Реклама
Статья

Принцип свободы выбора родителями образовательных учреждений в структуре международных стандартов права на образование

Рассматривается вопрос о месте принципа свободы выбора родителями образовательных учреждений в структуре международных стандартов права на образование. На основе анализа международных и региональных актов освещаются ключевые элементы принципа свободы выбора родителей.

УДК 342.733 

Страницы в журнале: 67-71

 

Т.Н. МАТЮШЕВА,

доктор юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин  Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия matyushevatn@rambler.ru

 

Рассматривается вопрос о месте принципа свободы выбора родителями образовательных учреждений в структуре международных стандартов права на образование. На основе анализа международных и региональных актов освещаются ключевые элементы принципа свободы выбора родителей.

Ключевые слова: дети, право на образование, система образования, свобода выбора родителями образовательных учреждений, международные стандарты, международное образовательное сообщество.

 

Principle of a Freedom of Parent Choice  of Educational Institutions in Structure of the International Standards of the Right to Education

Matyusheva T.

The question of a place of the principle of a freedom of рarent сhoice  of educational institutions in structure of the international standards of the right to education is investigated.  On the basis of the analysis of the international and regional acts the author reveals  key elements of the principle of a freedom of choice of parents.

Keywords: children, right to education, education system, freedom of parents choice of educational institutions, international standards, international educational community.

 

Анализ реальных событий в образовательной сфере в отдельных регионах и странах показывает, что в течение второй половины XX столетия деятельность международных организаций была направлена на решение острых проблем в сфере образования в целом и проблем отдельных категорий населения по двум направлениям: ликвидация неграмотности и разработка концепций и конкретных программ по их реализации с целью подготовки кадров. Интеграция государств, их взаимозависимость приводят к новому соотношению национального и международного права, в том числе в регулировании свободы родителей (лиц, их заменяющих) в структуре международных стандартов права на образование.

Изучение свободы выбора родителями образовательных учреждений в структуре международных стандартов права на образование и, следовательно, законодательства, конкретизирующего образовательно-правовой статус родителей, не только не теряет своей злободневности, но в настоящий момент становится еще более актуальным.

В структуру международных стандартов включены всесторонность, поступательность и системность образования; обязательность и бесплатность начального обучения при постепенном введении всеобщей бесплатности; открытость и доступность для всех среднего образования в различных его формах, включая профессионально-техническое образование; одинаковая доступность высшего образования для всех; равенство граждан и отсутствие дискриминации; право родителей определять вид учебного заведения и характер обучения для своих детей; свобода выбора языка обучения; свобода создания и функционирования учебных заведений независимо от государства; обеспечение во всех государственных учебных заведениях одинакового уровня образования и равных условий в отношении качества обучения.

Проанализируем место принципа свободы выбора родителями образовательных учреждений в структуре международных стандартов права на образование. При этом подчеркнем, что среди способов влияния системы норм международного и внутреннего права на регулирование статуса родителей в обеспечении получения детьми образования особое место занимают международные правовые акты. В разных государствах международное право влияет на национальное право по-разному, а «тенденция динамичного соотношения национального и международного права приобрела в современных условиях значение универсальной и… проявляется, — считает Ю.А. Тихомиров, — как в масштабных взаимовлияниях правовых систем, так и во все большем “проникновении” международных принципов и норм в национальные правовые системы»[1].

Источниками общепризнанных принципов и норм международного права согласно Статуту Международного суда ООН служат международные конвенции, международный обычай и общие принципы права, которые признаны цивилизованными народами, а способами прямого вхождения общих принципов права, признанных цивилизованными нациями (ст. 38 Статута), в национальную правовую систему являются их соответствие требованиям, предъявляемым к международному обычаю общего международного права, и отражение формул данных принципов в законодательстве.

Обязательным элементом права на образование является признание и закрепление принципа приоритетности права родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей: «...государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» (п. 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966). Эта формула также отражена в п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года («Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»).

