Реклама
Статья

Регистрация кандидатов на муниципальных выборах: вопросы компетенции избирательных комиссий

Анализируются полномочия избирательных комиссий по регистрации кандидатов на выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления.

УДК 342.8

Страницы в журнале:  161-164

 

Е.С. Кузнецова,

студентка юридического факультета Кубанского государственного университета Россия, Краснодар kattykuznetsova@gmail.com

 

Анализируются полномочия избирательных комиссий по регистрации кандидатов на выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления. На основании изучения норм действующего избирательного законодательства автор приходит к выводу о специальном объеме полномочий избирательных комиссий в процессе регистрации кандидатов на муниципальных выборах.

Ключевые слова: выборы, органы местного самоуправления, выдвижение кандидатов, избирательные комиссии, участники избирательного процесса, регистрация кандидатов, основания отказа в регистрации.

 

Выбор оптимальной модели формирования органов местного самоуправления является одной из наиболее значимых проблем конституционного строительства в России, решение которой продолжает оставаться в поле зрения федерального законодателя. Последовательное внесение ряда изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации» свидетельствует о допустимости различных моделей формирования органов местного самоуправления [9, с. 154].

Избрание главы муниципального образования путем прямых выборов или представительным органом из числа депутатов либо из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией — таковы альтернативные возможности, которые могут быть предусмотрены уставом конкретного муниципального образования. Вместе с тем неизменным остается порядок прямого избрания депутатов представительных органов городских округов, внутригородских районов в составе городских округов с внутригородским делением и городских и сельских поселений.

В Российской Федерации подготовку и проведение выборов осуществляют специально созданные органы — избирательные комиссии. Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют избирательные комиссии муниципальных образований или территориальные избирательные комиссии, наделенные полномочиями организующих выборы комиссий. При проведении выборов депутатов представительных органов могут также формироваться окружные избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Именно принцип независимости является наиболее важным компонентом, обеспечивающим реализацию избирательными комиссиями своих полномочий [2, с. 37].

Одним из наиболее сложных этапов любой избирательной кампании является выдвижение и регистрация кандидатов. В избирательном процессе со стадии выдвижения и регистрации кандидатов берет начало реализация закрепленного в Конституции РФ права граждан быть избранными. Регистрация кандидатов (списков кандидатов) является одной из самых важных стадий избирательного процесса, «завязкой» избирательной кампании, влияющей на весь ее дальнейший ход [1, с. 431—432]. Как отмечает И.В. Лексин, выдвижение и обеспечение регистрации — единственное, что необходимо кандидату, избирательному объединению, чтобы принять участие в соответствующих выборах [4, с. 12].

Нормы федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, регулирующие вопросы выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах, в последние годы подверглись значительным изменениям: был расширен перечень предоставляемых кандидатом сведений, возросли требования к их достоверности; кандидату предоставлена возможность не создавать избирательный фонд; введены новые основания для отказа в регистрации в случае ненадлежащего оформления документов.

Так, законом Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» расширены и уточнены требования к формам поддержки выдвижения кандидатов на муниципальных выборах. Введены положения, регулирующие поддержку выдвижения кандидатов, муниципальных списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. Среди форм поддержки выдвижения кандидатов без условия сбора подписей названы:

1) получение списком кандидатов, выдвинутым политической партией, не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному (многомандатному) избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы  либо по одномандатному (многомандатному) избирательному округу на выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края;

2) избрание в представительный орган муниципального образования хотя бы одного депутата от политической партии, выдвигающей кандидата или список кандидатов;

3) по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов кандидат, выдвинутый этой политической партией по одномандатному (многомандатному) избирательному округу или в составе муниципального списка кандидатов и избранный на последних выборах депутатом представительного органа хотя бы одного поселения, входящего в этот муниципальный район, избран из состава данного представительного органа поселения депутатом представительного органа этого муниципального района [6].

Нашло закрепление требование о необходимости поддержки выдвижения кандидатов политической партией посредством представления в соответствующую избирательную комиссию подписей избирателей, если выдвижение политической партией федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу не поддержано избирателями на основании результатов последних выборов депутатов. Для регистрации кандидата на основании подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, требуется, чтобы в его поддержку были собраны и представлены в избирательную комиссию подписи избирателей данного округа в количестве 0,5%от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не менее 10 подписей. Также подписи должны быть собраны и в поддержку самовыдвижения кандидата и выдвижения кандидата общественным объединением, не являющимся политической партией. Изменения коснулись и лиц, уполномоченных собирать и предоставлять документы в избирательную комиссию. Наряду с возможностью личного участия кандидата это право предоставлено и уполномоченным представителям избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов.

В литературе высказана точка зрения о том, что институт сбора подписей как основание регистрации кандидата в будущем будет использоваться достаточно редко. Дальнейшему развитию института сбора подписей избирателей как средства реализации пассивного избирательного права будет способствовать уточнение процесса проверки подписных листов, что позволит избежать двоякого толкования элементов их формы и содержания. Действующее избирательное законодательство позволяет варьировать процедуру проверки подписных листов от чрезмерно строгой до слишком либеральной. Подписные листы должны стать средством обеспечения реализации пассивного избирательного права российских граждан, отражающим доверие избирателей к кандидату. Если данный подход не будет реализован, институт сбора и представления подписей избирателей со временем уйдет в прошлое [5, с. 23].

