УДК 342:351.713
 
А.С. СЕМЕНОВ,
адъюнкт Академии управления МВД России, преподаватель Центра профессиональной подготовки ГУВД по Самарской области
 
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.  Законы, устанавливающие новые налоги  или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 57 Конституции РФ

 
В статье описывается правовое и организационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел и Федеральной налоговой службы в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.
Ключевые слова: Федеральная налоговая служба, подразделения по налоговым преступлениям, налоговые проверки, документальные проверки, виды взаимодействия подразделений ФНС с ПНП ОВД.
 
The author describes legal and organizational maintenance of interaction of law-enforcement bodies and federal tax service in counteraction sphere to tax offences and crimes.
 
Налоги — это установленные законом обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, взимаемые с граждан и юридических лиц. Это знают все, даже школьники. Однако мало кто понимает, что платить налоги не только необходимо, но и выгодно.
По сей день низкая собираемость налогов — больное место российской экономики. Недобросовестных налогоплательщиков значительно больше, чем добросовестных: по некоторым данным, лишь каждый седьмой налогоплательщик платит налоги своевременно и в полном объеме. Это свидетельствует о том, что Россия еще не готова к настоящему законопослушанию и налоговой морали.
В современной России мало кто понимает: налогообложение — это не репрессия, а надежный способ вложения денег в государство и в дальнейшем вложенные средства вернутся к налогоплательщикам в виде пенсий, пособий и иных социальных выплат.
В общественном сознании не сформирован положительный образ добросовестного налогоплательщика. Многие по-прежнему считают, что человек, укравший у государства путем неуплаты налогов сотни тысяч, миллионы и даже миллиарды рублей, не является преступником. С каждым днем возрастает число так называемых налоговых консультантов, которые за определенное денежное вознаграждение разрабатывают незаконные схемы ухода от налогообложения. Книжный рынок завален различного рода литературой, описывающей «легальные» способы оптимизации налогового бремени. В результате бюджет России ежегодно теряет триллионы рублей, что в условиях мирового финансового кризиса, вызванного откликом на разорение крупнейших американских банков, может иметь самые негативные последствия.
На сегодняшний день в Российской Федерации контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах осуществляют:
— Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (далее — ФНС). Государственная налоговая служба была образована в структуре Министерства финансов СССР в 1990 году (постановление Совмина СССР от 24.01.1990 № 76). Впоследствии Государственная налоговая служба неоднократно реформировалась и 9 марта 2004 г. Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразована в ныне действующую Федеральную налоговую службу.
Главными задачами ФНС являются: контроль над полнотой, своевременностью, правильностью исчисления и внесения в бюджеты всех уровней налогов и иных обязательных платежей, разработка предложений по развитию налогового законодательства, профилактики налоговых нарушений, а также воспитание законопослушного налогоплательщика, формирование позитивного отношения населения к действующей налоговой системе;
— подразделения по налоговым преступлениям органов внутренних дел (далее — ПНП ОВД). Официальной датой создания указанной службы считается 16 марта 1937 г. В этот день приказом НКВД СССР № 00118 в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР сформирован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). Многие десятилетия ОБХСС осуществлял защиту государства и населения от расхитителей, мошенников, взяточников, фальшивомонетчиков во всех республиках бывшего СССР. Впоследствии неоднократно изменялась структура и название этого отдела. С 1 июля 2003 г. в состав МВД России включены подразделения по налоговым преступлениям (сформированные на базе Федеральной службы налоговой полиции, созданной 18 марта 1992 г.), которые стоят на страже налоговой безопасности страны и по сей день.
В чем же разница между налоговой проверкой налоговиков и силовиков?
Согласно НК РФ подразделения ФНС могут проводить два вида налоговых проверок: камеральные (desk review) и выездные (field audit). Причем в обоих случаях проверки проводятся в рамках гражданско-правовых отношений. А вот когда за дело принимаются сотрудники ПНП ОВД, проверка плавно перетекает в уголовно-процессуальную плоскость.
Все дело в том, что ПНП ОВД занимаются сугубо правоохранительной деятельностью и, как любой правоохранительный орган, осуществляют документальные проверки. По форме такие проверки мало чем отличаются от налоговых, разница лишь в результате.
Все действия ПНП ОВД регламентируются Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовно-процессуальным законодательством, рядом ведомственных приказов и инструкций, а значит, цена поражения налогоплательщика будет иной: ведь спорить будут уже не о деньгах, а о свободе.
Налоговая проверка, впрочем как и любое иное сложное явление, для своего решения требует комплексного подхода. Борьба с правонарушениями и преступлениями, в том числе налоговыми, также не является исключением и нуждается именно в таком подходе.
Одним из наиболее перспективных путей повышения эффективности решения задач борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями следует считать всемерное улучшение организаторской работы, составной частью которой является закрепление взаимодействия ПНП ОВД с подразделениями ФНС.
