Н.И. ЯРОШЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент  кафедры конституционного и муниципального права РУДН

 

Анализируя систему нормативнных актов Российской Федерации,  обеспечивающую работу судебной власти, автор высказывает мысль о необходимости принятия федерального закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Ключевые слова: судебная власть, конституционно-правовые нормы

 

Analyzing the system of normative acts of the Russian Federation, providing the work of the judiciary, the author expresses the idea that the federal law on the courts of general jurisdiction in the Russian Federation ".

Keywords: judiciary, constitutional and legal norms.

 

Судебная власть в России организована, существует и функционирует исключительно на основе конституционно-правовых норм. По справедливому замечанию Н.А. Колоколова, судебная власть не существует вне нормативного регулирования[1].  Поэтому изучение конституционно-правового обеспечения судебной власти требует пристального внимания.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить систему конституционно-правового обеспечения судебной власти в России. В настоящее время термин «судебная власть» закреплен нормативно в Основном законе страны, поэтому Конституция РФ является первоисточником судебной власти и ее положения реализованы в отраслевом законодательстве — гражданском, арбитражном, уголовном, конституционном и ином. При этом конституционные основы судебной власти  можно рассматривать с содержательной и формально-юридической позиции: с содержательной  это закрепление в Конституции РФ желаемого состояния судебной деятельности, с формально-юридической — все иные законы, изданные по вопросам судоустройства[2].

Глава 7 Конституции РФ  «Судебная власть» содержит основные положения о судебной власти в России. Только суды в Российской Федерации осуществляют правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральными законами. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Важным моментом конституционного обеспечения судебной власти являются нормы о судебном нормоконтроле. Так, Конституция России определила правовую природу нормоконтроля и  закрепила принцип верховенства Конституции и федеральных законов (ч. 2 ст.4). Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции РФ и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых Президентом РФ, Правительством РФ; федеральными органами исполнительной власти; законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов; актов, издаваемых органами местного самоуправления. Обеспечение соответствия конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам находится в совместном ведении России и ее субъектов (п. «а» ч. 1 ст. 72).

Конституционный Суд РФ разъяснил, что  «субъекты Российской Федерации не имеют права ограничивать действие законов Российской Федерации на своей территории»[3], подтвердив тем самым принцип верховенства законов России на всей ее территории. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, в случае противоречия между федеральным законам и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон (ст. 75 ч. 5), то есть установлен приоритет федерального закона перед любым другим правовым актом, изданным в России. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90); в случае их противоречия,  на основании  ч. 4 ст. 76 , ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, будет действовать федеральный закон. Будучи объектами нормоконтроля, эти акты могут быть признаны в судебном порядке неконституционными или незаконными Конституционным Судом РФ либо судами общей юрисдикции или арбитражными судами соответственно.

Норма об издании указов и распоряжений главы государства при условии непротиворечия их Конституции РФ и законам введена по итогам Конституционного совещания в июне 1993 года в проект Конституции РФ, в последующем принятой всенародным голосованием[4]. Объекты конституционного нормоконтроля,  субъекты, имеющие право на обращение в Конституционный Суд РФ, компетенция Конституционного Суда РФ отражены в ст. 125 Конституции РФ. 

Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ закреплен в статьях 126 и 127 Конституции РФ: Верховный Суд РФ является высшим судебным органам по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В целом статус судов конституционно закреплен и конкретизирован в иных законах таким образом, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды решают спор о праве, а Конституционный Суд РФ рассматривает дела только о соответствии Конституции России.

Отдельные конституционные нормы содержат положения о требованиях к судьям. Так, судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральными законами, как следует из текста Конституции РФ, могут быть установлены дополнительные требования к судьям, определены основания прекращения или приостановления их полномочий, порядок привлечения к уголовной ответственности.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. 

В Российской Федерации судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствия акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (статья 120 Конституции РФ). 

Содержание данной конституционной нормы разъяснено в правовых позициях Конституционного Суда России, составляющих также конституционное обеспечение судебной деятельности в Российской Федерации.  Существуют разные точки зрения о понятии «правовая позиция Конституционного Суда России», высказанные Б.С. Эбзеевым, Г.А. Гаджиевым, В.О. Лучиным и другими учеными. В литературе чаще всего цитируется и называется наиболее полным определение Н.В. Витрука. По его мнению, правовые позиции Конституционного Суда России есть правовые представления (выводы) общего характера как результат толкования судом Конституции России и выявления им конституционного смысла положений законов и других нормативных актов в пределах компетенции, которые снимают конституционно-правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений (постановлений) Конституционного Суда России[5]. 