В соответствующую избирательную комиссию предоставляется письменное уведомление о выдвижении кандидата, списка кандидатов. Кандидат считается выдвинутым после поступления в избирательную комиссию письменных уведомления и заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также иных документов, предусмотренных законодательством. Однако Е.И. Колюшин отмечает: согласно тенденции развития законодательства выдвижение кандидатов, списков кандидатов постепенно теряет первоначальное чисто уведомительное значение и превращается в квазирегистрацию [3, с. 59].

Федеральный законодатель определил, что избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия представленных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения документов для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов и выдачи им письменного подтверждения об их приемке обязана принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. С момента регистрации гражданин, уведомивший комиссию о своем выдвижении, приобретает права и обязанности кандидата. В случае отказа в регистрации избирательная комиссия в течение суток с момента принятия ею решения обязана выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.

Полагаем, что введение конкретных сроков проверки документов, представляемых кандидатами, следует оценивать положительно. Указанная конкретизация способствует более высокому уровню организации деятельности избирательных комиссий на этапе выдвижения и регистрации кандидатов, оптимизации одного из важнейших элементов управления избирательным процессом [10, с. 17].

В 2013—2014 годах были внесены изменения в перечень оснований для отказа в регистрации кандидата. В частности, введена норма, предполагающая отказ в регистрации кандидату при проведении выборов главы муниципального района или главы городского округа,  который к моменту представления документов не закрыл счета (вклады), не прекратил хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, и (или) не осуществил отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Также введено основание для отказа в регистрации при выявлении недостоверных и (или) недействительных подписей в количестве 10% и более от общего количества подписей, отобранных для проверки, при необходимости предоставления 200 и более подписей для регистрации кандидата.

Отказать кандидату в регистрации могут при недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации; при неуведомлении избирательной комиссии в письменной форме об отказе кандидата от создания избирательного фонда или о создании фонда без открытия специального избирательного счета. Последние два основания применимы в случае, когда кандидату не требуется создание избирательного фонда (если число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится).

Перечисленные основания для отказа кандидату в регистрации являются конкретными и исчерпывающими, что придает стабильность избирательному процессу. Иное решение указанного вопроса, в частности, применявшаяся ранее возможность оценки избирательными комиссиями существенности или несущественности допущенных нарушений, отражало субъективный подход в организации деятельности комиссий.

Оценка представленных кандидатами избирательных документов отнесена к исключительной компетенции избирательных комиссий, организующих муниципальные выборы. Таким образом, избирательные комиссии наделяются собственным объемом полномочий по определению основного состава участников избирательного процесса. Значительное число избираемых депутатов представительных органов местного самоуправления и достаточно большое число избирательных споров, рассматриваемых в судебном порядке, свидетельствует о необходимости дальнейшей конкретизации полномочий избирательных комиссий, организующих муниципальные выборы, в целях исключения субъективного подхода в оценке документов, представляемых кандидатами и избирательными объединениями для выдвижения и регистрации. Одним из вариантов решения вышеуказанных проблем могло бы стать кардинальное изменение порядка регистрации кандидатов (списков кандидатов) путем изменения разрешительной процедуры регистрации на уведомительную [8, с. 69—70].

Европейский суд по правам человека в резолютивной части постановления от 11.01.2007 указал, что право баллотироваться на выборах и право быть избранным, присущие истинно демократическому режиму, рискуют стать иллюзией, если кто-либо будет лишен их в произвольном порядке [7].

Изменения законодательства о выборах в муниципальные органы связаны с изменением законодательства о политических партиях. Думается, что они направлены на формирование стабильной партийной системы, представленной в различных уровнях властных структур, что имеет важное значение и в процессе организации выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах.

 

 

Список литературы

 

1. Избирательное право России / отв. ред. В.О. Лучин. М., 2012.

2. Князев С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: перспективы развития // Журнал российского права. 1999. № 10. С. 36—45.

3. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010. 

4. Лексин И.В. Выдвижение и регистрация кандидатов: обновленное федеральное законодательство и новые проблемы // Право и власть. 2002. № 3. С. 12—33.

5. Макарцев А.А. Институт выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов): тенденции дальнейшего развития в свете реформы российского избирательного законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 8. С. 22—25.

6. О муниципальных выборах в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2006. № 37 (108).

7. Российская консервативная партия предпринимателей и другие (Russian Conservative Party of Entrepreneurs and Others) против Российской Федерации: решение Европейского суда по правам человека от 11.01.2007 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2008. № 1.

8. Турищев С.В. Представительные органы муниципальных образований: совершенствование порядка формирования // Современное право. 2010. № 9. С. 67—70.

9. Турищев С.В. Особенности формирования органов местного самоуправления в странах СНГ и Балтии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 3. С. 150—154.

10. Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избирательным процессом: отечественная модель // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 5—20.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье на основании анализа текущей судебной практики показано, что критерии субъектного состава участников спора и характера спорного правоотношения не позволяют с должной степенью определенности отнести к полномочиям различных судов дела с участием органов, осуществляющих публичные полномочия, если предмет спора связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
Добавлено: 04.03.2024
В статье исследуются вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Добавлено: 03.12.2023
В статье анализируется правовое регулирование организации деятельности общественного контроля на муниципальном уровне, приводятся примеры практической реализации формирования института общественного контроля на муниципальном уровне
Добавлено: 03.12.2023
Статья посвящена анализу проекта федерального закона №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Определяется перспектива развития местного самоуправления в Российской Федерации после его принятия
Добавлено: 04.05.2022
В статье представлен обзорный анализ норм федерального законодательства об организации деятельности органов местного самоуправления в период с 1990-х годов до настоящего времени, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ о правовой природе органов местного самоуправления.
Добавлено: 02.03.2022