Ю.В. КОСТИН,
кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России
 
В  современной научной литературе существуют сотни определений права, раскрывающих различные стороны этого важнейшего общественного явления. Право — не только один из важнейших элементов современной общественной жизни, выступающий гарантом стабильности общественных отношений, но и сложное социальное образование, имеющее мировоззренческое значение.
 
По меткому выражению С.С. Алексеева, право имеет три образа, в котором оно выступает перед людьми, являясь нам в виде: 1) общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений — юридических реалий, с которыми сталкивается в практической жизни человек; 2) сложного социального образования — своеобразного и крупного подразделения, подсистемы в обществе, имеющей особую природу и логику такой же подсистемы, как, например, государство, искусство, мораль; 3) явления мирозданческого порядка — одного из начал и проявлений жизни разумных существ, людей. Каждый из этих образов выражает своеобразный угол зрения в понимании права — ступень в постижении его особенностей, социальной роли и смысла[1].
Известное высказывание И. Канта о том, что юристы все еще ищут определение права, приобретает в современных условиях актуальное звучание. Многочисленные определения права, разработанные мыслителями различных времен и народов, в большинстве своем, в зависимости от воззрений, которых придерживались их авторы, подразделяются на две большие группы — естественное право и позитивное право. Встречается трехзвенная классификация, когда к первым двум добавляется философский аспект права[2].
Теория естественного права зародилась в глубокой древности, но и в современных условиях сохраняет свое ценностное значение и продолжает оставаться объектом познания и исследования. Суть этой теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует стоящее над позитивным правом естественное право, в основе которого лежат идеи свободы, нравственности, справедливости и неотчуждаемости естественных прав человека. Высшую ценность естественного права составляют неотъемлемые права и свободы личности как основа нормальной жизнедеятельности людей.
Основателем позитивной теории права, которая сложилась во второй половине XIX века и базировалась на познавательных принципах философского позитивизма О. Конта, считается И. Бентам. Подвергнув критике учение естественного права, он утверждал, что право — это нормы, создаваемые государством для удовлетворения человека. В позитивном праве духовная, абстрактно-рациональная сторона вытесняется эмпирической.
На современном этапе государственно-правового развития только гражданское общество и правовое государство заинтересованы в том, чтобы ценности естественного права проникали в ткань позитивного права, пронизывали нормативные юридические акты, их нормы, отражающие исконные требования естественного бытия людей. В условиях развитой демократии позитивное право становится сферой, открытой для проникновения идей, принципов и требований естественного права, что придает правовой системе новое качественное состояние, опосредующее механизм обеспечения и реализации прав и свобод личности. В позитивном праве необходимо не только выявлять  негативные аспекты, но и должным образом оценивать тот его потенциал, который соотносится с естественным правом, воспринимает компоненты последнего.
В научной литературе все чаще акцентируется внимание на определенной «формализации» идей, принципов и требований естественного права, состоящей в их некотором закреплении в нормах позитивного права. Так, Р.З. Лившиц, определяя право как нормативно закрепленную и реализованную справедливость, отмечает: «Если та или иная справедливая идея не получает позитивного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом»[3].
В истории развития правовой мысли можно выделить следующие наиболее значимые направления определения понятия права: историческую, реалистическую и социологическую школы, нормативистскую, психологическую и марксистскую теории права.
Историческая школа (представители — Г. Гуго, К. Савиньи и др.) рассматривает право как продукт народного духа, народного правового убеждения. В ходе развития права постепенно обнаруживаются содержащиеся в нем нормы. Этим обстоятельством объясняется то, что оно существует не в виде формальных прав, а в виде правовых институтов, находящихся между собой в органической взаимосвязи. Юристы же заняты тем, что посредством анализа и изучения опыта существующего права лишь извлекают из него правила поведения.
Недостатки исторической школы проявляются в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном развитии общества, преувеличении роли и места общества в системе нормативного регулирования. В то же время представители этой школы справедливо отмечают, что законодатель не может творить правовые нормы по своему субъективному усмотрению. Он лишь вправе, познав объективные потребности общества, интересы отдельного человека, правильно сформулировать их в нормах права.
