Реклама
Статья

Роль профессиональной подготовки в становлении в должности новых работников

Повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководителей и специалистов, значит, для этих категорий работников данная обязанность носит правовой характер.

 

С.Н. ДЕРЯГИНА,

начальник отдела судебных приставов № 1 по Ленинскому району г. Кирова УФССП России по Кировской области — старший судебный пристав

О.А. ОРЛОВА,

начальник отдела государственной службы и кадров УФССП России по Кировской области

 

Вопрос о необходимости иметь профессионально подготовленные кадры в настоящее время наиболее актуален. Непрофессионализм государственных гражданских служащих наносит серьезный ущерб государству в целом, а непрофессионализм гражданских служащих территориальных органов ФССП России, в частности, ведет к нарушению прав и законных интересов граждан и организаций. Не случайно одной из основных обязанностей гражданского служащего, определенных ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководителей и специалистов, значит, для этих категорий работников данная обязанность носит правовой характер. Отказ государственного служащего без уважительных причин от повышения профессионального уровня рассматривается как нарушение служебной дисциплины, сопровождающееся соответствующими правовыми последствиями, вплоть до освобождения от должности.

Квалификационные требования к уровню и характеру знаний, навыков и умений (профессиональный уровень), предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, отражены в разделе II «Квалификационные требования» должностного регламента.

Профессиональная подготовка гражданских служащих территориальных органов ФССП России организуется и проводится в соответствии с требованиями федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа ФССП России от 25.04.2014 № 200 «Об утверждении Положения об организации подготовки государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов» (далее — Приказ № 200).

Обучение государственных служащих основывается на системе их постоянной профессиональной подготовки, включающей начальную профессиональную подготовку и регулярное профессиональное обучение.

Профессиональная подготовка гражданских служащих ФССП России проводится с целью приобретения ими теоретических знаний, формирования и закрепления у них навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, и включает в себя:

— обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

— профессиональную переподготовку;

— повышение квалификации;

— служебную подготовку;

— повышение профессионального уровня (стажировку);

— самостоятельную подготовку.

Анализ современных методов кадровой работы, направленных на организацию профессиональной подготовки государственных гражданских служащих, свидетельствует о существенных недостатках в этой работе. К числу таких недостатков относятся следующие:

— не в полной мере решаются проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки работников;

— недостаточно эффективно применяются полученные знания в процессе их текущей деятельности;

— образовательные технологии не обеспечивают слушателей практическими навыками;

— отсутствует обратная связь между образовательными программами и динамически меняющимися требованиями к работе на местах.

Требует решения проблема, связанная с обучением гражданских служащих, впервые поступивших на государственную службу, так как право выбора формы их обучения принадлежит государственному органу и его руководителю.

Постановление Правительства РФ о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих утверждается, как правило, в апреле-мае текущего года, а территориальные органы ФССП России направляют заявку на обучение работников в декабре предшествующего года, в связи с чем не всегда обучаются гражданские служащие тех категорий, которые были заявлены, и рассмотрению подлежат не все актуальные темы, связанные с их обучением. Кроме того, финансирование системы дополнительного профессионального образования явно недостаточно: объективная потребность в обучении гражданских служащих не покрывается государственным заказом и планом на текущий год.

Именно поэтому наиболее актуальными для нас видами профессиональной подготовки являются служебная подготовка, повышение профессионального уровня (стажировка) и самостоятельная подготовка, организованные в соответствии с Приказом № 200.

Служебная подготовка в ФССП России представляет собой единый процесс, включающий изучение в плановом порядке необходимых учебных предметов (тем, вопросов) на занятиях и постоянное повышение профессионального уровня в ходе повседневной практической деятельности. Основная цель такого обучения — приобретение гражданскими служащими теоретических знаний, изучение имеющегося опыта работы, а также закрепление теоретических знаний и наработка профессиональных навыков и умений для их эффективного использования в практической деятельности.

Специфика должностных обязанностей судебных приставов не позволяет вновь принятому сотруднику в полном объеме и с надлежащим качеством с первых дней выполнять свою работу. Чтобы войти в курс дела, новичок должен как минимум ознакомиться с большим объемом нормативных правовых актов, как максимум — актуализировать знания, полученные в вузе, и наработать практические навыки.

