156-1 ХПК РБ срок примирительной процедуры в исполнительном производстве не должен превышать одного месяца. Заключение сторонами соглашения о примирении на стадии исполнительного производства и утверждение этого соглашения судом являются основанием для окончания исполнительного производства, о чем судебный исполнитель выносит соответствующее постановление.
По сообщению Высшего хозяйственного суда РБ, по состоянию на июнь 2011 года хозяйственными судами завершено пять примирительных процедур, проведенных на стадии исполнительного производства, по результатам которых заключены соглашения о примирении и производства окончены.
В Республике Молдова при возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель обязывает стороны в назначенное время явиться к нему для попытки примирения. Если при проведении данного процессуального действия стороны договариваются о заключении мирового соглашения или до этого момента должник погашает свой долг, гонорар судебного исполнителя составляет от 50 до 70% от обычного размера. Таким образом, у должников есть стимул рассчитываться по долгу как можно быстрее.
Чтобы обеспечить защиту интересов взыскателя, законодатель установил, что мировое соглашение, утвержденное судебным исполнителем, обретает силу исполнительного документа. Таким образом, те условия, которые закреплены в мировом соглашении, подлежат принудительному исполнению, если одна из сторон недобросовестно их исполняет.
Попытка примирения сторон, которая является обязательной фазой исполнительного производства, представляет собой один из аспектов медиации в исполнительном производстве. Это процессуальное действо открывает достаточно широкий спектр возможностей для сторон: они могут договориться самостоятельно, без обращения в суд, об изменении способа исполнения, о рассрочке оплаты задолженности, об изменении установленной законом последовательности преследования имущества должника (если, согласно закону, недвижимость (например, жилье, в котором проживает должник) преследуется в последнюю очередь, стороны могут договориться о том, чтобы она преследовалась в первую очередь, а денежные средства — в последнюю очередь, хотя по закону они преследуются в первую очередь).
Отмечается, что очень много исполнительных дел по взысканию алиментов прекращается именно вследствие примирения сторон.
В Литовской Республике действующее законодательство не предусматривает проведение медиации частными приставами. Между тем они косвенно применяют принципы и методы медиации, оказывая услуги юридического консультирования, констатирования фактических обстоятельств и посредничества в исполнении имущественных обязанностей.
Палата приставов Литвы стремится законодательно закрепить оказание приставами такой юридической услуги, как медиация. Министерство юстиции Литовской Республики, в свою очередь,  поддерживает данную инициативу.
В настоящее время в Литовской Республике действует Закон о примирительном посредничестве, в соответствии с которым процедура медиации применяется в судах. Суд, рассматривающий дело, может предложить сторонам попытаться решить спор путем примирительного посредничества. Если стороны спора такое предложение принимают, суд откладывает рассмотрение дела.
Согласно данным Национальной администрации судов, институт медиации чаще всего применяется в урегулировании семейных и трудовых споров. В окружных судах г. Вильнюса в период с 2009 по 2010 год осуществлено несколько десятков процедур медиации, но  сейчас медиация стала применяться особенно активно. В сфере предпринимательства более популярным способом решения споров до настоящего времени является обращение в арбитражный суд.
В Республике Казахстан вопросы медиации закреплены в Законе Республики Казахстан от 28.01.2011 № 401-IV «О медиации». Согласно этому закону сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также споры, рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Медиация при урегулировании споров, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, может быть применена как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства.
В Латвийской Республике применение медиации находится на начальном этапе. В настоящее время Министерство юстиции Латвийской Республики разрабатывает законопроект, регулирующий вопросы медиации в Латвии. Завершение работы над законопроектом и введение в действие соответствующего нормативного правового акта Латвийской Республики запланировано на 2011—2012 гг. Несмотря на то что на сегодняшний день отсутствует правовой акт, регулирующий использование медиации, не определены требования для медиаторов, медиативные процедуры и вознаграждение для медиаторов, медиация осуществляется  негосударственными организациями — службами посредничества и примирения, которые ответственны за обучение медиаторов, выполнение процедур медиации и содействие использованию медиации в Латвии.
В Республике Армения институт медиации отсутствует. Между тем, как и во многих других государствах, применяется процедура заключения сторонами мирового соглашения.
Согласно главе 36 Гражданского процессуального кодекса Республики Армения, стороны вправе заключить мировое соглашение и в процессе принудительного исполнения решения суда.
Мировое соглашение сторон может также устанавливать способ, сроки и порядок принудительного исполнения решения суда.
Стороны заключают мировое соглашение в письменной форме и представляют его принудительному исполнителю. Принудительный исполнитель, получив мировое соглашение сторон, обязан приостановить исполнительное производство и немедленно обратиться с ходатайством в суд, выдавший исполнительный документ. На основании ходатайства суд пересматривает ту часть решения, которая относится к установленным мировым соглашением сторон способу, срокам и порядку его исполнения.
 
Библиография
1 Утверждена постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда РБ от 26.11.2009 № 21 (в ред. от 04.03.2011).