С.И. АДИНЬЯЕВ,

кандидат юридических наук

 

Автор анализирует нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность полиции и определяющую ее статус в системе правоохранительных органов.

Ключевые слова: правовая регламентация деятельности полиции, система нормативно-правового регулирования статуса полиции, нормативные правовые акты в правоохранительной и управленческой сфере деятельности, порядок принятия и юридическая сила нормативных правовых актов полиции, нормативный договор, классификация по органу, принявшему акт, индивидуальные правовые акты управления, лицензионные, разре-шительные, регистрационные, договорные, императивные, поручитель-ные, рекомендательные акты.

 

 

The system of regulatory status of the police of the Russian Federation

Adinyaev S.

 

The author analyzes the normative legal framework that regulates the activities of the police and determining its status in the system of law-enforcement bodies.

Keywords: legal regulation of policing the system regulatory status police regulations ak-you to law enforcement and administrative sphere of activity, order of magnitude and effect of the adoption of regulatory legal acts in litsii, regulatory agreement, the classification of the body which passed act, individual legal acts management, licensing, policy-shitelnye, registration, contractual, mandatory, surety-term, acts of recommendation.

 

Вопросы правовой регламентации деятельности правоохранительных органов тем больше становятся актуальными, чем быстрее развиваются процессы демократизации общества, освобождения общественной мысли от строгой регламентации и контроля со стороны государства.

За последние годы среди причин, объясняющих ряд недостатков в работе милиции, а теперь уже и полиции, следует назвать такие, как слабое знание законодательства России и основных международных правовых актов, защищающих права человека, что нередко является причиной неуважительного отношения к своим согражданам.

Отличительной чертой правового регулирования деятельности милиции выступала множественность его субъектов и источников, обусловленная большим числом и разнообразием решаемых задач. Для улучшения эффективности работы всех структурных звеньев милиции, повышения их авторитета наряду с организационными был проведен ряд мероприятий по совершенствованию правовой базы.

По своей природе и характеру система нормативноправового регулирования статуса по-лиции, как правоохранительного органа, связана с рядом отраслей конституционного и административного права, организацией и деятельностью прокуратуры, юстиции, нотариата, налогового и таможенного права, а также уголовного и гражданского права. Кроме того, данная система может быть разделенана ряд относительно укрупненных направлений. Это, например, нормативно-правовое регулирование борьбы с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, борьбы с нарушениями правил дорожного движения, борьбы с административными правонарушениями, деятельностью по профилактике правонарушений, борьбы с противопожарной безопасностью, укрепления общественного порядка и ряд других направлений, каждое из которых имеет определенную важность, и относительно самостоятельный характер.

Система нормативноправового регулирования статуса полиции отличается одним существенным признаком: деятельность полиции строится на специализированных, в некоторых случаях секретных, нормативных актах.

Цели, задачи, функции и методы деятельности полиции реализуются в разнообразных правовых управленческих актах. Следовательно, в целях лучшего познания их юридических особенностей важное значение имеет классификация элементов системы нормативноправового регулирования статуса полиции. Как отмечает О.Э. Лейст, «классификация способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения»[1].

В зависимости от вида выполняемых функций полиции необходимо различать нормативные правовые акты в правоохранительной и управленческой сфере деятельности.

Правоохранительные нормативные документы связаны с выполнением правоохранительных задач и функций (обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, расследование преступлений и др.) и реализуются они в сфере внешнего управления. Для реализации этих задач и функций в системе органов полиции функционируют различные подразделения, отделы, службы и т.д.

Управленческие нормативные акты связаны с функцией прогнозирования, планирования, контроля, ресурсного, правового, научнометодического обеспечения и реализуется в большей степени во внутренней среде функционирования полиции.

Большинство издаваемых полиции актов относится в актам государственного управления. Особенностью управленческих актов является то, что они направлены на регулирование и разрешение вопросов управления, возникающих в сфере внутренних дел, в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и др.