Права родителей или лиц, их заменяющих, представлены в Конвенции о правах ребенка 1948 года, Декларации прав ребенка 1959 года, Декларации социального прогресса и развития 1969 года, в ст. 33 Модельного закона от 17.04.2004 о среднем общем образовании, Модельном законе от 04.12.2004 о дошкольном образовании и др. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года говорится, что государство уважает право родителей обеспечивать детям образование и обучение в соответствии с их собственными религиозными и философскими убеждениями (ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции от 20.03.1952).

В Декларации социального прогресса и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 году, выделены три момента, позволяющие конкретизировать статус родителей:

— во-первых, семье как основной ячейке общества для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей и молодежи, с тем чтобы она могла полностью выполнять свои обязанности в коллективе, должны предоставляться помощь и защита (статья IV);

— во-вторых, исключительное право свободно и с полной ответственностью определять число своих детей и сроки между их рождением имеют только родители (статья IV);

— в-третьих, разработка и координация политики и мер, направленных на укрепление существенно важных функций семьи как основной ячейки общества, предполагает создание в интересах детей и работающих родителей соответствующих детских учреждений (статья XXII).

Участие родителей на всех уровнях учебного процесса, как подчеркнуто во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой в1982 году Генеральной Ассамблеей ООН, имеет жизненно важное значение. Для того чтобы родители создавали для ребенка-инвалида такую семейную обстановку, которая была бы максимально приближена к нормальной, самим родителям требуется соответствующая поддержка, что, в свою очередь, связано с необходимостью подготовки специалистов для работы с родителями детей-инвалидов (п. 125).

 

Статус родителей уточняют Рекомендация N R (84)4 об обязанностях родителей, Рекомендация N R (87) 6 о приемных семьях, Рекомендация N R (87) 20 об общественной реакции на преступность среди несовершеннолетних, Рекомендация N R (94) 14 о последовательной и комплексной политике по вопросам семьи, Рекомендация N R (98) 8 об участии детей в семейной и социальной жизни, Рекомендация N Rec (2001) 16 о защите детей от сексуальной эксплуатации, Рекомендация N Rec (2003) 19 о повышении доступности социальных прав и  N Rec (2003) 20 о новых методах работы с несовершеннолетними правонарушителями и о роли правосудия по делам несовершеннолетних. В частности, в Приложении к Рекомендации N R (2005) 5 от 16.03.2005 основным принципом названа «первостепенная обязанность родителей по воспитанию и развитию ребенка», в связи с чем выделены следующие характеристики правового статуса родителей:

— родители должны получать всю возможную поддержку, направленную на гармоничную реинтеграцию ребенка в семью и общество;

— принятие решения о помещении ребенка в специализированное учреждение и само такое размещение не должны быть связаны с дискриминацией по половому, расовому, социальному, этническому или национальному признаку, по высказываемым мнениям, языку, собственности, религии, инвалидности, рождению или любому иному статусу ребенка и/или его родителей. Как отмечал Конституционный Суд РФ, конституционному принципу равенства противоречит любая дискриминация, такие устанавливаемые законом различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, в более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями[2];

— если позволяют обстоятельства, для размещения ребенка должно выбираться специализированное учреждение, расположенное как можно ближе к предыдущему месту жительства ребенка;

— родители должны иметь возможность выполнять свои обязанности и поддерживать контакт с ребенком постоянно;

— необходимо предусмотреть комплексную организацию функционирования учреждения, основанную на средствах и специальном обучении, развитии надлежащего сотрудничества с родителями ребенка.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 года (пп. b п. 1 ст. 5) также уточняет статус родителей. Родители и в соответствующих случаях законные опекуны должны иметь возможность в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования; обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.

О необходимости обеспечения тесного сотрудничества между организациями учителей, работодателей и трудящихся и родительскими организациями, группами граждан, профсоюзами, женскими организациями, организациями потребителей, клубами по видам услуг, религиозными органами, политическими партиями, организациями инвалидов говорится в упоминавшейся Всемирной программе действий в отношении инвалидов, в Рекомендации МОТ и ЮНЕСКО от 05.10.1966 о положении учителей, Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Правило 63), принятых 20.12.1993 Генеральной Ассамблеей ООН.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов расширяют статус родителей, подчеркивая, что инвалиды, их родители, опекуны, защищающие их интересы лица и организации должны выступать активными партнерами государств в планировании и осуществлении всех мер, затрагивающих гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права инвалидов. В Меморандуме о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры 1993 года отмечено стремление оказывать содействие в выработке специальных программ образования для родителей или опекунов детей, страдающих физическими и умственными недостатками[3]. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры 1998 года говорится, что высшие учебные заведения должны работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами.

