Реклама
Статья

Совершенствование законодательства об исполнительном производстве

9 марта 2011 г. Государственной думой был принят в первом чтении проект федерального закона № 442340-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона “Об исполнительном производстве”», внесенный на рассмотрение членом Совета Федерации ФС А.Г. Лысковым.

9 марта 2011 г. Государственной думой был принят в первом чтении проект федерального закона № 442340-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона “Об исполнительном производстве”», внесенный на рассмотрение членом Совета Федерации ФС А.Г. Лысковым.
Законопроект направлен на повышение эффективности исполнения актов судов, иных органов и должностных лиц о взыскании штрафов, принимаемых по делам об административных правонарушениях, а также устранение имеющихся пробелов правового регулирования вопросов исполнения указанных решений.
 
Для реализации поставленной цели законопроектом предлагается внести в ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ изменения, увеличивающие нижний предел административного штрафа за неуплату административного штрафа до 1000 руб. (в настоящее время установлена административная ответственность в двукратном размере от суммы штрафа за неуплату административного штрафа).
По мнению ФССП России, указанная новелла направлена на мотивацию лиц, привлеченных к административной ответственности, к уплате административного штрафа в добровольном порядке.
Кроме того, законопроектом также вносятся изменения в ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ и ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливающие дополнительные требования к органам, должностным лицам, вынесшим постановление о наложении административного штрафа, об обязательном проставлении отметки о неуплате должником штрафа в постановлении и направлении его в течение 3 суток судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Информация в виде отметки о неуплате должником штрафа будет являться подтверждением необходимости применения в отношении лица, не уплатившего административный штраф, процедуры принудительного взыскания штрафа.
По мнению ФССП России, такое законодательное регулирование позволит исключить случаи возбуждения исполнительного производства в отношении лиц, которые уже уплатили административный штраф.
С учетом изложенного ФССП России считает, что указанный законопроект будет способствовать повышению эффективности системы исполнения постановлений о наложении административного штрафа.
 
11 марта 2011 г. Государственной думой был принят в первом чтении проект федерального закона № 432316-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “Об исполнительном производстве"» (о введении общего порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в исполнительном производстве), внесенный на рассмотрение председателем Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигиным и депутатом  Госдумы М.В. Бабичем.
Законопроектом предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, позволяющие привлекать к административной ответственности на общих основаниях военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также лиц, имеющих специальное или воинское звание, находящихся на соответствующих должностях, в случае совершения ими административного проступка, не связанного с исполнением профессиональных обязанностей (за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве).
По мнению ФССП России, принятие законопроекта позволит обеспечить реальное выполнение принципа неотвратимости административной ответственности за совершенное правонарушение указанными лицами.
Законопроектом также предлагается установить общий порядок привлечения лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, к административной ответственности, путем возложения на ФССП России обязанности по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ч. 2 ст. 17.3, ст. 17.8, частями 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15, что, по мнению ФССП России, позволит снизить нагрузку на судебные органы, связанную с рассмотрением дел об административных правонарушениях, подведомственных ФССП России.
Кроме того, в законопроекте предусмотрено наделение ФССП России функциями по приводу лиц, участие которых признается обязательным при рассмотрении дела об административном правонарушении, в суд или к судебному приставу.
В настоящее время по гражданским и уголовным делам приводы осуществляют судебные приставы, а при рассмотрении дел об административных правонарушениях — органы внутренних дел (полиция).
По мнению ФССП России, предлагаемая в законопроекте унификация приводов позволит сосредоточить указанные функции в рамках одного государственного органа исполнительной власти — ФССП России, сохранив за органами внутренних дел функции осуществления привода к иным органам (несудебным) и должностным лицам, рассматривающим дела об административном правонарушении.
В Минюсте России готовится законопроект об уголовном наказании граждан за злостное неисполнение решения суда. В уголовном законодательстве планируется предусмотреть возможность привлечения к ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса РФ (злостное неисполнение вступившего в силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также арбитражных управляющих.
Сейчас уголовной ответственности по данной статье подлежат только представители власти, госслужащие, служащие органа местного самоуправления, а также служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства перед законом, судом. Проект также предусматривает, что должностные лица будут нести более серьезную ответственность за совершение такого преступления, включая лишение свободы на срок до 5 лет.
ФССП России ходатайствовала также о рассмотрении проблемных вопросов применения ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты алиментов) в ходе запланированного в первом полугодии 2011 года изучения Верховным судом РФ практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей. Причина этому — отсутствие определения понятия «злостность».
В соответствии со сложившейся судебной практикой для квалификации действий виновных по ст. 157 УК РФ необходимо наличие не менее двух письменных предупреждений об уголовной ответственности за неисполнение судебных решений, а также принятие комплекса мер принудительного воздействия, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Такой сложный механизм возбуждения уголовных дел данной категории зачастую не позволяет дознавателям ФССП России реализовать в полном объеме уголовно-процессуальные полномочия.
 