Полиция издает нормативные и индивидуальные акты управления. Издание нормативных актов управления полицией обусловлено необходимостью регулирования общественных отношений, возникающих в сфере защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Уполномоченные руководители органов полиции издают приказы, инструкции, положения, уставы и другие нормативные акты в соответствии с Приказом МВД РФ от 27.06.2003 № 484 (ред. от 19.04.2010) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России», а также Приказом МВД РФ от 04.12.2006 № 987 (ред. от 09.12.2008) «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации».

Рассмотрим некоторые классификационные признаки нормативных правовых актов.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.  Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или гражданами на референдуме. В Российской Федерации установлена следующая система законов: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Наряду с законами, принятыми на федеральном уровне, в стране действуют конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

Ядро правовой основы деятельности полиции составляет Конституция РФ. Она не содержит упоминания о полиции, однако как Основной закон государства закрепляет, во-первых, принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающихся в сфере внутренних дел, вовторых, охраняемые средством государственных  мер  ценности,  например жизнь,  здоровье, собственность, втретьих, важнейшие правила поведения всех правоохранительных и силовых структур, поскольку Конституция РФ «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.  Законы и  иные  правовые  акты,  принимаемые  в  Российской не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Основополагающее значение для деятельности полиции имеют те положения Конституции Российской Федерации, которые устанавливают запреты на осуществление определенных действий, предопределяя ряд принципов, закрепленных в главе 2 Закона о полиции.

К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся: УПК РФ (ст. 40, 40.1, 151 и др.) , КоАП РФ (ст. 12.25, 12.26, 19.3, 19.13, 23.3 и др.) , ГК РФ (ст. 227230, 1084 и др.) , федеральные законы: от 25 декабря 2008 г. № 273ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 8, 9 и др.), от 10 июня 2008 г. № 76ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (ст. 6 и др.), от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (ст. 2), от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17, 18 и 20), от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 32), от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы» , от 13 де-кабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ст. 28 и др.), от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ; Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 31851 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ч. 3 ст. 30) и некоторые другие законы.

 Правовой статус и деятельность полиции урегулирована также постановлениями Правительства РФ: от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» ; от 17 июля 1995 г. № 713 «б утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» ; от 25 апреля 1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебновоспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» ; и др.

Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые ведомственные нормативные правовые акты. Это Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях; Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений; Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и др. Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 22021 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания Генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ признаются органами дознания.

В самостоятельную группу нормативных актов по признаку юридической силы можно выделить также нормативные договоры (внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации).

В соответствии с законом «О полиции» в правовую основу деятельности полиции включены не только международные договоры Российской Федерации, как это предусматривалось Законом о милиции, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что соответствует нормам Конституции России.

В ряду наиболее значимых международноправовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. , Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/6: Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицам по поддержанию правопорядка, принятые резолюцией VIII Конгресса OOI по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 69 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г. и др.

Классификация по органу, принявшему акт, позволяет подразделять нормативные правовые акты на следующие группы: акты органов государственной власти Российской Федерации; акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления.

В новом законе «О полиции» законодатель отказался от двойного подчинения полиции и от ее организационнофункционального деления на криминальную и общественной безопасности. В организационноправовом отношении полиция конституируется не как система органов исполнительной власти, а как составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел МВД России. Таким образом, полиция представляет собой совокупность подразделений, организаций и служб МВД России и его территориальных органов.

Организационнофункциональной формой названных подразделений выступают главные управления, департаменты, управления, отделы, центры и т. которые создаются в центральном аппарате МВД России и его территориальных органах на окружном, межрегиональном, региональном и районом уровнях.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в центральном аппарате подразделениями полиции являются главные управления вневедомственной охраны, по обеспечению безопасности дорожного движения обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по противодействию экстремизму, собственной безопасности, уголовного розыска, эконом ческой безопасности и противодействия коррупции и ряд других.

Аналогичные по функциональному назначению управления и отделы территориальных органов внутренних дел также являются подразделениями полиции Кроме того, Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»  в территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровнях учреждена должность заместителя начальника соответствующего территориального органа начальника полиции.

К неправовым формам деятельности полиции относятся организационные и материальнотехнические действия.

Организационные действия выражаются в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, проведении совместных мероприятий, разработке научнообоснованных рекомендаций. К материальнотехническим действиям относятся такие операции, совершение которых несмотря на их неюридический характер, является обязательной предпосылкой правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, делопроизводство, адресносправочная работа и т.п.),

Индивидуальные правовые акты управления издаются подразделениями полиции в связи с разрешением конкретных вопросов, возникающих в сфере внутренних дел. Любое подразделение полиции в том или ином объеме обладает правом принятия индивидуальных актов управления. Органы полиции издают индивидуальные актырегуляторы и правоохранительные акты. Актырегуляторы, издаваемые на основе правовой нормы, регулируют конкретные общественные отношения, устанавливают субъективные права и обязанности участников правоотношения. Например, акт управления, разрешающий гражданину приобрести огнестрельное оружие, будет регулировать отношение этого гражданина с магазином, торгующим огнестрельным оружием, и другими органами и организациями. Органы полиции посредством издания индивидуальных актов управления оказывают активное воздействие на сам процесс развития общественных отношений в сфере внутренних дел, в сфере правопорядка.

Классификация индивидуальных административных актов по субъектам, их издающим, должна учитываться при классификации указанных актов по юридическим свойствам. Классификация индивидуальных административных актов по юридическим свойствам позволяет исследовать связь актов с правовыми нормами, место их в механизме правового регулирования, проследить взаимосвязь всех свойств акта между собой, а также с его признаками. Важным правовым фактором, который нельзя не учитывать при классификации индивидуальных актов управления, является их содержание. Анализ содержания позволяет классифицировать акты по характеру предписаний, в зависимости от особенностей управленческого воздействия, с точки зрения определенности содержания.

По характеру предписаний можно выделить: лицензионные, разрешительные, регистрационные, договорные, императивные, поручительные, рекомендательные и другие акты.

Императивные индивидуальные акты управления наиболее стабильны: контроль за их законностью осуществляют чаще всего специализированные контрольнонадзорные органы или суд.

Из содержания индивидуальных нормативных актов следует предопределение возможности их деления в зависимости от особенностей индивидуальноправового управленческого воздействия (или по методу воздействия) на обязывающие, запрещающие, управомочивающие и поощрительные.

Обязывающие акты предписывают субъектамадресатам совершать определенные действия посредством исполнения установленных актом предписаний. Управомочивающие предоставляют возможность, дозволяют, управомочивают адресата на совершение определенных, предусмотренных в них действий или поведения, или на получение материальных или нематериальных благ. Исполняются эти акты преимущественно теми, кому они адресованы, путем совершения определенных действий и т.д. Запрещающие исполняются путем воздержания от совершения указанных в них действий. Поощрительные предписания имеют всегда точно определенного адресата.

При классификации индивидуальных актов с учетом их сферы действия основаниями выступают действие актов по кругу лиц и во времени.

Подробно рассматривать действие исследуемых актов в пространстве, равно как выделять на этом основании их группы, представляется нецелесообразным.

Важное значение имеет классификация, за основу которой избран круг лиц, для которых индивидуальные акты управления являются обязательными.

По этому основанию можно выделить:

а) внутренние;

б) внешние индивидуальные акты.

К первой группе относятся акты, характеризующиеся следующими чертами: субъект управления, принимающий индивидуальные акты, именуемые внутренними, решает посредством их вопросы, не вступая при этом ни в какие правоотношения с лицами или организациями, находящимися вне аппарата данного органа.