Согласно реалистической школе права (основатель — Р. Иеринг) право возникает и развивается под влиянием окружающей действительности, в силу интенсивного воздействия таких внешних факторов, как интересы и мотивы, стимулирующих человека к действию и постановке целей, реализуемых только с помощью права. Р. Иеринг считал, что право представляет собой защищенный государством интерес. Не существует абсолютно справедливого права, оно является необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения развивающегося общества.
Социологическая школа права сформировалась во второй половине XIX века и стала одним из основных направлений правоведения XX века. Главное внимание обращалось на изучение «живого права» — систему правоотношений, поведения людей в области права. Наибольший вклад в разработку этого подхода к пониманию права внес Е. Эрлих, в России сторонниками социологической школы были С.А. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич.
Не увлекаясь формальными признаками права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием. В теории наиболее убедительно изложены идеи правового государства, основные принципы которого (верховенство права и взаимосвязь человека и государства на основе права) предполагают подчинение государства и в целом общественной жизни справедливым интересам человека, задачам обеспечения ему благоприятных условий для достойной жизни[4].
Нормативистская теория права при наличии определенного единства воплотила в себе разноречивые взгляды на право, его место и роль в социальной действительности. Основные положения нормативизма разработаны Р.А. Штаммлером, X. Кельзеном. В России приверженцем этого направления был П.И. Новгородцев.
Все сторонники нормативизма сходятся в признании того, что закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, а конечная цель человеческого общества состоит в том, чтобы уяснить основную идею права и следовать ей[5]. Нормативистская теория права сумела вычленить формальные признаки права, определяющие его юридическую сущность. Абстрагируясь и отвлекаясь от внешних факторов, нормативисты изучают право в «чистом» виде и формулируют свою точку зрения о понятии права и его ценности в качестве нормативного регулятора общественных отношений.
Как и в социологической школе, в нормативистской теории права предпочтение отдается правовому государству, отвергается противопоставление права и государства (один без другого немыслимы). В представлениях нормативистов государство и право — две стороны единого целого, т. е. суверенной нормы.
Психологическая теория права получила широкое распространение в начале XX века. Эта теория фундаментально разработана известным российским ученым Л.И. Петражицким. Он считал право особым видом психических переживаний («правовых эмоций»), природа которых характеризуется тем, что мы приписываем себе известные права на действия или бездействие и одновременно сознаем, что определенные лица обязаны вести себя примерно аналогичным образом. Основным положением психологической теории права служил вывод о том, что эмпирическая наука изучает два вида бытия — физическое и психическое. Право относится к миру психики и в содержательном плане представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей[6].
Согласно воззрениям Л.И. Петражицкого вся область права делится на две части — позитивное и интуитивное право. Позитивное право — это специфические правовые эмоции, сопровождающиеся ссылками на нечто внешнее, обусловливающее поведение субъекта. Особым подвидом позитивного права является официальное право. Все остальные правовые эмоции представляют собой интуитивное право, присущее отдельным лицам и зависящее от их природных задатков, психики (характера) и степени приобщенности к социально-культурным ценностям. Ученый считал одной из главных задач интуитивного права обеспечение торжества справедливости. Справедливость имеет место тогда, «когда каждый свободен делать все, что хочет, предполагая, что он не нарушает такой же равной свободы кого бы то ни было другого»[7]. Петражицкий рассматривает и такие понятия, как «обычное право», «законное право», «официальное право», «служебная роль государства в области права»[8].
Понятие права получает слишком широкую психологическую трактовку, приобретая характер понятия «правовая психика», в результате чего правовая теория Л.И. Петражицкого оказывается нацеленной не столько на право в его юридическом смысле, сколько на правовую психику.
Большое влияние на развитие отечественной юридической науки советского периода оказала марксистская теория права, которая долгое время господствовала в нашей стране. Основные марксистские идеи о праве и государстве изложены в таких известных работах
К. Маркса и Ф. Энгельса, как «Манифест Коммунистической партии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Гражданская война во Франции». Заметное место среди важнейших теоретических обоснований марксистского понимания сущности государства и права занимает работа В.И. Ленина «Государство и революция».
