УДК 343.241 

Страницы в журнале: 120-124

 

В. САГРУНЯН,

соискатель Саратовской государственной академии права, помощник судьи Октябрьского районного суда города Белгорода, советник юстиции 3-го класса sagrunyan.vartan@mail.ru

 

Исследуется система целей уголовного наказания как часть структуры большой единой системы реализации целей уголовного наказания.

Ключевые слова: система, наказание, цель, компонент, подсистема, преступление, концепция.

 

The process of implementing a system of penal purpose

 

Sagrunyan V.

 

A system of penal purpose as part of the structure of a large single system of the purposes of criminal punishment.

Keywords: system, punishment, purpose, component, subsystem, crime, concept.

 

Реализация системы целей уголовного наказания — это сложный и многогранный процесс, в котором система целей уголовного наказания выступает как подсистема (компонент) большой единой системы реализации целей уголовного наказания. Для успешного осуществления данного процесса следует, во-первых, определить место подсистемы (компонента) целей уголовного наказания в системе реализации целей уголовного наказания; во-вторых, установить связи и механизмы взаимодействия подсистемы (компонента) целей уголовного наказания с другими элементами системы реализации целей уголовного наказания; в-третьих, упорядочить указанные элементы системы[1].

Так, С.В. Максимов, признавая целью уголовного наказания лишь предупреждение преступлений, под системой понимает совокупность целей всех без исключения наказаний: «цели всех без исключения наказаний, в своей совокупности составляющих систему, вопреки мнению некоторых специалистов, понимаются единообразно, несмотря на то, что все виды наказания являются разными по своему содержанию, характеру оказываемого ими воздействия, пределам и порядку применения. Нахождение всех видов наказаний в единой системе предопределяет равенство их целей. Они одинаковы как для основных, так и для дополнительных, а также смешанных видов наказания, не зависят от объективных или субъективных признаков совершенного общественно опасного деяния»[2]. В частности, «цели наказания не являются самостоятельным образованием, поскольку “выводятся” из целей уголовной ответственности. Поэтому смысл и содержание целей наказания могут быть уяснены лишь в соотношении с целями уголовной ответственности. Следовательно, цели наказания формулируются и ставятся на основе более абстрактных целей уголовной ответственности. В свою очередь, цели уголовной ответственности вытекают из целей уголовного права. Поэтому рассматриваемые цели не могут быть шире целей уголовной ответственности и тем более уголовного права. Они их конкретизируют, показывая отношение государства к лицу, совершившему общественно опасное деяние. Однако, с другой стороны, возможность достижения целей уголовной ответственности и в конечном итоге целей уголовного права зависит от того, достигнуты ли цели наказания. Методологически взаимосвязь целей уголовного права, уголовной ответственности и наказания представляется как соотношение общего, особенного и частного»[3].

Не критикуя С.В. Максимова в отношении метода системного подхода, заметим лишь одно важное для наших предметных исследований обстоятельство: ученый сужает границу и содержание той большой системы, подсистемой (компонентом) которой является система целей уголовного наказания, — системы реализации целей уголовного наказания. Несомненно, в состав большой системы реализации целей уголовного наказания войдут некоторые из выделенных автором подсистем (компонентов), правда, в несколько скорректированном в соответствии с методом функциональной системы виде. Так, подсистемой (компонентом) данной большой системы можно считать, естественно наряду с системой целей уголовного наказания, систему видов уголовных наказаний, которую в соответствии с методом функциональной системы можно сформулировать следующим образом: система видов уголовных наказаний — это комплекс таких видов наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия, направленного на максимально возможное ограничение проявлений преступности.

В то же время в качестве подсистемы (компонента) большой системы реализации целей уголовного наказания мы не можем признать систему целей уголовного права и уголовной ответственности, выделенную С.В. Максимовым. Во-первых, законодатель таких целей не ставит. Во-вторых, поскольку, по С.В. Максимову, цели наказания вытекают из целей уголовной ответственности, а цели уголовной ответственности из целей уголовного права, то нет смысла выделять в качестве подсистемы (компонента) большой системы реализации целей уголовного наказания систему целей уголовного права и уголовной ответственности. В-третьих, в условиях функциональной системы, где ее элементы (компоненты) являются избирательно вовлеченными в деятельность системы, следует выделять такие подсистемы (компоненты) большой системы реализации целей уголовного наказания, которые в иерархии ее структуры могут занять лишь нижние уровни после подсистемы (компонента) целей наказания.

Что касается системы реализации другой цели уголовно-исполнительного законодательства — предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, — то при ее формулировании прежде всего следует исходить из того, что данная цель имеет логическую связь с целью исправления осужденных, однако пути реализации этих целей различны. Так, цель предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, достигается работой в трех направлениях: 1) недопущения преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими наказания; 2) предупреждения преступлений со стороны бывших осужденных; 3) предупреждения преступлений со стороны иных лиц.