Внутренние акты в зависимости от категорий сотрудников полиции могут быть адресованы либо руководящему, основному или вспомогательному составу, либо, например, могут непосредственно адресоваться остальным сотрудникам полиции отдела или управления, занятым выполнением своих должностных обязанностей. Своевременное и точное исполнение внутренних индивидуальных актов относится к числу основных обязанностей сотрудников.

Таким образом, внутренние индивидуальные акты всегда тесно связаны с организацией органа управления, его деятельностью (акты внутриорганизационной деятельности аппарата органа) или обеспечением нормального функционирования органа, хода производственной или иной хозяйственной деятельности.

Если использовать критерий формы, то в зависимости от аспектов проблемы можно выделить следующие группы индивидуальных актов: по способу внешнего выражения словесные (устные и письменные) и конклюдентные.

Среди устных актов можно различать акты, принимаемые должностным лицом при приеме подчиненных, граждан и т.д., на заседаниях, совещаниях и т.п., то есть в процессе непосредственного общения лица, отдающего предписания, и лица, которому эти предписания непосредственно адресованы; конклюдентные акты, это акты, доводимые до исполнителей с помощью различного рода технических средств; акты, передаваемые посредством разного рода сигналов, жестов, например, при обеспечении безопасности дорожного движения и других конклюдентных действий.

Индивидуальные акты могут быть внешне выражены в совершении определенных предусмотренных законодательством физических действий.

Многочисленны и разнообразны по своему содержанию индивидуальные акты, имеющие форму приказов. Анализ действующего законодательства и практики МВД России свидетельствует о том, что приказы наиболее распространенная и часто встречающаяся форма правовых актов, особенно индивидуальных. Надо подчеркнуть, что для многих органов управления, должностных лиц (директор предприятия, научноисследовательского института и т.д.) приказ единственная закрепленная за ними действующим законодательством форма, в которую они должны облекать свои акты. Важно отметить, что законодатель или иной орган, устанавливая форму акта приказ, как правило, указывает конкретное должностное лицо, управомоченное принимать акты в такой форме.

Однако в ряде случаев нормы о компетенции отдельных органов управления закрепляют право издания приказов по этому органу (приказы начальника органа полиции).

Приказы могут быть и нормативными, и индивидуальными, но всегда являются актами единоличного распорядительства. Подписываются лицом, уполномоченным их принимать. Приказы могут быть выражены как в письменной, так и в устной форме, если последняя не противоречит законодательству.

В нормах о компетенции большого числа органов управления установлено, что руководители этих органов в пределах своей компетенции помимо приказов издают инструкции и дают указания. Если говорить об инструкциях, то сложившаяся практика свидетельствует, что акты с таким наименованием всегда нормативны. В качестве примера можно привести такие нормативные акты, как Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне; Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативнорозыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; и некоторые другие нормативные правовые акты.

Положения в большинстве своем статутные акты. В них в систематизированном виде определяются порядок образования органов исполнительной власти и их структурных подразделений, а также полномочия и организация их работы. Положения устанавливают порядок реализации отдельных функций, возложенных на органы государственного управления, статус различных документов, государственных наград и почетных званий Российской Федерации[2].

В наставлениях содержатся нормы о порядке (способе) действия конкретных служб, органов и подразделений по выполнению возложенных на них задач[3]. Правила устанавливают порядок осуществления отдельных видов деятельности[4]. Уставы являются кодифицированным нормативным актом (сводом правил). Они содержат систематизированное изложение норм, регламентирующих определенный вид деятельности[5]. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Указания это, как правило, устные индивидуальные акты. К тому же обязательны указания обычно для подчиненных организаций и лиц, структурных подразделений, например, для организаций и должностных лиц, входящих в систему данного министерства. К сожалению, ни законодательство, ни практика не ответили на вопрос, могут ли иметь наименование «указание» только индивидуальные акты либо все правовые акты данного органа[6]. Указаниями следовало бы именовать преимущественно индивидуальные акты управления как устные, так и письменные.