11 марта 2011 г. Госдумой одобрен проект федерального закона № 460139-5
«О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве"и статью 8 Федерального закона “О судебных приставах"», внесенный на рассмотрение 23 ноября 2010 г. председателем Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигиным. 7 декабря 2010 г. в состав инициаторов законопроекта вошел член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Д. Вяткин.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, в соответствии с подп. 5 п. 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», ФССП России создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности.
Несмотря на наличие правовой основы для создания и ведения банков данных в исполнительном производстве, в действующем законодательстве отсутствует порядок реализации указанного полномочия ФССП России.
В целях восполнения существующего пробела и был подготовлен данный законопроект. Им предлагается дополнить главу 1 «Основные положения» Федерального закона «Об исполнительном производстве» статьей 6.1, определяющей порядок формирования и ведения банка данных в исполнительном производстве.
В банке данных о возбужденных исполнительных производствах в обязательном порядке будут размещаться общедоступные сведения об исполнительных производствах, в частности:
1) наименование суда, другого органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ;
2) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
3) номер исполнительного документа;
4) дата возбуждения исполнительного производства;
5) номер исполнительного производства;
6) должник (для граждан — фамилия, имя, отчество; для организаций — наименование и юридический адрес);
7) характер требования, содержащегося в исполнительном документе (за исключением сведений о характере требований, содержащихся в исполнительных документах, выданных на основании судебных актов, тексты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат размещению в сети Интернет);
8) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
9) объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка.
При этом сведения, содержащие персональные данные физических лиц, а также сведения, содержащиеся в текстах судебных актов, которые в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», не подлежат размещению в сети Интернет, не будут размещаться в открытом доступе.
По мнению авторов законопроекта, размещение сведений об исполнительных производствах в банке данных о возбужденных исполнительных производствах будет способствовать оперативному получению должниками информации о том, что в отношении них возбуждено исполнительное производство, что позволит добросовестным должникам своевременно исполнить требования исполнительного документа.
Банк данных о возбужденных исполнительных производствах будет создан на официальном сайте ФССП России, ежегодное обслуживание которого осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете для ФССП России. Соответственно в связи с принятием законопроекта дополнительных ассигнований из федерального бюджета не потребуется[1].
8 апреля 2011 г. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект № 367703-5 «О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 КоАП РФ и статью 21 Федерального закона “Об исполнительном производстве”», предусматривающий увеличение с года до двух лет срока, в течение которого исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению, а также срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания.
Законопроект претерпел существенные изменения: были внесены четыре поправки, две из которых касались увеличения до двух лет срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ), а также сроков предъявления исполнительных документов к исполнению (ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Ранее председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин обращал внимание на то, что, как показывает практика, один год — явно недостаточный срок для исполнения ФССП России исполнительного документа и потому ежегодно несколько миллионов документов прекращаются неисполнением, а это нецелесообразная трата средств налогоплательщиков. Как отмечается в пояснительной записке к документу, в 2009 году количество исполнительных производств, оконченных в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении), составило 1,48 млн (на сумму 1,794 млрд руб.).
Кроме того, в связи с принятием поправок (в случае принятия закона) закон вступит в силу не через 90 дней, как предполагалось изначально, а с момента подписания. При этом положения ст. 31.9 КоАП РФ и ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» будут применяться к постановлениям о назначении административного наказания, вступившим в законную силу после дня вступления в силу этого закона.
 
_____________________
Обзор новостей о законодательстве об исполнительном производстве подготовлен по материалам официального сайта ФССП России и интернет-сайта СПС «Право. ru» http://pravo.ru/tags/3415/?click=1
1 Директор ФССП России А. Парфенчиков еще в 2010 году  на проходившей в Петербурге международной конференции «Принудительное исполнение актов судов и иных органов» сообщил, что ФССП России прорабатывает возможность создания интернет-реестра должников из числа физических лиц с приданием ему официального статуса. Инициатива ФССП России основывается на вступившем в силу с 1 июля 2010 г. Федеральном законе от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»,  а также на положительном опыте Германии. А. Парфенчиков убежден, что Интернет способен помочь и в решении других задач, стоящих перед ФССП России. В частности, введение системы электронных торгов поможет решить ряд проблем с реализацией арестованного имущества незначительной стоимости.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 12 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 12 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 12 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 12 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 12 дней назад