УДК 341.2:369.2
 
Н.В. АНТИПЬЕВА,
 кандидат юридических наук,  доцент кафедры социального права юридического факультета
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
 
В статье анализируется правовое регулирование отношений по санаторно-курортному обеспечению военнослужащих и членов их семей. Исследуются правила предоставления указанным гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и соответствующих компенсаций.
 
In the article legal regulation of providing servicemen and members of their families with sanatorium treatment is considered. An author analyzes the rules of granting places in sanatoriums and appropriate compensations to this category of citizens.
 
Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь неразрывно связана с санаторно-курортным лечением, которое направлено как на медицинскую реабилитацию лиц, имеющих заболевания и травмы, так и на профилактику заболеваний.
Санаторно-курортное лечение имеет сложную природу, являясь одним из видов медицинской помощи, а также видом социального обеспечения[1]. Необходимо оговориться, что санаторно-курортное лечение можно признать элементом системы социального обеспечения, если соответствующие услуги предоставляются гражданину за счет специальных источников (средств обязательного социального страхования или бюджетов) при наличии оснований, установленных в законе.
Права военнослужащих в сфере санаторно-курортного обеспечения закреплены в пунктах 4, 6 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих). Действующее законодательство предусматривает две формы санаторно-курортного лечения: натуральную и денежную[2]. Соответствующие права военнослужащих реализуются в обеих формах.
Учитывая объем таких прав, всех лиц, проходящих военную службу, можно разделить на три основные категории. В первую группу входят военнослужащие, проходящие службу по контракту, а также члены семей военнослужащих-граждан. Во время отпуска, но не более одного раза в год, они обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны РФ. По общему правилу военнослужащие оплачивают 25%, а члены их семей — 50% стоимости путевки. При этом независимо от приобретения путевки названным военнослужащим ежегодно выплачивается денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и  300 руб. на супругу (супруга) военнослужащего-гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка.
В случае получения увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания при исполнении обязанностей военной службы после госпитального лечения военнослужащие-контрактники имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Министерства обороны РФ. Однако порядок реализации права на внеочередное обеспечение путевками никак не регламентирован. Следует иметь в виду, что для отдельных категорий граждан предусмотрено преимущественное право на получение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Министерства обороны РФ. В обобщенном виде эти граждане названы в Порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации[3] (далее — Порядок санаторно-курортного обеспечения); всего таких категорий семь, и приведенный в указанном документе перечень не является исчерпывающим. Несмотря на столь значительное количество категорий лиц, наделенных правом преимущественного получения путевок, содержание этого права, его соотношение с правом на внеочередное обеспечение путевками, порядок его реализации не раскрыты. Представляется, что это является упущением, которое способно повлечь нарушение прав военнослужащих и иных лиц, обеспечиваемых санаторно-курортным лечением.
После принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов  “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” ”» было утверждено несколько нормативных правовых актов, регламентирующих внеочередное оказание гражданам медицинской помощи[4]. Они могли бы послужить ориентиром для разработки соответствующих норм применительно к санаторно-курортному обеспечению военнослужащих.
Не все контрактники имеют право на ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившие на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., входят во вторую группу и вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом получают денежную компенсацию (абзац второй п. 4 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих). Они могут обеспечиваться санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно Положению о выплате денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившими на военную службу по контракту после 1 января 2004 г. (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 № 808) указанной категории военнослужащих фактически выплачивается две компенсации:1) вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом — в размере 600 руб. на военнослужащего и 300 руб. на супругу (супруга) военнослужащего и каждого его несовершеннолетнего ребенка;2) вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно — в размере фактических расходов военнослужащего и членов его семьи на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту использования основного отпуска и обратно.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения санаторно-курортным лечением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г. (утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 № 423) санаторно-курортное лечение предоставляется данной категории военнослужащих: 1) для продолжения госпитального лечения — бесплатно; 2) в иных случаях — за плату в размере 100% стоимости путевки. Аналогичные нормы содержатся в подп. «к» п. 23 Порядка санаторноурортного обеспечения.
По желанию такие военнослужащие могут приобретать за счет собственных средств путевки для санаторно-курортного лечения в иных санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях по их выбору. При отсутствии санаторно-курортных учреждений необходимого профиля Министерства обороны РФ и другого федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, санаторно-курортное лечение военнослужащих осуществляется на договорной основе в специализированных санаторно-курортных организациях других федеральных органов исполнительной власти, имеющих соответствующую лицензию на медицинскую деятельность.
В федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004—2007 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 25.08.2003 № 523) реализация права на медицинское обеспечение, в том числе установление компенсаций на санаторно-курортное лечение военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами и сержантами, предусматривалась в разделе, посвященном социальному обеспечению и повышению привлекательности военной службы по контракту. Однако размер компенсации, выплачиваемой взамен путевки на санаторно-курортное лечение, не слишком высок и вряд ли может служить целям укрепления престижа военной службы. Также нельзя признать, что уровень компенсационных выплат соответствует реабилитационной и профилактической функциям санаторно-курортного лечения[5].