Процесс адаптации вновь принятых работников проходит независимо от того, знаем мы о нем или нет. Если это стихийная адаптация, то на нее может уйти много времени — до 1 года, а возможно, и больше — в зависимости от уровня занимаемой должности и сложности задач, поставленных перед работником. Поэтому ради сокращения затрат и ускорения выхода сотрудника на оптимальный уровень выполнения работы процесс адаптации к новой должности нельзя пускать на самотек, его необходимо контролировать.

Профессиональная адаптация молодого работника — это постепенное доведение его профессиональных знаний и навыков до определенного уровня, необходимого для качественного исполнения им своих функциональных обязанностей. Круг данных знаний и навыков очерчен, как уже отмечалось, в должностном регламенте гражданского служащего.

Проблемы профессиональной адаптации могут появиться у любого новичка, но чаще всего они возникают у судебного пристава-исполнителя в силу крайне большого объема профессиональных знаний, которыми он должен обладать.

В целях ускорения процесса профессиональной адаптации вновь принятых сотрудников в Управлении ФССП России по Кировской области утверждено положение о наставничестве, разработаны типовые планы ввода в строй вновь принятых сотрудников, детально регламентирующие действия новичка и наставника в первую неделю работы.

 Основная задача наставника в период стажировки новичка — научить его грамотно и быстро выполнять те или иные действия, а также проконтролировать, приняты ли им к сведению определенные системы знаний, норм и ценностей Управления.

С целью достижения успешной профессиональной адаптации вновь принятых сотрудников направляют на обучение в учебно-методические центры (УМЦ), созданные на базе территориальных органов ФССП России в федеральных округах. В рамках ФССП России работает семь таких  УМЦ.

В УМЦ Приволжского федерального округа по аналогии с организацией специальной подготовки судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов организовано обучение групп вновь принятых судебных приставов-исполнителей со стажем работы до 1 месяца.

Учебно-методическим отделом Управления разработана специальная программа для обучения новичков. В УМЦ применяются различные образовательные технологии, такие как коллективная система обучения; технология решения задач; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых игр, дистанционного обучения. Такое обучение оказалось очень эффективным: вновь назначенные работники уверенно приступают к исполнению своих служебных обязанностей.

Первый шаг в обучении сделан, но время летит очень быстро — меняются условия труда, автоматизируются рабочие места, совершенствуется законодательство. Чтобы молодой сотрудник не остановился в профессиональном развитии, необходимо постоянно актуализировать его знания.

С помощью какого инструмента мы можем это сделать? С помощью организации и проведения занятий по служебной подготовке. Согласно Приказу № 200 занятия по служебной подготовке проводятся в течение 10 месяцев календарного года, не менее чем 2 раза в месяц. Преимущества служебной подготовки заключаются в непрерывности обучения слушателей на служебных местах, без отрыва от работы, подаче учебного материала практиками (непосредственными руководителями, коллегами), применении различных видов занятий (лекция, семинар, практическое занятие). Кроме того, любой сотрудник в течение учебного года может на день (или на несколько дней) стать преподавателем и познакомить коллег со своими успешными методами и формами  работы по конкретному направлению деятельности.

Однако не следует забывать, что во многом успех зависит от отношения самого обучаемого к процессу обучения. Поддержание гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения им должностных обязанностей, невозможно без систематической самостоятельной подготовки, также имеющей свои преимущества. Во-первых, сотрудник обучается в любое удобное для него время суток. Во-вторых, обучение возможно в любом месте, не обязательно на работе. В рамках самостоятельной подготовки для изучения предлагаются в основном нормативные правовые документы, а также темы, не требующие коллективного обсуждения. В то же время все возникшие вопросы всегда можно обсудить на занятиях по служебной подготовке в учебной группе.

Таким образом, в процессе становления в должности вновь принятого работника профессиональная подготовка играет далеко не последнюю роль.

Чем быстрее завершится процесс профессиональной адаптации вновь принятых сотрудников, тем эффективнее будет работа структурных подразделений и территориального органа в целом, а следовательно, и оценка результатов труда, в том числе материальная, будет выше.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети