Страницы в журнале: 163-164

 

Т.Т. АЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой правосудия и процессуального права Саратовского государственного социально-экономического университета

 

Рецензия на: Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). —Саратов, 2009.

 

Монография кандидата юридических наук, доцента кафедры административного права  и государственного строительства ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина» А.В. Филатовой является весьма своевременным научным исследованием, отличающимся новизной, теоретической и практической востребованностью. Подтверждение тому — введенный в действие с 1 мая 2009 г. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», повлекший изменение соответствующих правоотношений.

Актуальность темы исследования выражается в создании научно-теоретических основ правоприменения в сфере реализации государственного контроля (надзора). Работа отличается комплексным характером и представляет собой системное исследование регламентов и административных процедур государственного контроля (надзора) в сфере деятельности органов исполнительной власти. При этом необходимо отметить, что автор владеет основами системного подхода и применяет его  в исследовании не только государственного контроля (надзора), но и правовой (юридической) и административной процедур, регламентации и т. д.

Монография имеет четкую структуру и является весьма содержательной в качественном отношении. Первая глава  носит общеметодологический, базовый для всего исследования характер. Автор анализирует понятия контроля, надзора, государственной функции контрольного (надзорного) характера и делает вывод об отличительных чертах контроля (надзора) как функции государственных органов в целом и органов исполнительной власти в частности. На основе тщательного изучения изложенных в научной литературе точек зрения автор выделяет ряд общих существенных признаков государственного контроля (надзора).

Вторая глава посвящена изучению особенностей содержания правовой (юридической) процедуры и ее составляющей — административной процедуры. Автору удается найти методологически верный подход к рассмотрению правовой (юридической) процедуры как правовой категории, нашедшей свое отражение в трудах исследователей, изучающих теорию государства и права, и спроектировать результат на административную процедуру  — такой подход дает возможность обосновать применение административных процедур наличием закрепленных в законе оснований, целей и условий их применения.

Кроме того, в монографическом исследовании сделан акцент на необходимости изучения самостоятельного вида административной процедуры — процедуры государственного контроля (надзора).

А.В. Филатова обоснованно указывает, что правовую (юридическую) процедуру следует считать системным образованием, характеризующимся единством закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, что, естественно, приводит автора к выводу о необходимости их правовой классификации.

В третьей главе проанализированы основы регламентации и мероприятия контрольного (надзорного) характера. Именно неурегулированность и недолжная регламентация важных процедурных вопросов на практике порождает массу сложностей, которые напрямую влияют на участников тех или иных правоотношений, в определенной степени затрагивая права и интересы как каждой из сторон, так и широкого круга заинтересованных лиц. Следовательно, определение статуса административного регламента выступает первоочередной задачей научного сообщества, что и нашло свое отражение в монографии А.В. Филатовой. Так как в настоящее время большое количество процедур государственного контроля (надзора) закреплены именно в административных регламентах, необходимо обеспечить единообразный подход и к их разработке, и к правоприменительной практике. Те мероприятия по реализации государственного контроля (надзора), которые выражаются в проведении различных видов проверок (плановой, внеплановой, документарной, выездной), были рассмотрены автором с учетом их особенностей и совершенствования правоприменения. Проведенный в данной главе анализ имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Заслуживает внимания мнение А.В. Филатовой о необходимости уточнения порядка проведения проверочных мероприятий контрольного (надзорного) характера в органах исполнительной власти, единообразного подхода к нормативному правовому регулированию и формированию правоприменительной практики в сфере реализации государственного контроля (надзора). В работе также содержится ряд практических рекомендаций по поводу оформления акта проверки, протокола об административном правонарушении, предписаний и других процессуальных документов, составляемых в результате проведения проверочных мероприятий, которые сформированы в объемное приложение. Данное обстоятельство значительно повышает общий положительный уровень авторского исследования. Кроме того, А.В. Филатова вносит ряд других практически значимых предложений по совершенствованию действующего законодательства.

В качестве замечаний необходимо обратить внимание на следующие аспекты.

Во-первых, в монографии не нашел рассмотрения вопрос конституционного контроля (надзора). Конституционный контроль лежит в основе государственного контроля (надзора) и выражается в деятельности соответствующих органов, перечень которых достаточно объемен и включает в себя неспециализированные общие и частные органы контроля (глава государства, парламент, правительство, омбудсмен), специализированные (квазисудебные) органы и судебные органы власти. Судебный контроль призван играть главную роль в решении стоящих перед обществом задач построения правового государства, обеспечения верховенства конституции и господства права, защиты прав и свобод человека и гражданина, формирования единого конституционно-правового пространства.

Во-вторых, автором в отдельных случаях приводится сравнительный анализ положений утратившего силу Федерального закона от 08.08.2001 № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и норм действующего Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако сравнительный подход фрагментарен и целостная картина проведенных изменений сложна для восприятия.

В-третьих, правоприменительная практика, нашедшая отражение в монографии, разнопланова и показательна. Но есть проблемные вопросы правоприменения, не обеспеченные ссылками на конкретные примеры деятельности органов исполнительной власти.

Видимо, эти обстоятельства связаны с тем, что предмет авторского исследования ограничен объективными обстоятельствами (например, объемом, специальностью) и авторским видением проблемы. Также нельзя забывать о незначительности периода, в рамках которого действует базовый для рассматриваемых правоотношений нормативный правовой акт — Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанные моменты не снижают актуальности проведенного монографического исследования А.В. Филатовой, которая продемонстрировала умения и навыки аналитика в области изучения регламентации процедур государственного контроля (надзора).

Учитывая вышеизложенное, подготовленная Анной Валериевной Филатовой монография «Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора)» является значимым событием в юридической науке и должна быть рекомендована к использованию как в учебном процессе учебными заведениями, входящими в систему высшего профессионального образования, особенно при повышении квалификации государственных и муниципальных служащих, так и в правоприменительной практике.