Реклама
Статья

Совершенствование законодательства об исполнительном производстве и о судебных приставах

11 июля 2011 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве" и статью 8 Федерального закона “О судебных приставах"» (законопроект внесен депутатами Государственной думы В.Н. Плигиным, Д.Ф. Вяткиным и В.С. Груздевым). Федеральный закон № 196-ФЗ направлен на совершенствование механизма исполнительного производства путем создания банка данных, в том числе в электронном виде, содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

11 июля 2011 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 196-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве" и статью 8 Федерального закона “О судебных приставах"» (законопроект внесен депутатами Государственной думы В.Н. Плигиным, Д.Ф. Вяткиным и В.С. Груздевым).
Федеральный закон № 196-ФЗ направлен на совершенствование механизма исполнительного производства путем создания банка данных, в том числе в электронном виде, содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
 
В Федеральный закон «О судебных приставах» вносится изменение, дополняющее полномочия главного судебного пристава Российской Федерации новым  — определять порядок формирования и ведения банка данных, необходимого для выполнения задач, возложенных на судебных приставов.
В Федеральном законе № 196-ФЗ устанавливается перечень сведений, подлежащих размещению в открытом доступе и являющихся общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества.
В соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ к общедоступным сведениям, содержащимся в банке данных о возбужденных исполнительных производствах, относятся следующие: дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; номер исполнительного документа; дата возбуждения исполнительного производства; номер исполнительного производства; наименование должника (для граждан — фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения; для организаций — наименование и юридический адрес); наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка — фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения).
Кроме того, в указанный банк включается также требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети Интернет, и данных о взыскателе.
По мнению ФССП России, создание банка данных позволит должникам оперативно получать информацию о возбужденных в отношении них исполнительных производствах в целях своевременного исполнения ими требований исполнительного документа.
Положения Федерального закона, касающиеся создания банка данных, вступают в силу с 1 января 2012 г.
 
18 июля 2011 г. Президентом РФ подписаны:
Федеральный закон № 225-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “Об исполнительном производстве"» (законопроект внесен  депутатами Государственной думы В.Н. Плигиным и М.В. Бабичем);
Федеральный закон № 226-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона “Об исполнительном производстве"» (законопроект внесен членом Совета Федерации А.Г. Лысковым);
Федеральный закон № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» (законопроект внесен Правительством РФ).
 
Федеральным законом № 225-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “Об исполнительном производстве”» расширен перечень статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также лица, имеющие специальное или воинское звание, могут привлекаться к административной ответственности на общих основаниях, если они совершили нарушение, не связанное с исполнением своих профессиональных обязанностей. К таковым отнесены статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
До внесения данных изменений наказания, предусмотренные ранее действовавшими статьями КоАП РФ и Федерального закона «Об исполнительном производстве», к военнослужащим не применялись; военнослужащие могли быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности за нарушение воинской дисциплины в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495).
Таким образом, в целях обеспечения принципа неотвратимости административной ответственности законодательно решена проблема привлечения указанных лиц к административной ответственности за правонарушения в области исполнительного производства.
Федеральным законом № 225-ФЗ устанавливается также общий порядок привлечения лиц, виновных в нарушении законодательства об исполнительном производстве, к административной ответственности путем исключения возможности назначения административного наказания без составления протокола, а также возложения на должностных лиц ФССП России полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.26, частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ. Эта новелла будет способствовать эффективной реализации полномочий административной юрисдикции должностными лицами ФССП России, оперативному рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также позволит снизить нагрузку судебных органов, связанную с рассмотрением административных дел по правонарушениям, выявляемым Службой.
Федеральный закон № 225-ФЗ возлагает на должностных лиц ФССП России полномочия по осуществлению привода в суд лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В настоящее время данными полномочиями обладают органы внутренних дел.
Указанные изменения направлены на исключение дублирования функций разных федеральных органов исполнительной власти в целях сосредоточения функции по осуществлению приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд, в рамках одного органа — ФССП России, — осуществляющего в соответствии с действующим законодательством приводы в суды по гражданским и уголовным делам. При этом за органами внутренних дел сохраняется функция осуществления привода в иные (несудебные) органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Кроме того, Федеральным законом № 225-ФЗ предусмотрены отдельные изменения, уточняющие срок административного приостановления деятельности, порядок подачи жалобы в порядке подчиненности, а также полномочия заместителя старшего судебного пристава.
Федеральный закон № 225-ФЗ вступил в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, возлагающих на ФССП России полномочия по осуществлению привода в суд лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Указанная норма вступает в силу с 1 января 2012 г.
 