Первое направление реализуется посредством комплекса специальных предусмотренных УИК РФ профилактических, в том числе и принудительных, мер. Они особенно разнообразны при организации исполнения такого вида наказания, как лишение свободы: охрана и надзор за осужденными (ч. 1 ст. 82 УИК РФ), оперативно-розыскные мероприятия (ст. 84), применение мер поощрения и взыскания (статьи 113, 115), проведение с осужденными воспитательной работы (ст. 109).

Для второго направления предусмотрен комплекс мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение совершения со стороны бывших осужденных новых преступлений (статьи 180—183 УИК РФ)[4].

Особенностью третьего направления, так называемого общего предупреждения, общей превенции, является опосредованная реализация. То есть реализация цели предупреждения преступлений со стороны иных лиц обеспечивается уже самим изданием уголовно-исполнительных законов и информированием граждан о правоограничениях, которые могут применяться к осужденным в процессе исполнения наказаний и иных уголовно-правовых мер. Строгие меры принуждения, предусмотренные законом, достаточно тяжелые условия отбывания наказания, возможность существенного ограничения прав и свобод осужденных должны превентивно воздействовать на неустойчивых граждан, особенно ведущих антиобщественный образ жизни[5].

Итак, систему реализации целей уголовного наказания составляют следующие подсистемы (компоненты): целей уголовного наказания, видов уголовных наказаний, назначения наказания, освобождения от наказания, особенностей наказания несовершеннолетних, иных мер уголовно-правового характера, конфискации имущества, целей уголовно-исполнительного законодательства, реализации цели уголовно-исполнительного законодательства исправления осужденных, реализации цели уголовно-исполнительного законодательства предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Теперь мы должны установить связи и механизмы взаимодействия подсистемы целей уголовного наказания с другими подсистемами (компонентами) системы реализации целей уголовного наказания. Во-первых, «все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором, стабилизирующим организацию систем»[6]. Во-вторых, контакт результатов, если даже они изначально различаются между собой, организуется сверху вниз в иерархии.

Таким образом, с точки зрения метода функциональной системы, если мы объединим подсистемы целей уголовного наказания, видов уголовных наказаний, назначения наказания, освобождения от наказания, особенностей наказания несовершеннолетних, иных мер уголовно-правового характера, конфискации имущества, целей уголовно-исполнительного законодательства, реализации цели уголовно-исполнительного законодательства исправления осужденных и реализации цели уголовно-исполнительного законодательства предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, то получим в совокупности суперсистему, или большую систему реализации целей уголовного наказания, при условии соответствующего запрограммированного конечного результата — максимально возможного ограничения проявлений преступности. Но для того, чтобы данный механизм стал работоспособным, необходимо решить последнюю из указанных выше задач — произвести систематизацию подсистем (компонентов) большой системы реализации целей уголовного наказания — привести их в единую, согласованную цельную структуру.

В.Д. Исмаилов сформулировал концепцию системы исправления осужденных в форме методологического проекта, направленного на упорядочение  законодательства, обеспечивающего функционирование различных направлений института исправления осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Структурно данная концепция состоит из следующих разделов: «Преамбула», «Общие положения» и «Направления института исправления осужденных к лишению свободы», который включает подразделы «Формирование карательно-исправительной среды», «Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы», «Психологическая работа с осужденными к лишению свободы», «Социальная работа с осужденными к лишению свободы», «Образовательная работа с осужденными к лишению свободы», «Общественно полезный труд осужденных к лишению свободы», «Профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы», «Общественное воздействие на осужденных к лишению свободы»[7].

 Сама суть метода систематизации дает нам ориентир для названия концепции — Концепция реализации системы целей уголовного наказания (далее — Концепция).

Руководствуясь методами построения концепций, а главным образом исходя из положений функциональной системы, мы можем представить структуру Концепции с аннотацией примерного содержания ее разделов.

1. Преамбула. Содержит обоснование применения метода функциональной системы к процессу реализации целей уголовного наказания.

2. Общие положения. В этом разделе дается понятие большой системы реализации целей уголовного наказания, раскрывается ее структура. Кроме того, данный раздел должен включать в себя принципы, на основе которых организуется и осуществляется реализация подсистем (компонентов) системы реализации целей уголовного наказания. Это принципы, сформулированные законодателем в статьях 4—7 УК РФ и в ст. 8 УИК РФ.

