УДК 348.71 

Страницы в журнале: 159-160

 

И.И. МАСЛОВА,

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой права Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, член правления Российского объединения исследователей религии

 

Рецензия на: Володина Н.В.  Правовые системы государственно-конфессиональных отношений М.: Новый индекс, 2009. — 480 с.

 

Появление монографии известного религиоведа, философа и юриста Нины Витальевны Володиной «Правовые системы государственно-конфессиональных отношений» — очень значимое событие в отечественной и зарубежной науке.

Книга посвящена рассмотрению круга научных проблем, являющихся одновременно традиционными и новационными. Автор исследует теорию и практику правового регулирования взаимоотношений государств и религий в разных частях света, выявляет направления совершенствования подобных отношений в России. Изучив накопленный опыт сравнительного анализа моделей государственно-конфессиональных отношений, Н.В. Володина выстраивает оригинальную концепцию государственного регулирования свободы совести и вероисповедания в современной России, что позволяет разрешить многие существующие на сегодняшний день противоречия методологического и терминологического характера.

Обращает на себя внимание сугубо научный подход к формированию методологии и терминологии исследования. Автор продемонстрировала свое умение ориентироваться в системе принципов, присущих религиоведению и юриспруденции, задавшись целью выделить междисциплинарные «переходы» и использовать таковые для решения задач фундаментального исследования.

Н.В. Володина уточняет научное толкование широко используемых понятий, таких как государственно-конфессиональные отношения и их типология, свобода совести и вероисповедания, религиозно-государственная правовая система, религиозный экстремизм и т. д., смысл которых некоторые исследователи интерпретируют неоднозначно.

Прежде чем сформулировать современные тенденции взаимоотношений государств и религиозных объединений, автор обращается к историческому прошлому разных стран и народов. Исходя из трактовки государственно-конфессиональных отношений как совокупности исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений между институтами государства и религиозными образованиями, Н.В. Володина систематизирует разные подходы к типологии данных отношений. Автор аргументированно убеждает, что в структуре сравнительного анализа правовых систем государственно-конфессиональных отношений оптимально использовать теологическую и секулярную типологические системы. Кроме того, исследователь склонна поддержать столь популярную в последнее время концепцию сепарационной и кооперационной систем взаимодействия между конфессиями и государством.

В монографии представлена подробнейшая характеристика христианской, исламской, иудейской государственно-правовых систем, государственно-конфессиональных отношений в буддийско-конфуцианском мире, а также в странах распространения индуизма. Особое внимание уделяется опыту европейских стран и США.

Впервые в отечественной науке автор предприняла смелую попытку разностороннего сравнительного анализа названных религиозных государственно-правовых систем. В монографии исследуются особенности становления и специфические черты каждой из них.

На страницах книги представлена интереснейшая аналитическая информация о современной религиозной жизни нашей страны. Особый интерес вызывают сведения о российском варианте взаимоотношений государства и ислама. Автор справедливо отмечает, что прежде попытки объективного исследования этой проблемы трактовались как идеологически враждебные проявления и находились под запретом до 1990-х годов. Но, поскольку современный ислам превратился в важный элемент политических процессов, российская власть должна содействовать стабилизации мусульманства и предотвращению использования ислама в антигосударственных, деструктивных целях. Подчеркивается важная мысль, что природа ислама не несет угрозы государству и обществу, но российская власть оказалась неготовой к масштабному вторжению ислама в политическую жизнь.

Н.В. Володина анализирует проблему исламского радикализма и экстремизма, в частности ваххабизма, который применительно к России является преимущественно не религиозным, а политическим течением. Будучи членом Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте России, Нина Витальевна прогнозирует, что в ближайшей перспективе следует ожидать тенденции к возрастанию роли исламского радикализма и экстремизма. Преодоление этого процесса возможно лишь путем единообразного понимания законодательства в разных регионах страны; недопустимым является издание законов, противоречащих Конституции РФ и международным нормам, так как это может вызвать необратимые последствия. Борьба с исламским экстремизмом, по мнению автора, не может осуществляться только посредством принятия жестких законодательных мер. Заметный и больший эффект принесет совершенствование правоприменительной практики и подготовка квалифицированных судей, а также сотрудников правоохранительных органов.

Некоторые религиоведы и юристы вступят в дискуссию с автором, утверждающим: современная Россия находится на пути к конструктивной форме государственно-конфессиональных взаимоотношений. Но невозможно оспаривать мнение Нины Витальевны о том, что конструктивность прогнозируемой модели должна подразумевать соответствие международным документам, ратифицированным Российской Федерацией на принципах признания свободы совести и религиозного самоопределения каждого человека, а также предполагать ликвидацию межрелигиозной розни и недопущение ограничения прав религиозных меньшинств. Все существующие в современном мире формы взаимоотношений государства и религиозных объединений не могут быть оптимальными или удовлетворительными для России. Новая модель призвана не вступать в противоречие с историческими традициями нашей страны, не создавать межконфессиональную напряженность, не допускать появления и распространения религиозного экстремизма, не ущемлять права религиозных меньшинств.

Характеризуя книгу Н.В. Володиной в целом, хотелось бы отметить научную новизну авторской позиции по рассматриваемым проблемам, а также высокий теоретический уровень обобщений, что позволяет сделать вывод о том, что данное издание вызовет большой отклик среди религиоведов, юристов, историков, философов, политологов.

Монография представляет безусловный интерес для государственных деятелей, работающих в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Поскольку автор обладает глубоким, поистине энциклопедическим знанием мировых религий и всеобщей истории, а также опытом правоприменительной практики в разных странах, данная книга может быть использована как учебник по дисциплинам религиоведческой и юридической направленности для изучения программ высшей школы.