УДК 343.9

Страницы в журнале: 133-136 

 

С.Л. ПАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии Омской академии МВД России

 

В статье рассматриваются проблемы, связанные с оборотом на потребительском рынке России контрафактной табачной продукции; анализируются факторы, обусловливающие незаконный оборот указанной группы товаров; предлагается комплекс мер, направленных на противодействие незаконному обороту табачной продукции.

 

The author considers the problems connected with the circulation of counterfeited tobacco goods at the Russia’s consumer market. He analyses the factors conditioning the illegal circulation of the mentioned group of goods and offers a number of measures directed at counteraction to the circulation of counterfeited tobacco goods.

Ключевые слова (keywords): табачная продукция (tobacco goods), контрафактная и фальсифицированная продукция (counterfeited and forged goods), оборот контрафактной продукции (circulation of counterfeited goods), меры борьбы с контрафактной табачной продукцией (measures of fight against counterfeited tobacco goods).

 

В  настоящее время во многих зарубежных странах число потребителей табачных изделий сокращается из года в год, ведется активная и целенаправленная борьба за здоровый образ жизни, вводятся различные ограничения, связанные с курением. К сожалению, в Российской Федерации складывается иная ситуация: число курильщиков не уменьшается, законодательные ограничения несущественны, а рынок табачных изделий считается развивающимся и перспективным[1].

На сегодняшний день Россия остается одной из немногих стран, до сих пор не присоединившихся к Международной рамочной конвенции по борьбе с табакокурением, которую подписали более ста государств, а внутреннее антитабачное законодательство нашего государства не в полной мере соответствует мировым требованиям[2]. Кроме того, установленные в России цены на табачную продукцию — одни из самых низких в мире.

Табачный рынок страны в начале 1990-х годов претерпел значительные изменения. Резкий переход к рыночной экономике нарушил прежние хозяйственные связи табачных фабрик, сократилось производство сигарет и папирос. Утратили свои позиции такие традиционные для России экспортеры готовой табачной продукции, как Болгария и Куба, производители табака из Молдавии и Грузии.

Сегодня табачное производство перешло на новые организационно-правовые формы деятельности; стремительно наращиваются объемы изготавливаемой и реализуемой продукции. Этому способствует то обстоятельство, что только по официальным данным в стране курят почти 40 млн человек (65% мужчин и свыше 30% женщин, из них 80 и 50% соответственно начали курить в возрасте до 18 лет), которые потребляют примерно 270 млрд сигарет в год[3]. Причем в последнее время россияне явно стали отдавать предпочтение более дорогим и качественным табачным изделиям. Значительная доля реализуемой табачной продукции — отечественного производства.

Высокий потребительский спрос на табачные изделия и возможность получения сверхприбылей делают эту сферу особенно привлекательной для криминальных структур (массовая подделка популярных отечественных и зарубежных табачных марок, укрытие части продукции от налогообложения, контрабанда табачной продукции, торговля без использования контрольно-кассовых машин и т. п.).

По данным разных исследований, удельный вес теневого оборота табачных изделий составляет от 20 до 45% всего объема продаж. По данным ГУБЭП МВД России, подпольные цеха и фабрики по изготовлению фальсифицированных сигарет действуют во многих регионах страны, в основном на Северном Кавказе, в Московской, Ленинградской, Омской, Ростовской, Ярославской, Калининградской областях и в Краснодарском крае[4].

В ходе регулярных оперативно-розыскных мероприятий во многих регионах страны обнаруживаются подпольные фабрики по производству контрафактных, фальсифицированных сигарет (с повышенным содержанием масел и смол, с фальшивыми акцизными марками и т. п.)[5].

Актуальность борьбы с незаконным оборотом табачной продукции обусловлена, с одной стороны, потерей доходов федерального бюджета и давлением неконтролируемой теневой экономики[6], с другой — угрозами для национальной безопасности страны, связанными с финансированием криминалитета доходами от нелегальной деятельности и с вовлечением граждан в противоправную деятельность. Организованная транснациональная преступность пытается использовать территорию России как один из звеньев в цепи нелегального изготовления и перемещения табачной продукции в страны Европейского союза (далее — ЕС).

По нашему мнению, под незаконным оборотом табачной продукции понимается:

— контрабандный ввоз в Россию и вывоз из страны табачной продукции, ингредиентов, оборудования;

— реализация табачных изделий без уплаты требуемых законом налогов и сборов;

— занижение налогооблагаемой базы с помощью фирм-однодневок, зарегистрированных на подставных лиц;

— ведение оптовой торговли табачными изделиями под видом розничной с целью уклонения от уплаты налога на прибыль;

— реализация неучтенной «левой» продукции «своим» предприятиям, которые не отражают произведенные финансово-хозяйственные операции в отчетах;

— продажа контрафактной продукции с использованием торговой марки (наименования товара) другого производителя;

— реализация табачных изделий производителем, который не получил в должном порядке право на их производство;

— сбыт табачных изделий, при производстве которых нарушены установленные законом требования (например, к оформлению упаковки изделий; превышены максимально допустимые уровни содержания вредных веществ)[7].

К особенностям оборота табачной продукции следует отнести следующие факты[8].

Сегодня в России официально функционирует около 80 табачных фабрик, которые в основном работают на импортном сырье и ввозят не только табак, но и папиросную бумагу, фильтры, различные добавки. В табачной отрасли сложилась практика увеличения объемов сигаретной продукции с использованием так называемого восстановленного табака.

Часть табачной продукции изготавливается с нарушением соответствующих гигиенических норм содержания в дыме никотина и смолы, а также без указания максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления на каждой упаковке, пачке[9].

Международные табачные корпорации все активнее разворачивают свои производства на территории России. В настоящее время зарубежные компании контролируют более 90% столичного и более 60% периферийного табачного рынка страны[10] (это, прежде всего, такие гиганты, как «Балканская звезда», «Донской табак», «Филип Моррис», и ряд других).

Производственные мощности нелегальных фабрик, изготавливающих контрафактную табачную продукцию, уже превышают объемы законных производителей. Поскольку производство сигарет — процесс относительно быстрый и бесперебойный, то при наличии высококлассного оборудования за короткий период времени (например, за ночную смену) из одного и того же сырья можно изготовить определенное количество неучтенной продукции для последующей реализации через теневые каналы. При этом качество поддельных сигарет в экспортном варианте выше, чем у российской легальной продукции.

Контрабандного сигаретного импорта в настоящее время в России практически нет. В стране подделывается весь спектр табачной продукции — начиная от известных зарубежных брендов Marlboro и Parliament до отечественных марок «Прима» и «Астра».

К основным причинам незаконного оборота табачной продукции следует отнести следующие моменты[11].

Непрозрачность российской экономики, отсутствие полномасштабных исследований затрудняют оценку истинных масштабов потребления и незаконного оборота табачных изделий в России.

По данным российских таможенных органов, сегодня наша страна является лидером по экспорту табачного контрафакта, что обусловлено:

во-первых, особенностями налогообложения в России и ЕС и низкой себестоимостью, выраженной в многократной разнице в стоимости табачных изделий (например, в странах ЕС усредненная цена пачки сигарет составляет примерно 8 евро, в Великобритании — 5 фунтов, в России средняя цена не превышает 1 долл.);

во-вторых, активизацией деятельности организованных криминальных структур, занимающихся контрабандой табачной продукции и получающих высокие прибыли[12].

По оценкам экспертов, ежегодные потери федерального бюджета от контрабанды табачных изделий и сырья для их производства составляют 70—75 млн долл.[13]

Анализ криминальной ситуации в стране свидетельствует о наличии устойчивых каналов поставок контрафактных сигарет известных табачных брендов из России транзитом через территорию Республики Беларусь и стран Балтии в страны ЕС и Скандинавии. С этой целью организованные преступные группы учреждают собственные транспортные компании, приобретают автомашины, оборудованные специальными тайниками, вступают в сговор с контролирующими и правоохранительными органами.

Высокая доля акцизов и налогов в цене табачной продукции обусловливает желание определенного числа производителей идти на различные нарушения при производстве сигарет: нарушение технологии производства, влияющее на качество товара; изготовление «левой» продукции; использование чужого товарного знака и др.

С 2004 по 2008 год на потребительском рынке страны доля сигарет класса премиум увеличилась с 6,5 до 13,9% в натуральном выражении[14]. В этой связи изменилась структура потребляемых табачных изделий, что, в свою очередь, привело к росту оборота контрафактных сигарет под известными торговыми марками.

В ряде стран СНГ, производящих табачную продукцию, акцизные ставки гораздо ниже, чем в России, что также обусловливает поступление из этих регионов контрабандного и контрафактного товара.

Сами производители табачных изделий, включая известнейшие фирмы и компании, неохотно идут на сотрудничество с правоохранительными органами в деле выявления лиц, занимающихся изготовлением и реализацией контрафактной продукции, так как некоторые из них выпускают до 10% неучтенной продукции для того, чтобы компенсировать возможные потери при реализации[15].

В прежние годы табачные производственные линии проходили обязательную регистрацию в Министерстве сельского хозяйства РФ, что облегчало контроль над их использованием при изготовлении продукции. Сегодня предприниматели могут без соответствующей регистрации закупать в России или за рубежом любое новое или списанное оборудование и открывать производство табачных изделий (нередко — нелегальное).

Незаконному обороту табачной продукции способствует также отсутствие возможности у контролирующих структур (тем более у представителей общественных формирований, у отдельных покупателей) проверить качество табачной продукции «на месте», так как специальных лабораторий нет в большинстве субъектов страны.

Значительный сегмент нелегального табачного бизнеса находится в сфере деятельности организованных преступных группировок. Нередко преступники заключают договор с небольшой фирмой на открытие легального производства дешевых российских сигарет, а фактически на этих линиях изготавливаются контрафактные сигареты под известными марками.

Такое положение в сфере производства и реализации табачных изделий вызывает повышенный интерес со стороны государства, контролирующих и надзирающих органов, общественности и требует принятия ими соответствующих мер, к числу которых необходимо отнести следующие[16].

1. Внести в Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «О техническом регламенте на табачную продукцию» соответствующие поправки, устраняющие некоторые положения, связанные с отсылочными нормами, не имеющими прямого действия.

2. Органам государственной власти при разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность табачной отрасли, чаще привлекать специалистов в указанной области.

3. Первостепенное значение по предупреждению оборота на потребительском рынке фальсифицированной табачной продукции принадлежит мерам по модернизации предприятий отрасли, внедрению в производство высокотехнологичного оборудования, осуществлению строгого контроля за качеством (количеством) выпускаемой продукции.

4. Особое место в числе мероприятий по борьбе с «табачными» преступлениями в сфере потребительского рынка занимают регулярно проводимые комплексные целевые оперативно-профилактические операции, например, «Акциз», «Коммерсант».

5. Борьба с незаконным оборотом табачной продукции может стать эффективной только в том случае, если будет проводиться в рамках многоотраслевого сотрудничества между различными государственными и межправительственными учреждениями. Соответствующим структурам следует регулярно осуществлять мониторинг табачного производства с целью сопоставления количества выпущенных сигарет и выданных акцизных марок.

6. По мнению сотрудников контролирующих структур, следует вернуться к практике лицензирования табачного производства (оборудования), отмена которого привела к росту теневого сегмента отрасли.

7. Необходимо отрегулировать систему распределения (сбыта) табачной продукции. Такое решение помогло бы, например, таможенным органам в осуществлении контроля над движением табачных изделий ретроспективно, чтобы установить, где произошла утечка на черный рынок.

8. Российским структурам (например, налоговым, таможенным органам, Государственному комитету РФ по стандартизации, метрологии и сертификации), ответственным за оборот табачной продукции на территории страны, необходимо более активно участвовать в формировании международной системы лицензирования оптовых торговцев табачными изделиями.

9. Внести предложения в Правительство Российской Федерации о целесообразности восстановления государственной монополии на оборот табачной продукции.

10. В соответствии с мировой практикой ввести обязательные требования к маркировке упаковки табачной продукции путем нанесения определенных необходимых надписей (например, «Для продажи только в (название территории)»), которая сократила бы цепочку распространения и позволила своевременно выявлять утечку табачной продукции на черный рынок.

11. Усилить государственный контроль над ввозом на территорию России и перемещением  по стране оборудования для производства табачной продукции с целью уменьшения возможностей его попадания в руки производителей фальсификата.

В борьбе с незаконным оборотом табачной продукции немаловажная роль принадлежит виктимологической профилактике[17]. Данное направление предупредительной деятельности заключается в информировании граждан-покупателей о наличии на отечественном потребительском рынке контрафактной, поддельной (нередко опасной для здоровья) табачной продукции и в разъяснении их действий при покупке и дальнейшем использовании указанной группы товаров.

Контрафактную табачную продукцию зачастую довольно сложно отличить от качественного (натурального) изделия. Однако есть ряд характерных визуальных признаков, которые помогут потребителю сделать правильный выбор при покупке табачной продукции, а именно:

— полиэтиленовая обертка должна быть аккуратно, без подтеков клея, натянута на поверхность пачки; язычок, при помощи которого снимается полиэтиленовая обертка, должен располагаться поверх акцизной марки;

— на пачке, кроме страны и компании-производителя, обязательно должен быть указан точный адрес фабрики: город, улица, номер  дома;

— на внутренней поверхности крышки пачки должна быть расположена информация либо о фирме-изготовителе, либо о том, куда следует обращаться с претензиями;

— вскрываться неподдельная пачка должна легко, края коробки при этом должны оставаться ровными, неповрежденными;

— защитная фольга, расположенная непосредственно перед сигаретами, в фабричных пачках должна выниматься легко.

Кроме того, необходимо обращать внимание на следующее:

— как уложены сигареты в пачке (они должны располагаться в определенном порядке: в первом ряду — семь штук, во втором — шесть, в третьем — семь);

— правилами производства допустимо лишь несколько соринок на дне сигаретной пачки, сигареты не должны быть сверхплотно набиты табаком;

— настоящие сигареты курятся равномерно, а их содержимое не горит, а тлеет;

— для настоящего табака характерна особая цветовая гамма — от светло-бежевого до шоколадно-коричневого, поэтому встречающиеся в содержимом сигарет частицы зеленоватого оттенка указывают на то, что продукция произведена в кустарных условиях.

Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, могут сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии в России цивилизованного рынка оборота табачной продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым как контролирующими структурами, так и отдельными покупателями.

 

Библиография

1 См.: Кудряшова М. Сигарета бьет по кошельку // Вечерний Челябинск. 2007. 5 апр.

2 См.: Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2942.

3 См.: Федосова Л. Перекур подорожает // Просторы России. 2006. № 44.

4 См.: Отчет о деятельности ФТС России по пресечению контрабанды сигарет и фактов их фальсификации за 2005 г. — М.: ФТС России, 2006.

5 См.: Старицын В.В. Табачный рынок уходит в тень // Налоговый вестник. 2001. № 8.

6 См.: От контрабанды табачных изделий Россия теряет до 70 млн долл. в год // ИТАР-ТАСС. 2006. 9 марта.

7 См., например: Чапкевич Л.Е. Контрафактная и фальсифицированная продукция: проблемы и пути их решения // Право и экономика. 2005. № 6.

8 См.: Никотенко О. Восстановленный табак из Ельца // wpsinfo@wps.ru. 2009. 24 апр.; Терешко Ю., Мошкович М., Бодрягина О. Табачный закон // ЭЖ-Юрист. 2008. № 47.

9 См.: Алмазов Ю. До последней затяжки // Московская правда. 2007. 22 нояб.

10 См.: Онищенко Г. Выйти из алкогольно-табачного тумана // Российская газета. 2009. № 4826.

11 См., например: Гаврилов В.В. Табачный рынок под пристальным контролем // Налоговый вестник. 2002. № 6. С. 124—125; Трутнев О., Любимская А. Дело — табак // РБК daily. 2007. 5 июля.

12 См.: Гаврилов В.В. Указ. раб. С. 124—125.

13 См.: Иванов А. Дадим Европе прикурить «фальшака» // Газета. 2005. 24 окт.

14 См.: Зарипов Р. Всемирная пепельница // Русский курьер. 2009. 11 февр.

15 См.: Уколов Р. Золото из табачной пыли // Сегодня. 2000. № 51. 7 марта.

16 См., например: Архипова И. Табачных дел мастер // Консультант. 2007. № 7; Коржнев А.А. Роль и место органов внутренних дел в противодействии преступлениям в сфере потребительского рынка России // Налоги. 2008. № 9.

17 См.: Федосова Л. Указ. раб.; Мишулин Г.М., Желиба Д.К. и др. Реклама табака и табачных изделий: пути снижения влияния на потребителя // Реклама и право. 2007. № 1.