А.О. ПАРФЕНЧИКОВ,
директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации
 
Задачи МЧС России и ФССП России пересекаются в наиболее важной для государства сфере — обеспечения безопасности граждан. В основе сотрудничества МЧС России и ФССП России — реализация принципа неотвратимости наказания за нарушения требований пожарной безопасности и предупреждение таких административных правонарушений. 
 ​А.О. ПАРФЕНЧИКОВ директор Федеральной службы судебных приставов ​В сентябре 2009 года подписано соглашение о взаимодействии МЧС России и ФССП России при исполнении исполнительных документов, в том числе об административном приостановлении деятельности должников. Ключевыми положениями этого соглашения можно назвать информирование органами государственного пожарного надзора органов прокуратуры при направлении в суд материалов для рассмотрения вопроса о приостановлении деятельности ряда важных объектов, содействие должностных лиц государственного пожарного надзора судебным приставам-исполнителям в вопросах административного приостановления, а также информационный обмен по вопросам, входящим в компетенцию обеих служб и представляющим взаимный интерес.
Буквально через 2 месяца после подписания соглашение приобрело крайне актуальный характер: после трагических событий в Перми резко возросло количество актов об административном приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с нарушениями требований пожарной безопасности.
Руководителям территориальных органов МЧС России и ФССП России 15 декабря 2009 г. было направлено совместное письмо главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Г.Н. Кириллова и директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова о порядке организации незамедлительного исполнения требований постановлений судов об административном приостановлении деятельности должников, в том числе в выходные и праздничные дни.
С 31 декабря 2009 г. по 10 января 2010 г. в ФССП России было организовано дежурство должностных лиц территориальных органов и их структурных подразделений, немедленное возбуждение судебными приставами-исполнителями исполнительных производств и фактическое приостановление деятельности должников, ежесуточный (включая ночное и вечернее время) контроль исполнения, в том числе путем проведения рейдов судебных приставов.
Всего контролировалась деятельность более 4 тыс. должников, из них в отношении 235 должников были  возбуждены исполнительные производства и деятельность их приостановлена именно в праздничные дни. В отношении большинства должников неоднократно проводились проверки, выявлялись факты несанкционированного возобновления деятельности должниками до окончания срока, определенного судом, в том числе в новогоднюю и рождественскую ночи. Проведены повторные исполнительные действия по приостановлению их деятельности, вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, составлено 53 протокола об административных правонарушениях за нарушение должниками законодательства об исполнительном производстве и неисполнение требований о приостановлении деятельности. Указанные действия были проведены, например, при проверках кафе «Анталия» в г. Иркутске в новогоднюю ночь, кафе «Иса» в г. Ижевске в ночь с 6 на 7 января, киноцентра «Мир» в г. Москве 3 января (в помещении киноцентра проводилась детская дискотека).
За отличие при организации работы в праздничный период и проведении рейдовых мероприятий 35 должностным лицам территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений объявлена благодарность.
В целях стимулирования правомерного поведения должников и предупреждения правонарушений в области пожарной безопасности активно осуществляется взаимодействие со средствами массовой информации; журналисты привлекаются к участию в рейдах, в том числе при проверках соблюдения требований об административном приостановлении деятельности заведений развлекательной индустрии в ночное и вечернее время.
Можно уверенно прогнозировать, что сохранение достигнутого уровня организации работы по обеспечению исполнения административного приостановления деятельности позволит снизить количество правонарушений, допускаемых руководителями коммерческих организаций, и в целом положительно скажется на ситуации по обеспечению требований пожарной безопасности торговых и развлекательных заведений.
Вместе с тем судебным приставам-исполнителям нередко приходится решать вопросы, выходящие за рамки законодательства об исполнительном производстве. В основном это касается исполнения требований о приостановлении деятельности должников по эксплуатации зданий, помещений, в которых постоянно проживают граждане (жилые дома, общежития, интернаты).
Несмотря на незначительность этой категории постановлений о приостановлении деятельности (около 3% от общего количества исполнительных документов о приостановлении деятельности), их исполнение связано с проблемой размещения граждан на период исполнения такого административного наказания — весьма сложной, а иногда и неразрешимой по причине отсутствия свободного жилого фонда.
Перевод пациентов из подлежащих приостановлению деятельности лечебных и специальных учреждений также нередко затруднен в связи с отсутствием свободных мест в других таких учреждениях, их значительной отдаленностью, а также медицинскими противопоказаниями по перемещению отдельных больных.
Например, в 2009 году на исполнение в Ногинский районный отдел судебных приставов УФССП России по Московской области поступил исполнительный документ об административном приостановлении деятельности Ногинского дома-интерната для престарелых и инвалидов.
В ходе исполнения судебным приставом-исполнителем этого исполнительного документа было установлено, что в доме для престарелых и инвалидов постоянно проживают 122 пациента, которым по заключению клинико-экспертной комиссии запрещено перемещение в другие учреждения социальной защиты населения в связи с возможным ухудшением их здоровья, вплоть до летального исхода в ходе транспортировки и переселения; 65 пациентов написали заявления об отказе от переезда.