Исследованию свободы родителей (лиц, их заменяющих) в структуре международных стандартов права на образование способствует выделение их прав Модельными законами о дошкольном образовании и о среднем общем образовании[4], принятыми Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ в 2004 году. В статье 21 последнего закона названы участники учебно-воспитательного процесса: учащиеся; руководители; педагогические работники, психологи, библиотекари; другие специалисты; родители или лица, их заменяющие, а также установлены обязанности родителей или лиц, их заменяющих, воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к национальным, историческим, культурным ценностям своего народа, бережное отношение к окружающей среде; уважать достоинство ребенка; воспитывать у ребенка трудолюбие, уважительное отношение к старшим по возрасту, к государственному и родному языку, к народным традициям и обычаям.

Модельным законом о дошкольном образовании установлены обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечивать условия для получения детьми старшего дошкольного возраста дошкольного образования в любой форме; постоянно заботиться о физическом здоровье, психическом состоянии детей, создавать надлежащие условия для развития их природных задатков, наклонностей и способностей.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право:

— на уважение ответственности и их прав и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка; требовать от государства обеспечения ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия; обеспечения, «чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка»[5];

— выбирать учебные учреждения и формы обучения для несовершеннолетних детей; право на учет мнения родителей и детей на создание образовательных учреждений и их согласие на обучение религии вне рамок образовательной программы[6];

— принимать решение об участии ребенка в инновационной деятельности общеобразовательного учебного учреждения; избирать и быть избранными в органы общественного самоуправления общеобразовательных учебных учреждений; обращаться в соответствующие органы управления образованием по вопросам обучения и воспитания детей; защищать законные интересы детей; вопреки соответствующему психолого-медико-педагогическому заключению отказаться направлять ребенка в соответствующую специальную общеобразовательную школу (школу-интернат). Обучение ребенка проводится в этом случае по индивидуальной форме.

Родители или лица, их заменяющие, имеют исключительное право свободно и с полной ответственностью определять число своих детей и сроки между их рождением; право на получение квалифицированной помощи специалистов по работе с родителями детей-инвалидов, врачей и другого медицинского персонала, специалистов для работы в общинах; участвовать в учебном процессе на всех уровнях; требовать от государства-участника предоставления родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию о местонахождении отсутствующего члена/членов семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей[7].

Они также имеют право на уважение государством их прав и обязанностей руководить ребенком в осуществлении его прав методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка; на принятие государством всех необходимых мер для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа; на направленность образования ребенка на воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной (ст. 29 Конвенции о правах ребенка); выбирать дошкольное учебное учреждение и форму получения ребенком дошкольного образования; избирать и быть избранными в органы общественного самоуправления дошкольного учебного учреждения; обращаться в соответствующие органы управления образованием по вопросам развития, воспитания и обучения своих детей; защищать законные интересы своих детей в соответствующих государственных органах и в суде[8].

В.Н. Герасимов систематизировал родительские права по их целевому назначению, выделив следующие виды прав:

— права, направленные на удовлетворение материальных потребностей ребенка (обеспечение ребенка жильем, удовлетворение ежедневных потребностей в питании, уходе и др., управление собственностью и финансами ребенка, представление его интересов в гражданском обороте и др.);

— права, направленные на воспитание ребенка, его социализацию (право на общение с ребенком, образование ребенка, его физическое, психическое, моральное и духовное развитие и другие);

— права, направленные на обеспечение безопасности ребенка (надзор за поведением ребенка, обеспечение безопасности ребенка, охраны его здоровья, защита его прав и законных интересов и др.)[9].

