Реклама
Статья

Роль правовой стратегии в реформировании правоохранительной системы

Исследуются возможность и целесообразность применения правовых стратегий как основы реформирования правоохранительной системы России.

УДК 340.11: 351.7

Страницы в журнале: 45-48

 

И.В. Правкин,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Московская область, Котельники pravkin013@rambler.ru

И.Н. Правкина,

адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Московская область, Котельники irysik_san@mail.ru

 

Исследуются возможность и целесообразность применения правовых стратегий как основы реформирования правоохранительной системы России. Приводятся определение, характеристика, описывается процесс формирования правовой стратегии. Анализируются деструктивные особенности современной правоохранительной системы России, влияющие на процесс функционирования и трансформации последней в рамках построения правового государства. Рассматривается возможность и эффективность применения правовой стратегии в рамках качественной неоднородности подсистем правоохранительной системы.

Ключевые слова: правоохранительная система, правовая стратегия, планирование, право, общество, подсистема, процесс, элемент.

 

Современная Россия переживает кардинальные политические и экономические изменения, поэтому наиболее остро встает вопрос о необходимости преодоления негативных явлений, нивелирование которых стало бы своеобразным импульсом к возвращению России на мировую арену с ее идеалами правового государства и гражданского общества, а также о необходимости модернизации всей государственно-правовой системы. Реформирование не может не затронуть и правоохранительную систему, являющуюся относительно обособленным компонентом, а вместе с тем одним из важных структурных элементов государственно-правовой системы.

Трансформация личностных предпочтений и потребностей, интересов общества, смена ценностных ориентиров, изменение стереотипов поведения личности привели к усилению правового нигилизма, росту девиантных проявлений, формированию теневого права. Процессы децентрализации, а иногда и излишней централизации, борьбы за власть привели к снижению эффективности механизма правового регулирования и функционирования государства. Вместе с тем провозглашение задач, связанных с построением в России правового государства, требует повышения уровня обеспечения и защиты прав и свобод личности, охраны ее прав путем укрепления законности и правопорядка [5, с. 38].

Правоохранительная система является одной из главных сфер, отвечающих за социальную защищенность всего населения, а также безопасность существующего порядка и сложившейся системы общественных отношений [2, с. 51]. Современное государство делает акцент на гарантировании и реализации прав и свобод гражданина как высшей ценности гражданского общества и правового государства. Основную роль здесь играют субъекты правоприменительной деятельности, в частности, правоохранительная система. Эффективное решение возложенных на данную структуру задач будет возможно только в том случае, когда она будет представлять собой единый «здоровый организм». Современные реалии показали нам, что такая казалось бы мощная система, как правоохранительная, не лишена внутренней рассогласованности, сопровождающейся бюрократизацией, отсутствием прозрачности и доступности, волокитой и коррумпированностью, недостаточно приспособленной к решению новых, стоящих перед ней стратегических задач, и это не исчерпывающий перечень причин, способствующих возникновению состояния дисгармонии и расшатыванию структур, входящих в систему. Поэтому для преодоления противоречий необходим определенный скачок, который может быть обеспечен благодаря формированию и успешной реализации правовой стратегии [4, с. 32—33].

Правовая стратегия — это недетализированный план деятельности (воздействия), осуществляемой (осуществляемого) с целью изменения существующих тенденций развития права, регуляции правовых процессов в соответствии с заранее сконструированной идеальной моделью, отражающей определенное состояние действующего права и правовой практики. При этом правовая стратегия не является универсальным инструментом преодоления негативных тенденций. Эффективность правовых стратегий во многом зависит от того, для решения каких задач они используются. В связи с этим необходимо определить, каковы возможности применения правовых стратегий непосредственно в реформировании правоохранительной системы России.

Современная правоохранительная система России имеет ряд особенностей, которые влияют на процесс функционирования и трансформации последней в условиях построения правового государства. К таким принципиально важным особенностям следует отнести, во-первых, то, что правоохранительная система по своим структурным особенностям в целом является системой механического типа, представляющей собой комплекс относительно самостоятельно сосуществующих элементов, характер связи между которыми специфичен тем, что их взаимодействие не вызывает изменения внутреннего строения, взаимного преобразования самих элементов. Изменения одних элементов не влекут за собой с необходимостью трансформацию других, но при этом дисфункции единичных составляющих негативно влияют на функционирование системы в целом. Как и любая другая система механического типа, правоохранительная система воспроизводится и действует не за счет внутренней самоорганизации, а за счет внешней организации, внешнего импульса, тем не менее, отдельные входящие в нее подсистемы развиваются и функционируют как органические системы.