3. Подсистемы (компоненты) системы реализации целей уголовного наказания. Данный раздел объединяет в себе десять подразделов, соответствующих подсистемам (компонентам) большой системы реализации целей уголовного наказания:

3.1. система целей уголовного наказания;

3.2. система видов уголовных наказаний;

3.3. система назначения наказания;

3.4. система освобождения от наказания;

3.5. система особенностей наказания несовершеннолетних;

3.6. система иных мер уголовно-правового характера;

3.7. система конфискации имущества;

3.8. система целей уголовно-исполнительного законодательства;

3.9. система реализации цели уголовно-исполнительного законодательства исправления осужденных;

3.10. система реализации цели уголовно-исполнительного законодательства предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

В каждом подразделе определяется понятие той или иной подсистемы (компонента) большой системы реализации целей уголовного наказания, формулируются предполагаемые мероприятия их реализации. Независимо от того что система реализации цели уголовно-исполнительного законодательства исправления осужденных подчинена формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированию правопослушного поведения, ее конечным результатом должно стать максимально возможное ограничение проявлений преступности. То есть в ходе систематизации необходимо переориентировать ту или иную подсистему на достижение конечного результата. В соответствующем подразделе систему реализации цели уголовно-исполнительного законодательства исправления осужденных следует сформулировать как комплекс направлений института исправления осужденных к лишению свободы, регулируемых действующим законодательством, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия, направленного на максимально возможное ограничение проявлений преступности.

Таким образом, посредством концептуального метода мы приводим подсистемы (компоненты) к упорядоченному взаимодействию.

Итак, подводя итог, выделим ключевые моменты, из которых формируется теория системного подхода к целям уголовного наказания. Во-первых, посредством анализа генезиса и развития системного подхода на протяжении длительного времени выявлен наиболее эффективный на сегодняшний день метод системного подхода для предметных исследований — метод функциональной системы, где фокусированный полезный результат выступает тем инструментом, который создает упорядоченное взаимодействие между элементами (компонентами) системы.

В процессе проектирования метода функциональной системы на предметные исследования была определена структура системы целей уголовного наказания и сформулирован фокусированный полезный результат. Структуру системы целей уголовного наказания составили три основных ее элемента: цель восстановления социальной справедливости; цель исправления осужденного; цель предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Фокусированный полезный результат определен в соответствии с уголовно-правовой политикой государства — максимально возможным ограничением проявлений преступности. В результате система целей уголовного наказания была сформулирована как комплекс цели восстановления социальной справедливости, цели исправления осужденного и цели предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия, направленного на максимально возможное ограничение проявлений преступности.

Во-вторых, определив, что реализация системы целей уголовного наказания — это сложный и многогранный процесс, в котором система целей уголовного наказания выступает как подсистема (компонент) большой единой системы реализации целей уголовного наказания, были поставлены три задачи, в ходе решения которых была установлена иерархичная структура большой единой системы реализации целей уголовного наказания, где система целей уголовного наказания заняла ведущее место. Упорядоченное взаимодействие подсистемы целей уголовного наказания с другими подсистемами (компонентами) системы реализации целей уголовного наказания осуществляется посредством того же фокусированного полезного результата — максимально возможного ограничения проявлений преступности. Конкретным механизмом взаимодействия подсистемы целей уголовного наказания с другими подсистемами (компонентами) системы реализации целей уголовного наказания является освобождение их от избыточных степеней свободы, не нужных для получения данного конкретного результата, и, наоборот, сохранение всех тех степеней свободы, которые способствуют получению результата.

Таким образом, в соответствии с методом функциональной системы большую единую систему реализации целей уголовного наказания можно сформулировать следующим образом: это комплекс системы целей уголовного наказания, системы видов уголовных наказаний, системы назначения наказания, системы освобождения от наказания, системы особенностей наказания несовершеннолетних, системы иных мер уголовно-правового характера, системы конфискации имущества, системы целей уголовно-исполнительного законодательства, системы реализации цели уголовно-исполнительного законодательства исправления осужденных и системы реализации цели уголовно-исполнительного законодательства предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия, направленного на максимально возможное ограничение проявлений преступности.

Для решения задачи систематизации подсистем (компонентов) большой системы реализации целей уголовного наказания был определен концептуальный метод. Руководствуясь методами построения концепций, была сформулирована Концепция как методологический проект, рекомендованный соответствующим компетентным органам для реализации.

Таким образом, посредством концептуального метода подсистемы (компоненты) большой единой системы реализации целей уголовного наказания приводятся к упорядоченному взаимодействию.

 

Библиография

1 См.: Исмаилов В.Д. Модернизация института исправления осужденных к лишению свободы: моногр. — Грозный, 2012. С. 129.

2 Максимов С.В. Цель в уголовном праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Казань, 2002. С. 21—22.

3 Там же.

4 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / В.М. Анисимков, В.П. Артамонов, В.В. Базунов, Н.И. Брезгин и др.; отв. ред. А.И. Зубков. — М., 1997. С. 11—12.

5 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Зубкова; 4-е изд., перераб. — М., 2008. С. 6.

6 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. С. 42.

 

7 Исмаилов В.Д. Указ. соч.  С. 129.