С 1995 года Конституционный Суд РФ в своих определениях и постановлениях сформулировал правовые позиции и внес ясность в компетенцию судов судебной системы России, в частности четко разграничил полномочия в сфере судебного нормоконтроля между Конституционным Судом России и судами общей юрисдикции и арбитражными судами [6]. Важными нормами в конституционно-правовом обеспечении судебной власти России являются статьи 123 и 124 Конституции РФ.

Так, разбирательство гражданских, уголовных, административных дел  в Российской Федерации во всех судах открытое. Каждый гражданин может свободно войти в зал судебного заседания и находится в нем во время слушания дела, при этом граждане не должны нарушать порядка судебного заседания и мешать слушанию дела. Однако, в случае недостаточности мест для слушателей в зале судебного заседания, действие этой конституционной нормы не распространяется на посетителей. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности, это относится к государственной и коммерческой тайне в силу норм Уголовно-процессуального и Арбитражного процессуального кодексов РФ. Также согласно ч. 2 ст. 241 УПК РФ  закрытое судебное разбирательство допускается по уголовным делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; о преступлениях против половой неприкосновенности и  половой свободы личности и других преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в уголовном деле лиц либо сведений, унижающих их честь и достоинство.

Заочное разбирательство уголовных дел в российских судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.  Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Ни одна из сторон не имеет преимущественного положения перед другими. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, что является одним из направлений судебной реформы в России и именно обвиняемому предоставлено право выбора формы судопроизводства. Так, на основании статьи 31 УПК РФ  суд присяжных рассматривает уголовные дела о тяжких преступлениях, за которые может быть назначен максимальный срок лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Конституционная норма о финансировании судов  указывает на  то, что оно должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным  законом. Однако, как отмечает В.П. Кашепов, в настоящее время суды Российской Федерации не обеспечивают должного уровня правосудия именно из-за отсутствия либо недостаточного их финансирования. Вследствие этого у судов нет возможности вызова свидетелей, переводчиков, экспертов и поэтому дела длительное время не рассматриваются, а также не все обвиняемые могут воспользоваться конституционным правом на рассмотрение их дел судом присяжных заседателей[7]. 

Стоит также отметить статью 129 Конституции РФ, содержащейся в главе 7 «Судебная власть» и устанавливающей конституционно-правовой статус прокуратуры России. Данная статья, несмотря на то, что законодателем отнесена в главу 7 «Судебная власть» Конституции РФ, не относится к конституционному обеспечению судебной власти в России. В Российской Федерации имел место исторический факт о вынужденном включении данной статьи в главу 7 «Судебная власть» ввиду необходимости включения конституционной нормы о прокуратуре и невозможности отнесения ее в другую главу Конституции РФ.

К системе конституционно-правового обеспечения судебной власти в России относятся  Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.3, п.  13 которой впервые в стране закрепил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым декларация явилась первой хронологической нормой в конституционно-правовом обеспечении судебной власти в России, заложив основу независимости и самостоятельности судебной власти, и  Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом России 22 ноября 1991 г.,  в части закрепления прав граждан на судебную защиту и юридических гарантий, таких как презумпция невиновности, не свидетельствование против себя и своих близких, равенства всех перед законом и судом и др.

Из текста самой Конституции РФ следует, что конституционно-правовое обеспечение судебной власти в России составляют  также федеральные конституционные или федеральные законы.  Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»  содержит общие положения о судебной власти и ее независимости от законодательной и исполнительной властей, о единстве судебной системе, отдельно отмечается об установлении судебной системы  Конституцией РФ и этим конституционным законом, прописаны полномочия, порядок образования и деятельности судов, виды судов в России, более подробно по отношению к Конституции РФ раскрываются принципы судопроизводства, отдельная глава посвящена основам статуса судей, также обозначены органы судейского сообщества, обеспечение деятельности судов, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, аппарат суда, финансирование суда и символы государственной власти в судах.

Федеральный конституционный закон  от  23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ  «О военных судах Российской Федерации»  является специальной нормой в конституционно-правовом обеспечении судебной власти в России для военных судов РФ. Закон определяет основные задачи военных судов, подсудность дел военным судам (статья 7), закрепляет систему и полномочия военных судов, подробно регламентируя полномочия окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам,  и его военной коллегии, состав военного суда при осуществлении правосудия и порядок работы президиума окружного (флотского) военного суда, судебных коллегий и судебных составов, полномочия председателя и его заместителя, отдельные статьи 21-25 посвящены гарнизонному военному суду, его подсудности дел, составу суда, председателю и его заместителю гарнизонного военного суда. Глава  III закона содержит особенности статуса судей военных судов и Военной коллегии, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда, особенности материального обеспечения, пенсионное обеспечение, особенности социальной защиты судей военных судов. Урегулированы также вопросы финансирования и обеспечения деятельности военных судов и военной коллегии.