В основе марксистской теории права лежит тезис о том, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой обусловлено материальными обстоятельствами жизни общества. Право, как и государство, — продукт антагонистических противоречий между классами, которые на определенных этапах развития общества то обостряются, то ослабевают, но никогда не утихают. Возникновение права и государства, их развитие вызваны необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса, удержания и укрепления его власти.
Практически все современные научные теории признают деление права на естественное и позитивное, при этом государство является мощным гарантом реализации норм права. Большинство современных научных правовых теорий исходят из признания того, что по своей сути право — это нормативно закрепленная справедливость. Эффективность современной правовой нормы и в целом права определяется степенью свободы, которой осознанно пользуется человек, и атрибутивностью такой свободы для общества.
Теоретические подходы в определении сущности права отличаются прежде всего тем, как объясняют природу происхождения права и государства, естественного и позитивного права, кого считают гарантом эффективного функционирования права, в каких формах право существует. Все теории признают наличие у права характерных признаков, расходясь в количественной и качественной их оценке.
Большинство научных школ и направлений современного правоведения отмечают наличие следующих признаков права, позволяющих отличить его от иных регуляторов общественной жизни:
· право — это система норм или правил поведения; не случайная совокупность норм, не беспорядочный их набор, а совокупность вполне определенных правил поведения. Система складывается из однородных, взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов;
· нормы правовой системы устанавливаются или санкционируются государством в официальных актах. Никакие иные социальные нормы, нормы обычаев, морали и т.п. не санкционируются государством и не исходят от него. Издание норм права органами государства не означает, что они находятся в полной от него зависимости: само государство в правотворческом процессе связано правом, осуществляющимся в установленном законами порядке (ч. 3 ст. 15, статьи 90, 104—108 Конституции РФ);
· нормативность права — право состоит из норм (правил), регулирующих правовые отношения;
· формальная определенность, непротиворечивость права — нормы права имеют внешне выраженную форму. Нормы конкретного правового акта не должны противоречить друг другу, так же как одни нормативные правовые акты системы права не должны противоречить другим. Непротиворечивость в правовой системе элементов естественного и позитивного права означает, что не может быть признан правовым закон или иной государственный акт, который отменяет или ущемляет такие извечные ценности естественного права, как право на жизнь, справедливость, свободу слова, вероисповедания и т. д.;
· право всегда выражает волю, продиктованную государством от имени народа. Большинство концепций о праве сходится в том, что право воплощает в себе волю общества, народа, нации, классов, социальных групп, властвующей элиты, т. е. выражает прежде всего волю и интересы тех, кому принадлежит власть. Однако в современных условиях при эффективном функционировании демократических институтов властвующие элиты вынуждены считаться с волей политически активных граждан и выражать интересы большинства населения;
· право — общеобязательная система норм. Нормы права адресованы не конкретному лицу и даже не группе лиц, а всем членам общества, которые обязаны выполнять предписываемые правила. Они обязательны для всего населения, проживающего на территории данного государства;
· право охраняется и в необходимых случаях реализуется государством через государственный аппарат. При нарушении норм правовых актов применяется государственное принуждение;
· особая форма закрепления норм права — законы. Система законов составляет законодательство — положительное (позитивное) право, которое представляет собой большую часть права. Остальная часть существует в иных формах. Право шире законодательства. Совпадение права и законодательства по объему и содержанию возможно, если содержание права будет облачаться лишь в одну форму, что фактически невозможно.
В современной научной литературе обращается внимание и на иные характеристики права. Во-первых, на многозначность смысловой нагрузки слова «право». Право может нести общесоциальный смысл (моральное право, право народов, право на жизнь); может выражать объем прав конкретного субъекта (субъектное право); с помощью этого термина дают понятие системы норм — объективного права (конституция, законы, подзаконные нормативные акты, нормативно-правовые договоры, правовые обычаи). Во-вторых, на необходимость учитывать две стороны права — формальную и социальную.
С формальной точки зрения общепризнано, что право является регулятором общественных отношений и стимулирует развитие последних. По содержательной стороне права проясняются вопросы уровня социальной ориентированно По содержательной стороне права проясняются вопросы уровня социальной ориентированности права, чьи интересы она отражает и какие функции выполняет. Содержание определения права во многом зависит от того, какой подход используется — классовый или общесоциальный. Если первый рассматривает право как возведенную в закон волю господствующего класса, то последний понимает право как результат компромисса между классами, социальными слоями общества, между различными политическими группами и иными социальными структурами[9].