Третью группу составляют военнослужащие-призывники и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования. Они обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, а при убытии в отпуск по болезни получают дотацию на лечение в размере 400 руб.
Так как санаторно-курортное лечение может иметь реабилитационный характер, раздел VI Порядка санаторно-курортного обеспечения посвящен предоставлению путевок в санатории для продолжения госпитального лечения. Он определяет субъектов, принимающих решение о направлении больных в санатории из госпиталей (п. 39); правила рассмотрения заявок госпиталей на получение путевок (п. 40) и оформления путевок (п. 41) и т. д.
В п. 42 Порядка санаторно-курортного обеспечения установлено, что перечень заболеваний, при которых разрешается направлять больных в санатории для продолжения госпитального лечения, разрабатывается Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны РФ. Значение термина «разрабатывается» нуждается в разъяснении, так как подготовка и утверждение нормативного правового акта может осуществляться разными субъектами. Поскольку орган, призванный утвердить перечень заболеваний, при которых разрешается направлять больных на госпитальное лечение, специально не определен, можно констатировать, что им является Главное военно-медицинское управление Министерства обороны РФ. Это вызывает возражения, так как само Главное военно-медицинское управление Министерства обороны РФ федеральным органом исполнительной власти не является.
В Положении о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082) структура данного федерального органа исполнительной власти определена схематично. Согласно п. 1 в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. При этом Главное военно-медицинское управление включается в структуру Министерства обороны РФ и подчинено начальнику Тыла Вооруженных Сил РФ[6].
Сравнивая правовое регулирование санаторно-курортного лечения военнослужащих и лиц, работающих по трудовому договору, нужно подчеркнуть, что Перечень заболеваний, долечивание которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования, является приложением к Положению о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309). Представляется, что в обоих случаях уровень правового регулирования должен быть одинаковым, и полномочия по определению перечня заболеваний, при наличии которых военнослужащий направляется на долечивание после госпитального лечения, необходимо предоставить Правительству РФ.
Завершая рассмотрение вопроса о санаторно-курортном обеспечении, следует обратиться к особенностям предоставления путевок бывшим военнослужащим, имеющим статус застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию.
На основании п. 44 Порядка санаторно-курортного обеспечения в рамках выполнения законодательства Российской Федерации в части долечивания (реабилитации) больных в условиях санатория начальникам военных госпиталей разрешается заключать договоры с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении путевок на долечивание больных из числа работающих застрахованных граждан (пенсионеров Министерства обороны РФ, членов семей военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны РФ, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ). Путевки на долечивание таких больных непосредственно после стационарного лечения предоставляются бесплатно, за счет средств обязательного социального страхования. Направление на долечивание непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения) по путевкам, выделяемым Фондом социального страхования РФ, осуществляется в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ (приказ от 27.01.2006 № 44 «О долечивании (реабилитации) больных в условиях санатория»).
В отношении пенсионеров Министерства обороны РФ этот порядок представляется не вполне оправданным, если причиной нетрудоспособности является повреждение здоровья, полученное гражданином в период прохождения военной службы, особенно при увольнении из Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья. В таком случае расходы на санаторно-курортное лечение военнослужащих более целесообразно финансировать за счет средств федерального бюджета.
Сказанное позволяет констатировать, что в Законе о статусе военнослужащих необходимо установить дополнительные гарантии реализации прав данной категории граждан в сфере санаторно-курортного лечения. В частности, следует определить соотношение внеочередного права на обеспечение путевками и права на преимущественное их получение, а также предоставить Правительству РФ полномочия по установлению перечня заболеваний, при которых гражданин направляется на долечивание после госпитального лечения. Кроме того, нуждаются в повышении размеры денежных компенсаций, предоставляемых взамен санаторно-курортного лечения. При осуществлении правового регулирования следует учитывать, что объем медицинской помощи, прежде всего санаторно-курортного лечения, предоставляемого военнослужащим, должен быть выше, чем у иных граждан. Это позволит обеспечить более полную компенсацию профессиональных рисков, связанных с прохождением военной службы, и послужит целям последовательной реализации закрепленного в ст. 2  Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) принципа приоритета профилактических мер по охране здоровья населения.
 
Библиография
1 См. об этом: Дубовицкая И.В. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в Российской Федерации // Медицина и право: Сборник материалов региональной научно-практической конференции / Отв. редактор М.П. Клейменов. — Омск, 2005. С. 38.
2 См. там же. С. 38.
3 Утвержден приказом Минобороны России от 23.10.2007 № 430.
4 См., например: Правила внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2004 № 646; Приказ Минздравосоцразвития России от 01.04.2005 № 249 «Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан»; Порядок внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Омской области (утв. постановлением Правительства Омской области от 19.01.2005 № 1-п).
5 См. подробнее о функциях санаторно-курортного лечения: Дубовицкая И.В. Указ. соч. С. 38.
6 Структура Министерства обороны РФ представлена на официальном сайте данного федерального органа исполнительной власти. См.: http://www.mil.ru/847/943/index.shtml (15 мая 2008 г.).