Далее по форме наряду с перечисленными выделяется следующая группа индивидуальных актов управления распоряжения. Практика показывает, что распоряжения, как правило, индивидуальные акты, принимаемые в порядке единоличного распорядительства. Они предназначены для разрешения текущих вопросов государственного управления. Распоряжения принимаются на различных уровнях управления (например, такая форма актов закреплена в Конституции Российской Федерации за Правительством Российской Федерации).

Большая и значимая группа индивидуальных актов именуется распоряжениями. Последние могут быть индивидуальными, так и нормативными, при этом удельный вес нормативных распоряжений невелик.

Таким образом, из приведенной классификации индивидуальных административных актов по форме и наименованию можно заключить, что пока не представляется возможным со всей уверенностью сказать, какое наименование используется на практике только для индивидуальных актов. И постановления, и указания, и приказы (за исключением инструкций) могут быть как нормативными, так и индивидуальными. Нельзя также в каждом конкретном случае установить, какое наименование должны иметь устные акты. Затруднительно делать, кроме того, общие выводы относительно порядка принятия для всех групп индивидуальных актов, носящих то или иное наименование. Определяя порядок принятия индивидуальных актов, носящих различные наименования, нужно всегда помнить об органе, его принимающем. Изложенное свидетельствует о нецелесообразности использования критерия наименования для разграничения индивидуальных и нормативных актов, а также внутри системы самих индивидуальных актов управления. Между тем, это единственный элемент формы, по которому в принципе такое разграничение могло бы проводиться.

Такое положение обусловлено рядом причин, в первую очередь, отсутствием в правовой науке и в практике государственного управления достаточно четкого критерия нормативности, наличия «смешанных» актов. Это не позволяет решить вопрос о том, какое содержание должно облекаться в ту или иную форму. В результате можно сделать следующие выводы.

1.            Под системой нормативноправового регулирования статуса полиции понимается система нормативноправовых актов властного характера и в сфере в области обеспечения защиты прав и свобод граждан, законности, охраны собственности, общественного порядка и противодействия преступности на федеральном, окружном, региональном и местном уровнях, принимаемые соответствующими государственными органам для реализации поставленных перед полицией целей.

2.            В системе нормативноправового регулирования статуса полиции необходимо различать нормативноправовые акты, связанные с выполнением собственно правоохранительной функции и управленческие нормативноправовые акты, связанные с функцией прогнозирования, планирования, ресурсного (кадрового, информационного, материальнотехнического, финансового), правового, научнометодического обеспечения, регулирования и контроля.

3.            В зависимости от юридических последствий нормативноправовые акты в системе нормативноправового регулирования статуса полиции можно разделить на правовые, неправовые и иные юридически значимые действия. К первым относится правоустановительная и правоприменительная деятельность, итогом которых является издание нормативного акта. Иными юридически значимыми действиями будет являться применение правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. Не правовые это организационные действия и материальнотехнические действия выражающиеся в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах и другие.

4.            По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые системы нормативноправового регулирования статуса полиции подразделяются на законы и подзаконные акты.

5.            В самостоятельную группу нормативных актов системы нормативноправового регулирования статуса полиции по признаку юридической силы можно выделить также нормативные договоры (внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации).

6.            Классификация по органу, принявшему акт, позволяет подразделять нормативные правовые акты на следующие группы: акты органов государственной власти Российской Федерации; акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления.

 

Библиография

1 Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. —  М., 1981.  С. 61.

2 Положение о паспорте гражданина Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.

3 Наставление по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безо-пасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: При-ложение к приказу № 297 от 20 апреля 1999 г. // Российская газета.1999. 25 мая.

4 Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений: Ут-верждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. // СЗ РФ 1999.  № 52.  Ст. 6396.

5 Устав Патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации: Утвержден приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 января 1993 г. № 17 .

6 Васильев Р.Ф. Об определении понятия актов управления через форму управленческой деятельности // Вестник Московского университета. Право.  1996. № 2.  С. 20-28.