В целом указанное взаимодействие осуществляется путем реализации системы мероприятий, направленных на достижение согласованной либо совместной деятельности.
В организации совместной работы ПНП ОВД и подразделений ФНС следует руководствоваться нормативно-правовой базой (законами, приказами, решениями и т. д.). Также необходимо всегда и своевременно согласовывать планируемые совместные мероприятия с заинтересованными лицами, должен работать утвержденный порядок контроля, учета и оценки
результатов проделанной работы.
Правильно организованная работа, четкое распределение обязанностей между должностными лицами, конечной целью деятельности которых является достижение общего намеченного результата, позволяют выполнить поставленную задачу быстрее и с меньшими затратами сил.
Активное использование в предупреждении налоговых правонарушений и преступлений комплекса сил и средств на основе четкого и конкретного взаимодействия позволяет более целенаправленно применять во всем многообразии возможности различных субъектов, не допуская дублирования и узковедомственного подхода к решению обозначенных задач.
Основные виды взаимодействия ПНП ОВД с подразделениями ФНС:
1) по времени осуществления:
— постоянное, т. е. осуществляемое между органами и отдельными сотрудниками на всем протяжении выполнения возложенных на них задач;
— временное, т. е. эпизодическое, при выполнении каких-либо конкретных мероприятий, которое потом прекращается (приостанавливается);
2) по характеру контактов участников:
— непосредственное, предполагающее установление прямых связей между сотрудниками и согласование друг с другом действий в процессе выполнения ими общих задач. Например, взаимодействие оперативного сотрудника ОВД с государственным налоговым инспектором ФНС в период проведения выездной налоговой проверки;
— опосредованное, т. е. деятельность сторон осуществляется автономно. Например, обмен информацией между ПНП ОВД и подразделениями ФНС;
3) по уровню подчиненности субъектов взаимодействия:
— горизонтальное, когда взаимодействующие сотрудники занимают одинаковое должностное положение;
— вертикальное — имеет место в тех случаях, когда совместные согласованные действия осуществляются субъектами различных уровней системы управления.
Согласованность деятельности ПНП ОВД и подразделений ФНС достигается не только
путем организации и поддержания четкого и непрерывного взаимодействия, но и путем координации их усилий. В отличие от взаимодействия, координация усилий содержит в себе элементы подчинения сотрудничающих подразделений координирующему центру, обладающему властными полномочиями, решения и указания которого являются обязательными для обеих сторон.
Правовой основой совместной работы ПНП ОВД и подразделений ФНС следует считать совокупность законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и определяющих основные направления, виды и формы взаимодействия.
Такими актами являются: Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, НК РФ, Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах», Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»,
Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», приказ МВД России от 02.08.2005 № 636 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», приказ МВД России от 16.03.2004 № 177 «Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», а также ряд иных нормативных правовых актов России.
К наиболее распространенным формам взаимодействия относятся:
— взаимное информирование;
— направление поручений, заданий, запросов;
— создание рабочих групп, бригад, временных объединенных подразделений;
— организация единых пунктов управления, связи и информации;
— инструктаж;
— совместное проведение занятий, консультаций, совещаний;
— содействие в организации и проведении мероприятий.
Взаимодействие ПНП ОВД с подразделениями ФНС отличается от взаимодействия внутри служб и подразделений тем, что здесь отсутствуют отношения подчинения, т. е. субъекты взаимоотношений равны между собой. Следовательно, волевая координация действий в данном случае невозможна и взаимодействие в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями строится на основе согласованных, совместно выработанных мероприятий по решению задач, без вмешательства в их деятельность.
Важным условием эффективности взаимодействия ПНП ОВД с подразделениями ФНС является его непрерывность. Контакты между ними не должны быть следствием очередных чрезвычайных происшествий, преступлений либо полностью зависеть от индивидуальных профессиональных качеств, добросовестности и энтузиазма работников обозначенных служб. Следует организовать отлаженную систему обмена информацией, способствующую своевременному выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
Постоянное совершенствование взаимодействия сотрудников подразделений по налоговым преступлениями органов внутренних дел и  подразделений Федеральной налоговой службы позволяет наиболее успешно и результативно решать задачи по профилактике, выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
 
Литература
 
Виговский Е.В. Особенности правового регулирования деятельности органов внутренних дел (милиции) при налоговом контроле. — М., 2004. С. 21.
Карсетская Е. Изменения в порядке взыскания налоговых санкций // Новая бухгалтерия. 2006. № 1. С. 31—38.
Приказ МВД России от 26.12.2003 № 1033
«Об утверждении перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну».
«Силовые приемы» налоговиков // Налоги и бизнес. 2007. № 38 (437). С. 11—15.
Хайдукова Г.В., Ушков А.А., Малыгин С.С. Если к Вам пришли: налоговая полиция, криминальная милиция, прокуратура. Вып. 1. — М., 1998.
Шараев С. Правовой статус налоговой полиции // Хозяйство и право. 1999. № 6. С. 67—72.