Во-вторых, логика развития и функционирования правоохранительной системы, если рассматривать ее в качестве самостоятельного целостного образования, не совпадает с логикой ее развития и функционирования в качестве составляющей государственно-правовой системы. В отличие от правоохранительной системы государственно-правовая система представляет собой структуру органического типа. Для нее характерны самоорганизация и саморазвитие, подчинение частей целому, в том числе возникновение новых компонентов вследствие того, что этого требуют функции и структура целого. Компоненты, входящие в рассматриваемую систему, не способны к самостоятельному существованию вне системы, и изменения одних ее составляющих с необходимостью влияют на другие, но при этом сами изменения носят скорее вероятностный, нежели прогнозируемый характер.

Так как правоохранительная система — в целом система механического типа, на нее возможно повлиять извне. Поэтому реализация стратегического подхода в реформировании правоохранительной системы возможна и в полной мере оправданна.

Будучи механической по своей организации и при этом выступая компонентом системы органического типа, правоохранительная система представляет собой объект, поведение которого в условиях реформирования является противоречивым и трудно предсказуемым. В силу того, что правоохранительная система является сложной в структурно-содержательном плане, функционально неоднородной с точки зрения составляющих ее подсистем, объективно сложно решать любые задачи, связанные с ее реформированием. Следовательно, значимость стратегического планирования в соответствующей сфере усиливается. Потребность в правовых стратегиях как раз возникает тогда, когда степень внутренней энтропии системы настолько высока, что простыми оперативными действиями и мероприятиями привести ее к равновесному и сбалансированному состоянию не представляется возможным.

Правовая стратегия — это всегда долгосрочное качественное направление в развитии права, касающееся его сфер, средств, форм, системы важнейших сфер жизни общества. Это направление всегда задаваемое, а не обусловленное развитием самого права, т. е. правовые стратегии всегда создаются по воле конкретных субъектов и ими реализуются. В данном случае инициатором и непосредственным субъектом стратегии могут выступать отдельные правоохранительные органы и должностные лица, наделенные полномочиями по разработке и реализации стратегий, которые в свою очередь и действуют от имени государства.

Построение правовой стратегии есть творческая деятельность и актуальна она тогда, когда нет заранее разработанных или апробированных практикой моделей поведения, позволяющих решить сформулированные актором задачи, либо когда реализация этих моделей представляется субъекту не вполне эффективным в заданных условиях способом решения этих задач. Стратегия реформирования правоохранительной системы позволяет сосредоточить основные усилия на главных, приоритетных направлениях в данной сфере.

Потребность в выработке и реализации правоохранительной стратегии существует тогда, когда преследуемая цель реформирования представляется настолько сложной, что необходимо множество усилий и действий, чтобы ее достигнуть. То есть тогда, когда долгосрочное планирование, координация, согласование усилий, учет множества внешних и внутренних факторов являются необходимыми условиями достижения поставленной цели.

Согласно Н.А. Андрееву и В.Б. Коробову процесс формирования правоохранительной стратегии — сложный мыслительный процесс, который материализуется в трех этапах или стадиях.

Первый этап — это этап разработки стратегии, предполагающий прогнозирование и оценку настоящего и возможного будущего состояния правоохранительной системы.

На основании оценочных выводов стратегическое моделирование переходит в стадию формулирования стратегических целей и создания общей стратегической модели (концепции), а в ее рамках — набора проектов, программ, стратегических планов (второй этап).

Третий этап характеризуется работой по окончательному формированию вариантов дерева целей и с учетом корректировки доведению его до требуемого состояния. После этого стратегия кладется в основу курса управления. Поэтому ее еще называют системой ориентиров, которых правоохранительные управляющие и управляемые субъекты придерживаются в повседневной работе [1, с. 78—79].

Сложный характер правоохранительной системы, в частности, качественная неоднородность ее подсистем предопределяет то, что ее компоненты поддаются влиянию в разной мере. Правовые стратегии могут быть эффективными при условии, если будут положены прежде всего в основу реформирования тех подсистем правоохранительной системы, которые выступают системами механического, а не органического типа.

Системами механического типа являются институциональный, кадровый и материально-технический компоненты правоохранительной системы, а ее правовой и идеологический компоненты выступают системами органического типа [6, с. 131].