Федеральный закон № 226-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"» направлен на повышение эффективности исполнения актов судов, иных органов и должностных лиц о взыскании штрафов, налагаемых за административные правонарушения, а также на устранение пробелов правового регулирования исполнения указанных решений.
Федеральным законом № 226-ФЗ в ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ вносятся изменения, увеличивающие нижний предел административного штрафа до 1 тыс. руб. за неуплату административного штрафа. Теперь неуплата административного штрафа повлечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 тыс. руб. Указанная новелла направлена на мотивацию лиц, привлеченных к административной ответственности, к уплате административного штрафа в добровольном порядке.
Федеральным законом № 226-ФЗ также вносятся изменения в ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ и в ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающие дополнительные требования к органам, должностным лицам, вынесшим постановление о наложении административного штрафа, об обязательном проставлении отметки о неуплате должником штрафа в постановлении и направлении его в течение 3 суток судебному приставу-исполнителю для исполнения.
По мнению ФССП России, информация в виде отметки о неуплате должником штрафа будет являться подтверждением необходимости применения в отношении лица, не уплатившего административный штраф, процедуры принудительного взыскания штрафа; соответственно, такое законодательное регулирование позволит исключить случаи возбуждения исполнительного производства в отношении лиц, которые уже уплатили административный штраф.
Федеральный закон № 226-ФЗ вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» направлен на устранение не урегулированных законодательством Российской Федерации вопросов, касающихся деятельности автономных учреждений, связанных, в частности, с обращением взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусмотрен порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. При этом пунктами 11 и 12 ч. 20 ст. 30 указанного закона предусмотрено два случая обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве»:
— если счета бюджетному учреждению-должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации;
— если невозможно обратить взыскание на денежные средства бюджетного учреждения-должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более 3 месяцев.
В Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» вносятся изменения, предусматривающие, что обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ для бюджетных учреждений. По мнению ФССП России, Федеральный закон № 239-ФЗ позволит устранить неопределенность в порядке обращения взыскания на имущество автономных учреждений, наделив наравне с органами Федерального казначейства соответствующими полномочиями Службу.
 
25 июля 2011 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных"» (законопроект внесен депутатом Государственной думы В.М. Резником).
Федеральный закон № 261-ФЗ подготовлен с целью уточнения ряда положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», неоднозначность которых была выявлена в процессе его правоприменения. В частности, уточняются положения, устанавливающие правовые основы обработки персональных данных и определяющие систему правового регулирования отношений в области обработки персональных данных в целях создания правовых условий защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Федеральный закон № 261-ФЗ также затрагивает сферу деятельности Федеральной службы судебных приставов: внесены изменения уточняющего характера в статьи 6 и 11 Федерального закона «О персональных данных», согласно которым обработка персональных данных, в том числе биометрических, без согласия субъекта персональных данных допускается в связи с исполнением судебных актов, актов других органов или должностных лиц, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
По мнению ФССП России, указанные изменения являются актуальными для Службы и корреспондируют с положениями статей 12 и 14 Федерального закона «О судебных приставах» и ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми судебные приставы обладают полномочиями по получению и обработке персональных данных при условии, что они необходимы в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
 
Об изменениях в Положении о Федеральной службе судебных приставов.
Указами Президента РФ от 05.09.2011  № 1145 и от 23.09.2011 № 1240 внесены изменения в Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004  № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».
Прежде всего уточнены полномочия ФССП России, в том числе установлено, что ФССП России обеспечивает охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов. В пределах своей компетенции ФССП России осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях.
С 1 января 2012 г. ФССП России будет осуществлять полномочия по розыску должника, его имущества, а также розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией. Кроме того, к задачам ФССП России отнесены не только организация, но и осуществление принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
 
 
Материал раздела предоставлен пресс-службой ФССП России

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 13 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 13 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 13 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 13 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 13 дней назад