Реклама
Статья

Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы: социально-правовой аспект [1]

И.В. БОРОВКОВ, студент 3-го курса Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала РПА Минюста России Научный руководитель: С.В. КУТУЗОВА, старший преподаватель кафедры государства и права Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала РПА Минюста России Введение Вот уже практически три года в России реализуется кампания по противодействию такому негативному явлению, как коррупция, которая в нашей стране, к сожалению, приобрела невиданный размах. Нельзя сказать, что ранее данной проблеме руководством страны не уделялось внимания[2], однако именно в последние годы противодействие коррупции было возведено в ранг общегосударственной приоритетной задачи, от решения которой зависит дальнейшее развитие Российской Федерации.

И.В. БОРОВКОВ, 
студент 3-го курса  Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала РПА Минюста России 
Научный руководитель:
С.В. КУТУЗОВА,
старший преподаватель кафедры государства и права Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала РПА Минюста России
 
Введение
Вот уже практически три года в России реализуется кампания по противодействию такому негативному явлению, как коррупция, которая в нашей стране, к сожалению, приобрела невиданный размах. Нельзя сказать, что ранее данной проблеме руководством страны не уделялось внимания[2], однако именно в последние годы противодействие коррупции было возведено в ранг общегосударственной приоритетной задачи, от решения которой зависит дальнейшее развитие Российской Федерации.
 
Активно формируется  законодательная база противодействия коррупции, приняты концептуальные стратегические национальные программы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию. Однако вместо ожидаемого уровень коррупции имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы, в том числе и в системе Федеральной службы судебных приставов, породили еще большую коррупцию.
Это подтверждают и статистические данные, опубликованные 1 мая 2011 г. на официальном сайте ФССП России: в 2010 году в ФССП России и ее территориальные органы поступило 1353 сообщения о возможных коррупционных правонарушениях, допущенных работниками Службы (на 898 сообщений больше, чем в 2009 году). Особо отмечается  увеличение количества преступлений, связанных с присвоением денежных средств и имущества должников (на 45%), а также рост количества взяток (на 30%)[3]. Размер взяток,  полученных работниками Службы,  составил от тысячи до нескольких миллионов рублей. Например, в июне 2010 года за взятку в размере 2 млн руб. задержан заместитель начальника отдела — заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу. В мае 2010 года за получение взятки в размере 1 млн руб. задержан судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов УФССП России по Санкт-Петербургу.
Коррупция в системе государственной службы оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие нашего государства, препятствует поступательному развитию рыночной экономики, мешает воплощению в жизнь национальных проектов, серьезно подрывает доверие и уважение граждан к органам государственной власти, порождает негативное отношение к государственной службе и государственным служащим.
Государственная служба является комплексным правовым институтом.
Коррупция в системе государственной службы — специфическая разновидность противоправного поведения, поэтому исследование социального аспекта данного явления — объективная необходимость. Полагаем, что без установления социальных аспектов коррупции будет весьма трудно разработать современные административно-правовые средства ее предупреждения и ликвидации.
 
Сущность и содержание противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы
Направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. В России коррупция имеет многовековую историю; не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. Неизбежное усиление административного регулирования в условиях расширения и интенсификации экономических, финансовых, технических и иных связей и зависимостей в обществе придает бюрократии известную независимость, злоупотребление которой в корыстных целях служит питательной почвой для коррупционных проявлений при попустительстве со стороны граждан и институтов гражданского общества[4].
Чиновники видят в коррупции возможность быстрого решения своих личных вопросов, бизнесмены с ее помощью преодолевают административные барьеры в предпринимательской деятельности, а отдельные граждане именно коррупционным путем решают вопросы обучения, трудоустройства, медицинского обеспечения и др. Таким образом, говорить о тотальном неприятии коррупции в российском обществе, к сожалению, пока не приходится.
Тем не менее опыт зарубежных государств подтверждает необходимость и возможность снижения уровня коррупции путем совершенствования государственного управления, усиления общественного контроля. При этом «в антикоррупционной работе необходимо учитывать целый ряд различных факторов, начиная от экономической ситуации в стране и заканчивая невысоким уровнем общественного правосознания»[5]. Такой подход позволит обеспечить комплексное воздействие на проблему коррупции, основанное на согласовании методов антикоррупционной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц.
Проявления коррупции можно рассматривать в качестве отклонений от нормативно установленных моделей поведения. Поэтому влияние фактора коррупции на общественные отношения должно преодолеваться за счет обеспечения надлежащего правоприменения. Данный подход нашел свое отражение в преамбуле Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. Целесообразно, чтобы все государственные органы в своей деятельности уделяли внимание совершенствованию системы правоприменения в целях обеспечения эффективности реализации законов и иных правовых актов, осуществления статусов органов и организаций в сферах публичного и частного права, гарантий и защиты прав и законных интересов граждан[6].
Присоединение России к международным антикоррупционным конвенциям[7], а также ее вступление 1 февраля 2007 г. в Группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) оказали и продолжают оказывать существенное влияние на развитие законодательства в этой области. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) стал ключевым актом антикоррупционного законодательства. Он «носит во многом программный характер и рассчитан на принятие целого ряда законов и подзаконных актов в его исполнение»[8].
Важным шагом на пути реализации 26 рекомендаций ГРЕКО стало утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции в качестве последовательно осуществляемой и постоянно совершенствуемой системы мер организационно-экономического, правового, информационного и кадрового характера[9]. Правда, в настоящее время выполнено менее половины этих рекомендаций.
В 2010 году деятельность государственных органов по противодействию коррупции осуществлялась с учетом новых требований, предусмотренных указами Президента РФ от 21.09.2010 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”».
На основании этих нормативных актов был скорректирован План мероприятий Федеральной службы судебных приставов по противодействию коррупции на 2010—2011 годы, дополнительные мероприятия были внесены в планы противодействия коррупции, а также в планы служебной подготовки всех территориальных органов ФССП России.
Под воздействием новых запретов и ограничений виды и формы коррупции  эволюционируют. Коррупционные схемы кардинально изменились. Основным способом коррупции сейчас стало «распиливание» триллионов бюджетных средств[10].
Эффективность законодательства о противодействии коррупции будет зависеть от максимальной точности определения данного негативного социального явления. Детализированное определение коррупции содержится в п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции. Однако анализ международных актов, зарубежного законодательства, научных публикаций по вопросам противодействия коррупции, а также социологические исследования позволяют сделать вывод, что в Законе о противодействии коррупции применен узкий подход к раскрытию этого явления[11].

Читать полностью...

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024