В системе конституционно-правового обеспечения судебной власти определенное место занимает Федеральный конституционный закон  от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».   Он регламентирует полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, не затрагивая порядка судопроизводства. На сегодняшний день систему арбитражных судов в России составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции субъектов Федерации. Полномочия и порядок работы каждого из указанных судов подробно расписаны в главах II-IV закона. При этом отдельно отмечено, что организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в России осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 11-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» — единственный нормативный правовой акт,  определяющий конституционный статус суда и одновременно регламентирующий  вопросы его судопроизводства, поскольку отдельного процессуального акта для Конституционного Суда РФ не принято. Все полномочия суда прописаны в ст. 3 закона. Статус судьи Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, порядок назначения на должность, перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи, срок полномочий, гарантии судьям, приостановление и прекращении полномочий, отставка регламентированы главой II закона. Подробно  урегулированы вопросы организации деятельности и структуры суда, формы конституционного судопроизводства, разграничены вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и в заседаниях палат суда.  Раздел второй закона содержит общие правила производства в Конституционном Суде РФ, тогда как третий раздел содержит особенности производства в суде по отдельным категориям дел.

Стоит обратить внимание, на ст. 79 закона о юридической силе решений Конституционного Суда РФ. Решения  суда окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения и обязательны для всех, в том числе и для судов судебной системы Российской Федерации. Регламент Конституционного Суда РФ, разработанный на основе Конституции РФ и конституционного закона о Суде  также можно отнести к конституционному обеспечению судебной власти в России, поскольку именно в Регламенте Конституционного Суда РФ установлен порядок определения персонального состава палат суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палата; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в суде; требования к работникам аппарата суда; иные вопросы внутренней деятельности суда.

Субъекты, имеющие право обращения в Конституционный Суд России с запросом о соответствии Конституции РФ определенных актов, обозначены в статье 125 Конституции РФ. Но анализ Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»  позволяет сделать вывод о том, что Уполномоченный по правам человека также является субъектом обращения в Конституционный Суд РФ, т.е. является участником конституционного судопроизводства и ему предоставлено законом право инициировать процедуру судебного конституционного нормоконтроля путем обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. 

Федеральные законы «О статусе судей в Российской Федерации» и «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» также входят в систему обеспечения. Закон о статусе судей определяет требования, предъявляемые к судьям и к кандидатам на должность судьи, порядок наделения судей полномочиями, гарантии независимости судей, срок полномочий, приостановление и прекращение полномочий судей, нормы об отставке судей, материальное обеспечение судей, меры их социальной защиты и другие вопросы. Закон о департаменте подробно регламентирует полномочия, структуру, организацию, вопросы деятельности органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности судов субъектов Федерации, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей, при этом не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Закон РСФСР от 8 июля 1981г. (в ред. от 07.05.2009) «О судопроизводстве РСФСР»  действует в части, не противоречащей федеральным конституционным законам «О судебной системе  Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации», Федеральному закону «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Этот закон является единственным актом в российском законодательстве, содержащим нормы о со-ставе судов, полномочия председателя судов районных и субъекта Федерации, их заместителей,  полномочия президиума суда и судебных коллегий, их председателей и заместителей, состав, полномочия Верховного Суда РФ, его председателя и заместителей, президиума Верховного Суда РФ.  Процессуальные вопросы деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов (вопросы судопроизводства) регламентируются процессуальными кодексами: ГПК РФ,  АПК РФ,  УПК РФ и КоАП РФ.  В кодексах конкретно прописаны полномочия, компетенция, подведомственность дел каждого из суда судебной системы России, виды судопроизводства, порядок отправления производства в судах, процессуальные сроки, виды инстанций и иные вопросы судопроизводства.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. ]№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»   определяет отношения органов прокуратуры и судебной власти в России, в частности по вопросам участия работников прокуратуры по уголовным  делам в судах с целью поддержания государственного обвинения, по делам, подлежащим рассмотрению с обязательным участием прокурора и с целью осуществления надзора за законностью судебных постановлений. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1  «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,   конкретизирующий конституционную норму — статью 33 Конституции РФ — и  предоставляющий каждому гражданину обжаловать в суд любые неправомерные действия и решения государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих его права и свободы, также относится к конституционно-правовому обеспечению судебной власти в России.

К конституционно-правовому обеспечению судебной власти относится также Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который предусматривает право граждан на судебное обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, то есть предусматривает судебную защиту прав в избирательной сфере.

Гражданский кодекс РФ  (статья 13) прямо указывает на возможность судебного обжалования нормативных актов государственного органа или органа местного самоуправления в случае не соответствия закону и нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или.