Принцип свободы родителей реализуется в таком субъекте конституционного права, как семья. Семья — институт воспроизводства и воспитания, один из главных носителей идентичности и основа жизнеспособности народа[10]. Конституционный Суд Российской Федерации подтверждает, что п. 1 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющий основные положения об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, конкретизирует положения ст. 38 (ч. 2) Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2009 № 665-О-О).

В ряде международных документов конкретизирован статус семьи. Семья в качестве основной ячейки общества и естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей и молодежи, имеет право добиваться, чтобы, когда это возможно, умственно отсталое лицо проживало в кругу своей семьи или с приемными родителями, участвовало в различных формах жизни общества; в случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни (Декларация о правах умственно отсталых лиц, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1971).

Семьям должны предоставляться помощь и защита; семьи, в которых проживают лица с ограниченными возможностями здоровья, должны получать дополнительную помощь; семья имеет право на содействие уважению ее роли в обеспечении детей и поддержании усилия родителей, других попечителей и общин в обеспечении питания и лечения детей, начиная с самых ранних этапов детства до юношеского возраста; на признание особых потребностей детей, которые разлучены со своими семьями (Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года); на необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказания материальной помощи и поддержания программ, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[11], в ст. 3 которого (подп. 7 п. 1) среди принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в отличие от действовавшего ранее Закона РФ «Об образовании», назван принцип свободы выбора: «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».

Таким образом, для интеграции России в международное образовательное сообщество большое значение имеет признание на конституционном уровне приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации перед законами (ст. 15 Конституции Российской Федерации), что, в свою очередь, является знаковым моментом при определении права на образование в Российской Федерации и свободы родителей (лиц, их заменяющих) в структуре международных стандартов права на образование.

В структуру международных стандартов свобода родителей или законных представителей определять вид учебного заведения и характер обучения для своих детей включена как принцип образования. С правом на свободу родителей (лиц, их заменяющих) в структуре международных стандартов права на образование в выборе детьми, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательного учреждения корреспондирует обязанность государства предоставить образовательное учреждение, в том числе учреждение дошкольного образования.

 

Библиография

1 Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права. 2002. № 1.

2 Определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2001 № 141-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Кавказтрансгаз” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации». Документ опубликован не был. Доступ через СПС «КонсультантПлюс».

3 Действующее международное право: в 3 т. —  М., 1996. Т. 1. С. 690—695.

4 Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2005. № 35 (часть 2). С. 247—277; 2004. № 34. С. 224—257.

5 Конвенция о правах ребенка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

6 Постановление Европейского суда по правам человека от 01.10.2009 «Дело “Кимля и другие (Kimlya and others) против Российской Федерации”» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2010. № 4.

7 Конвенция о правах ребенка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

8 Модельный закон о дошкольном образовании // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2005. № 35 (часть 2). С. 247—277.

9 См.: Герасимов В.Н. Права и обязанности родителей: сравнительное исследование законодательства стран Европейского союза // Семейное и жилищное право. 2010. № 6.

10 См.: Чиркин В.Е.  Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 9.

 

11  СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Исследование направлено на решение задач выявления пробелов и противоречий в нормах о правосубъектности несовершеннолетних, а также определения возможных путей нейтрализации этих дефектов права.
Добавлено: 02.07.2023
В рамках использования базовых конституционных принципов в области образовательной политики следует обеспечивать целенаправленное улучшение российской образовательной системы и повышать авторитет Основного закона страны.
Добавлено: 12.05.2023
Статья приурочена к грядущей знаменательной дате — 75-летию со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, и посвящена раскрытию значения этого уникального международного документа для развития не только сферы прав человека, но и международного права.
Добавлено: 05.03.2023
В статье анализируются некоторые спорные аспекты установления родственных отношений между родителями и детьми. Автор исследует исторические особенности признания родственных отношений в России, а также современные проблемы кровного и социального родства.
Добавлено: 04.12.2022
Статья посвящена анализу существующих международных правовых договоров по защите прав детей на предмет наличия в них норм, касающихся защиты прав детей в цифровом пространстве.
Добавлено: 05.11.2022