Т.Э. КАЛЛАГОВ,

кандидат юридических наук

 

Развитая местная власть способствует формированию демократического общества. Решение местными органами власти перечисленных проблем является частью выполнения общегосударственных задач. Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.

Ключевые слова: местное самоуправление, демократическое общество, права человека, органы государственной власти, местная власть, социальные услуги.

 

Local government role in system of imperious relations of the state

Kallagov T.E.

 

The developed local authorities promote formation of a democratic society. The decision local authorities of the listed problems is a part of performance of nation-wide problems. Each state is interested in such ways of formation and activity of local authorities which would answer its policy and were supported by the population. The local government urged to provide achievement of these purposes.

Keywords: local government, a democratic society, human rights, public authorities, local authorities, social services.

 

В  современном мире, как справедливо отмечают многие ученые, все большее распространение получает многоуровневая система управления. Основой для формирования компетенции каждого уровня публичной власти является наибольшая эффективность решения на соответствующем уровне определенного круга задач, стоящих перед государством и обществом.

Местная власть, как известно, формируется в государстве для решения трех основных задач.

1. Предоставление основных социальных услуг: обеспечение населения жильем, благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и связи, создание условий для получения основного общего образования, необходимой медицинской помощи, торгового, бытового, культурного обслуживания населения. Именно эти задачи местная власть способна оперативно и эффективно решать с учетом потребностей конкретного населения и местных условий.

2. Привлечение местных ресурсов (природных, человеческих, географических и других, присущих только данному микротерриториальному уровню). Выявление и использование этих ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса, увеличению налоговой базы, созданию новых рабочих мест и, тем самым, является профилактической мерой против социальной напряженности. При кажущейся малости таких ресурсов, в целом по стране они составляют значительную величину.

3.  Обеспечение непосредственного взаимодействия с населением с целью вовлечения граждан в процесс решения вопросов местного и общегосударственного значения (публичных дел).

Таким образом,  развитая местная власть способствует формированию демократического общества. Решение местными органами власти перечисленных проблем является частью вы-полнения общегосударственных задач. Конституция  РФ пределила Россию, как демократическое, федеративное, правовое государство.

Конституция РФ впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве существенной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Нередко встречающееся на практике исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти следует трактовать не как потерю ими государственно-властной природы, а как установление своеобразного разделения публичной власти «по вертикали». Местное самоуправление — это не просто форма самоорганизации населения для решения вопросов местного значения, прежде всего это и форма осуществления публичной власти.

Несмотря на то, что Конституция РФ установила, что самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако это не означает, что местное самоуправление автономно от государства и противостоит ему. Этот принцип означает не свободу от государства, а свободу внутри его. Прежде всего, местное самоуправление развивается на основе и в соответствии с законами государства при государственной поддержке и государственных гарантиях.

Необходимо учитывать, что территория муниципального образования есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства. Местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единых государственно-правовых форм на основе сочетания местных и государственных интересов.

К сожалению, в настоящее время состояние местного самоуправления в Российской Федерации в силу ряда причин не соответствует указанным требованиям. Кроме того, к моменту разработки и принятия Закона отсутствовал опыт функционирования институтов власти в федеративном государстве.

Это и стало одним из факторов необходимости совершенствования законодательства в сфере местного самоуправления и принятия поправок к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основой для определения роли местного самоуправления в системе властных отношений является статья 3 Конституции РФ, из которой следует, что в России существует единая система власти народа (публичной власти), элементами которой являются центральные (федеральные), региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) органы власти. Их природа в принципиальном плане одинакова: все эти органы власти получают полномочия от населения, выражают интересы населения соответствующей территории, обладают собственной компетенцией, установленной в законодательном порядке.

По существу, при рассмотрении правового статуса власти ниже федеральной следует говорить о региональной и местной автономии, что означает определенную организационную и властную самостоятельность в пределах, законодательно заданных федеральной властью. Такой подход сложился и в мировой практике: применяются термины «региональная власть», «региональное управление», «региональная автономия», «местная власть», «местное управление», «местная автономия».

Компетенция и пределы самостоятельности этих властных уровней определяются Конституцией России и федеральным законодательством, под их задачами понимается часть общегосударственных задач, вмешательство в их деятельность допускается только в случаях нарушения законодательства либо ненадлежащего исполнения переданных с более высокого уровня полномочий.

Сегодня на текущем этапе утверждения конституционной модели Российской государственности проблема организации и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления приобретает особую актуальность, так как формируемая новая система управления еще не использовала своих потенциальных резервов.

Проводимая в Российской Федерации административная реформа во многом изменила существовавшие ранее приоритеты строительства Российской государственности. Это затронуло и основные направления формирования системы органов государственной власти и местного самоуправления, которые, в той или иной мере, испытывают трудности переходного периода, объективно сопровождающегося поиском оптимальных путей демократического обновления российского общества.

Особое внимание в ходе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления необходимо уделить совершенствованию конституционно-правового механизма их взаимодействия.

Впервые в истории Российского государства на конституционном уровне осуществилось разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением самостоятельности органов каждой из них (ст. 10). В то же время федеративное устройство предполагает единство системы власти, способной обеспечить государственную целостность на основе разграничения предметов ведения и полномочий между ее уровнями (ст. 5).

Согласно концепции конституционного развития Российской государственности система государственной власти подкрепляется местным самоуправлением, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст.12). Тем самым признается и гарантируется право населения муниципальных образований самостоятельно, через образуемые органы, под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из исторических и иных особенностей и традиций.

В итоге можно сказать, что на современном этапе утверждения конституционной модели Российской государственности проблема развития местного самоуправления играет важную роль, так как формируемая система управления еще не использовала всех своих потенциальных резервов.

В этой связи необходимо сказать о важности совершенствования законодательства в части координации деятельности органов местного самоуправления и государственных органов власти. Многие важные правовые нормы федеральных и региональных законодательных актов о местном самоуправлении страдают неточностью, расплывчатостью, неоднозначностью содержания. Примером может служить ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой определяются предметы ведения вперемежку с полномочиями местного самоуправления, никак не отражая специфики деятельности органов местного самоуправления разных типов и уровней, ориентируясь главным образом на городское самоуправление.

Во многих специальных актах федерального законодательства, например, об образовании, о здравоохранении и других компетенция органов местного самоуправления также устанавливается в целом для всех муниципалитетов, без разделения по уровням и типам.

Уточнение предметов ведения и полномочий разных типов (городского и сельского) и разных уровней в немалой степени является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако они, как правило, предпочитают воспроизводить в своих актах нормы федеральных законов, тиражируя как их достоинства, так и недостатки.

В числе федеральных нормативных актов, затрагивающих вопросы осуществления местное самоуправление, немало законов и подзаконных правовых документов, принятых еще до декабря 1993 года, то есть исходящих из концепции местного самоуправления, не соответствующей новой Конституции РФ. Нормы законов, принятых после декабря 1993 года, все еще нередко противоречивы. Это характерно, в частности, для соотношения федерального закона и регионального закона. Причем нередко нормы более узких по тематике законов точнее норм центрального закона. В этих случаях необходимо внесение изменений в центральном, «главном» законе, однако такие изменения не делаются, в результате возникает неопределенность: какой же закон из двух действующих надо применять?