Еще одним актом в сфере конституционно-правового обеспечения судебной власти в России является Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ  «О финансировании судов Российской Федерации».  Данный закон принят во исполнение конституционной нормы и устанавливает, что суды в России финансируются только за счет средств федерального бюджета.  В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов. Причем финансирование в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме. Законом допускается уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов, но не более чем на 5% и только с согласия Совета судей России или с согласия Всероссийского съезда судей России на очередной финансовый год. На Правительство РФ возложена обязанность при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов России учитывать в числе прочих расходов, расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов России, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов,  в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти.

Федеральные законы от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»  и от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ  «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»  устанавливают институт заседателей в России. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции  проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах субъектов Федерации, окружных (флотских) военных судах. Присяжными заседателями являются граждане России, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, сформированные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, и исполняющие свой гражданский долг. В статье 3 Закона определены требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Материальное обеспечение присяжных заседателей осуществляется за счет средств федерального бюджета, сохраняются по месту основной работы все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, также на присяжных заседателей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны до начала рассмотрения дела по существу. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Срок полномочий заседателей два года. Требования,  предъявляемые к арбитражным заседателям, определены в статье 2 закона: возраст - от 25 лет до 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет и др. Для формирования и утверждения в суде списки арбитражных заседателей направляются торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

По справедливому замечанию профессора Ю.А. Тихомирова, неуклонная реализация конституционных основ судебной системы является важнейшим условием повышения эффективности правосудия. Достижения этой цели требует системных и последовательных действий как нормативного, так и правоприменительного характера. 

Учитывая имеющуюся нормативную основу, конституционно-правовое обеспечение судебной власти в России нуждается в дальнейшем развитии и регламентации. Отсутствие Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» свидетельствует о пробеле федерального законодательства, несмотря на проведение судебной реформы в России и принятие ряда нормативных актов в сфере судебной деятельности. Уже отмечены положительные ее результаты: например, Д.В. Фетищев пишет о таких важнейших достижениях судебной реформы, как укрепление независимости судей, учреждение Конституционного Суда РФ, преобразование государственных арбитражей в арбитражные суды, создание нормативной базы для введения мировых судей и другие. Однако совершенствование судебной системы необходимо продолжать, в том числе путем принятия соответствующих нормативных актов в сфере деятельности судебной власти в России.

Итак, нормативные акты, прямо или косвенно регулирующие деятельность российских судов, в совокупности образуют систему, состоящую из Конституции РФ, двух Деклараций, 5 федеральных конституционных законов, 14 федеральных законов, Регламента Конституционного Суда РФ и его постановлений и определений. Однако для устранения пробела в правовом регулировании и для полного конституционного обеспечения судебной власти в России необходимо принять Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в целях реализации конституционной нормы, закрепленной в статье 118 Конституции РФ.

 

Библиография

1 Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. — М.: Издательская группа «Юрист», 2007. — С. 244.

2 Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. — М.: Юристъ, 1998. — С. 92-94.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г. № 3-П «О проверки конституционности декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) Татарской ССР”, Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. “О референдуме Татарской ССР”, Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. “О проведении референдума республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан”» // Комментарий к Постановлениям Конституционного Суда РФ / Отв. ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т. — М., 2001. Т. 1: Государственная власть. Местное самоуправление. — С.  215-224.

4 Митюков М.А. Конституционное совещание 1993 года: правовая природа, организация и деятельность // Правовые проблемы укрепления российской государственности /Под ред. В.Ф. Воловича. — Томск, 2005.  С. 84.

5 Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1999-2001 гг.). —  М., 2001.  С. 111.

6  Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская юстиция.  2003. № 2; Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 № 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» // СЗ РФ. 1995. № 18.  Ст.1708; Постановление Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 № 4-П «По делу о проверке конституционности статей 220-1 и 220-2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна» // СЗ РФ.  1995.  № 19. Ст. 1764; Постановление Конституционного сада Российской Федерации  от 27.01.2004 № 1-П «По делу о проверки конституционности отдельных положений пункта 2 части 1 статьи 27, частей 1, 2, и 4 статьи 251, частей 2 и 3 статьи 253 Гражданского процессуального ко-декса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ.  2004.  № 5. Ст. 403 и др.

7  Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2002.  С. 889.

8 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.  1990. № 2. Ст. 22.

9 Тихомиров Ю.А. Конституционные основы судебной системы // Судебная власть в России. Роль судебной практики: Учебное пособие/ Сост. Тихомиров Ю.А. — М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 16.

10 Фетищев Д.В. Судебная власть в современном государстве: сравнительно-правовое исследование (история, теория и практика): Монография. — М.: Научная книга, 2007.