Право является регулятором общественных отношений, обеспечивая справедливое разрешение возникающих в обществе конфликтов, развитие прав и свобод человека. Оно поддерживает надлежащий правопорядок, отвечающий интересам большинства членов общества. Право — система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.
В юридической науке распространенным  является определение права как «системы общеобязательных социальных норм, государственных предписаний и принципов, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества»[10].
По существу, все определения права не противоречат друг другу. Большинство современных авторов полагают, что право только тогда считается им, когда признает непреходящие ценности естественного права. Так, по мнению В.В. Лазарева, «право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом»[11]. Р.Х. Макуев трактует право как систему общеобязательных в данном обществе норм (юридический регулятор общественных отношений), содержащую в себе извечные ценности естественного права, устанавливающую правопорядок в интересах общества, в пределах которого происходит согласование субъективных прав и юридических обязанностей субъектов конкретных правоотношений[12].
В современной научной и учебной литературе такой подход к определению понятия права называют интегративным. Как справедливо отмечают многие современные ученые, «только интегративный подход позволяет отразить в праве не только его нормативные свойства, но и его деятельностный характер. В таком аспекте право предстает реальной силой общества, противоречащей произволу и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отношению к праву — оно не производит право, но обеспечивает его на всех стадиях его бытия»[13].
Интеграция нормативистского и социологического подходов к пониманию права позволяет в большей степени раскрыть внутреннее содержание системы права. «Право — это порядок общественных отношений, определяющих поведение людей в соответствии с государственно выраженной господствующей волей и отраженных в правосознании общества, которые урегулированы сложной системой общеобязательных принципов, нормативных предписаний и действий, охраняемых в необходимых случаях государственным принуждением и нацеленных на установление прочного правового порядка.»[14] Можно привести и такое проявление интегративного в определении права: «Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения»[15]. Отмечается также, что «право есть нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса»[16].
Разные суждения о понимании права имеют то общее, что интегрирует в себе начала естественной, нормативной, социологической и других теорий права. Действительно, право пред-
ставляет собой систему обязательных норм,
являясь важным юридическим регулятором общественных отношений, выражает согласованную волю различных групп людей в обществе, выступает мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий.
Таким образом, право — это официальный, цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественной жизни и общественных отношений, важнейшая социальная, культурная и нравственная ценность, мера свободы и ответственности личности. Право как минимум общего блага выражает определенный уровень культурного развития и цивилизованности общества, включает в себя конкретные нормы поведения, национальное самосознание и духовно-нравственные человеческие ценности.
Такое представление о праве помогает понять проблемы взаимодействия государства, права и нравственности, учитывать особенности и возможности этого взаимодействия в
решении современных задач социально-экономического и политического развития, государственного строительства, обеспечения право-
порядка, защиты прав и свобод человека на
основе принципов справедливости и гуманизма.
 
Библиография
1 См.: Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. — М., 1999. С. 3.
2 См.: Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учеб. — Орел, 2003. С. 268—269.
3 Лившиц Р.З. Теория права. — М., 1994. С. 77.
4 См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. — М., 1910. Вып. 1. С. 300—313.
5 См.: Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. — СПб., 1908. С. 59.
6 См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., 1907. Т. 2. С. 130—241.
7 Там же. С. 501.
8 См. там же. С. 209, 523—546.
9 См.: Макуев Р.Х. Указ. соч. С. 264—268.
10 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Энциклопедический юридический словарь. — М., 1996. С. 231; Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. — М., 1999. С. 516.
11 Теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1996. С. 98.
12 См.: Макуев Р.Х. Указ. соч. С. 268—269.
13 Теория права и государства: Учеб. /Под ред. В.В. Лазарева. С. 101.
14 Основы государства и права / Под ред. В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова. — Ростов н/Д, 1995. С. 129.
15 Общая теория права: Курс лекций / П
16 Лившиц Р.З. Указ. соч. С. 69.