Институциональная подсистема представляет собой совокупность субъектов правоохраны, и правовая стратегия может стать основой изменения количественной и качественной характеристики данной подсистемы с учетом объективно существующих потребностей в реализации конкретных функций в правоохранительной сфере, в оптимизации функционирования существующих субъектов правоохраны.

Кадровый и материально-технический компоненты являются важными составляющими правоохранительной системы. Это обусловлено тем, что неполноценное финансовое, ресурсное и кадровое обеспечение органов правоохраны вызывает серьезные проблемы в их функционировании. Совершенствование названных компонентов на основе правовой стратегии воплощается в осуществлении директивных мер, направленных на оптимизацию непосредственно тех средств и способов финансового, ресурсного и кадрового обеспечения, недостаточно эффективное функционирование которых наиболее негативным образом влияет на действие соответствующих подсистем.

Что касается правового и идеологического компонентов, то возможности их изменения на основе правовых стратегий являются ограниченными, несмотря на то что их оптимизация дает наиболее ощутимый эффект в плане повышения качества правоохранительной деятельности.

Правовой компонент закладывает правовые, организационные и предметные параметры правоохранительной деятельности, при этом будучи сложным по своему характеру, сам по себе может быть представлен как система, состоящая из таких элементов, как нормативная основа, правовые гарантии и средства, а также юридическая практика. Стратегическое планирование позволяет повлиять на нормативную основу правоохранительной деятельности, содержание существующих гарантий и средств, но не позволяет непосредственно изменить юридическую практику.

Возможности повлиять на правовой компонент правоохранительной системы оказываются ограниченными и в силу ограниченности познавательного потенциала современной методологии теоретико-правового анализа действующего права [3, с. 18]. По крайней мере, некоторые закономерности и тенденции развития и функционирования права остаются неизвестными, при стратегическом планировании они не учитываются, как следствие, желаемый результат в процессе реализации правовой стратегии в полной мере достигнуть не удается.

Идеологический компонент правоохранительной системы, состоящий из множества ценностных элементов, формируется на основе государственной идеологии и отражает ее, но при этом не носит нормативного характера. Идеологемы не включаются в систему права, не приобретают статуса правовых норм, однако это не уменьшает их значимость. Если правоохранительная система не связана с культивированием определенных ценностей или систем ценностей, то осуществление правоохранительных функций сталкивается со значительными трудностями, вместе с тем формировать ценности на основе той или иной стратегии затруднительно.

Представляется, что прогнозируемый результат от реформирования может быть достигнут за счет стратегического планирования мероприятий, обеспечивающих стимулирование внутренних процессов самоорганизации, а не за счет целенаправленного, планомерного, конструктивного воздействия на названные подсистемы.

Таким образом, формирование и реализация правовых стратегий реформирования правоохранительной системы в целом являются и возможными, и целесообразными. Вместе с тем, стратегическое планирование в рассматриваемой сфере не универсально, правовые стратегии могут стать основой реформирования прежде всего институциональной, кадровой и материально-технической подсистем правоохранительной системы.

 

Список литературы

 

1. Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2. Брунер Р.А., Прудникова Т.А. Роль Федеральной миграционной службы России в сфере миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства // Современное право. 2011. № 12.

3. Лановая Г.М. Типология как методологическое средство теоретико-правового анализа юридического права // История государства и права. 2010. № 4.

4. Правкина И.Н. Роль правовых стратегий в современном праве // История государства и права. 2013. № 12.

5. Правкин И.В. Особенности становления современной правоохранительной системы в условиях реформирования Российской государственности // Российский следователь. 2011. № 6.

6. Правкин И.В. Содержание институционального элемента правоохранительной системы России // Право и Образование. 2011. № 3.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются возможные пути совершенствования российского законодательства в области регламентирования использования дипфейк технологий на основе анализа законодательства США и КНР, регулирующего правоотношения в сфере дипфейк технологий
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются актуальные вопросы применения положений так называемого антисанкционного законодательства (статьи 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Целью работы является подготовка рекомендаций, направленных на повышение привлекательности российской юрисдикции, с целью их учета в правоприменительной практике.
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассмотрены цифровые правоотношения и правоотношения с цифровыми деньгами как новый вид (тип) правоотношений, которые стали ответом на изменившиеся реалии.
Добавлено: 06.04.2024
С 1 июля 2019 года в правовую систему России был включен новый институт наследственного права — институт наследственного договора. Многие аспекты этого института не получили своего полного раскрытия, правоприменительная практика наследственного договора только начинает складываться.
Добавлено: 06.04.2024