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания введено в законодательстве с 2005 года и заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены случаи, при которых применяется наказание в виде административного приостановления деятельности, и в их числе угроза жизни или здоровью людей.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности производится в порядке, определенном ст. 32.12 КоАП РФ и ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), согласно которым судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника, а также применяет другие меры по административному приостановлению деятельности должника.
При этом судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Согласно ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания.
Однако далеко не всегда суды определяют, каким образом судебным приставам-исполнителям следует обеспечить запрет на осуществление должником деятельности, как при этом организовать доступ для устранения нарушений пожарной безопасности, где должны находиться в это время граждане, как и кто должен обеспечить их переселение.
Как обязать или убедить людей, не являющихся должниками по исполнительному производству, временно сменить место жительства, перевестись на лечение в другую больницу?
Как оценить степень опасности для жизни и здоровья проживание людей в пожароопасном помещении или их переезд (перевозку) в другой интернат, как, например, это было в Ногинском доме-интернате?
Во избежание нанесения материального и морального вреда гражданам при исполнении постановлений об административном приостановлении деятельности больниц, интернатов, учебных заведений, пансионатов, домов отдыха, судебные приставы-исполнители обращаются в суд в порядке ст. 32 Закона об исполнительном производстве за разъяснением способа и порядка исполнения постановления об административном приостановлении деятельности.
Примерно в половине случаев суды отказывают в даче разъяснений либо ссылаются на необходимость исполнения постановлений в соответствии с требованиями законодательства (ст. 32.12 КоАП РФ и ст. 109 Закона об исполнительном производстве).
Но процедура исполнения таких решений суда не определена законодательно. По ряду вопросов, связанных с этой процедурой, отсутствует  единая позиция и у судов, и у органов прокуратуры. Ставится под сомнение даже возможность принятия судами решений о приостановлении деятельности жилых домов. Только в 2009 году в ФССП России было на исполнении около 700 таких решений, в том числе по возбужденным прокурорами административным делам за нарушение требований пожарной безопасности.
Судебным приставам-исполнителям приходится сталкиваться и с ситуациями, когда после назначения судом наказания в виде приостановления деятельности должник перестает быть собственником или арендатором пожароопасного помещения. В иных ситуациях в зданиях и помещениях должников находятся котельные, отапливающие соседние здания.
Практически по каждому такому производству возникают свои, индивидуальные сложности исполнения, решать которые иногда приходится путем обращения за содействием к высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, руководителям органов, компетентных в вопросах организации временного переселения или переведения граждан в другие заведения и иных вопросах, требующих решения.
В 2009 году на исполнении у судебных приставов-исполнителей находилось свыше 22,5 тыс. исполнительных документов о приостановлении деятельности организаций, выданных судами на основании протоколов, составленных должностными лицами МЧС России (в 2008 году — более 14,3 тыс.).
Всего окончено и прекращено 13,1 тыс. (91,7%) исполнительных производств данной категории; из них окончено фактическим исполнением 12,5 тыс. (95,3%), в связи с отзывом исполнительного документа — 178 исполнительных производств, в связи с невозможностью исполнения — 145 (1,1%) исполнительных производств.
Судебные акты, вынесенные на основании протоколов, составленных должностными  лицами ГПН МЧС России, являются наиболее многочисленными среди всех исполнительных документов об административном приостановлении деятельности должников, предъявляемых к исполнению в структурные подразделения территориальных органов ФССП России (составляют около 70%).
Решения о приостановлении деятельности должников, не обеспечивающих пожарную безопасность, принимаются  судами и по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях, и по искам прокуроров (в 2009 году — более 2,8 тыс. исполнительных документов). Остальные решения о приостановлении деятельности принимаются судами по протоколам иных уполномоченных органов (Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора и др.) за совершение административных правонарушений в иных сферах.
На принудительное исполнение судебным приставам-исполнителям поступают и вынесенные должностными лицами ГПН МЧС России постановления о взыскании административных штрафов за нарушения требований пожарной безопасности. Из всех поступающих в ФССП России исполнительных документов эти постановления составляют всего 0,2%. Эффективность исполнения таких постановлений достаточно высока: свыше 80% оканчиваются фактическим взысканием наложенного штрафа. В связи с невозможностью исполнения оканчивается около 7% исполнительных производств этой категории (в основном по причине отсутствия должника).
Во взаимодействии с ГПН МЧС России реализуются меры по дальнейшему повышению результативности взыскания штрафов этой категории. В частности, в целях обеспечения принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение и в целях профилактики правонарушений  в настоящее время активно ведется работа по использованию полномочий по повторному привлечению к административной ответственности лиц, добровольно и в установленные законодательством сроки не оплативших штраф (ст. 20.25 КоАП РФ).
В заключение следует отметить, что сотрудничество МЧС России и ФССП России в работе по совершенствованию процедур исполнения административных наказаний за нарушения требований пожарной безопасности и в повседневной работе продолжает активно развиваться.
Исполнение административных наказаний за нарушения требований пожарной безопасности всегда будет оставаться одним из приоритетных направлений работы нашей службы в силу основной задачи сферы деятельности органов государственного пожарного надзора МЧС России — сохранения жизни и здоровья граждан.