В.Д. СИМУХИН,
кандидат юридических наук, профессор, завкафедрой теории и истории государства и права
МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права»
 
Конституция РФ в ч. 2 ст. 32 предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Данное положение имеет большое значение, так как определяет участие граждан России в управлении делами государства. Гарантами соблюдения законности в области избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации являются правоохранительные, регулятивные, запретительные нормы, предусмотренные КоАП РФ.
 Состав административного правонарушения является информационной предпосылкой административного правонарушения определенного вида. В практической деятельности судебных и правоприменительных органов, должностных лиц информационная модель административного правонарушения, во-первых, указывает на требования закона (например, мы говорим, что состав ст. 5.9 КоАП РФ (нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности) включает соответствующие правовые признаки данного административного правонарушения); во-вторых, разъясняет свойства совершенного конкретного деяния, а правоприменитель при административном расследовании должен установить обстоятельства правонарушения и изучить доказательства по данному делу (ст. 26 КоАП РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, служащих основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, применяющий оспариваемое решение в соответствии с ч. 4 ст. 210, ст. 65 АПК РФ; кроме этой нормы, государственному институту необходимо учитывать положения ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности.
Правовое значение состава административного правонарушения прежде всего заключается в том, что состав служит юридическим основанием привлечения к административной ответственности лица, совершившего противоправное деяние (ст. 26.1 КоАП РФ).
Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное научное и практическое значение, так как способствует правильному определению деяния судебными и юрисдикционными органами субъектов административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, оказывает профилактическое воздействие, повышает общую правовую культуру населения[1].
Во втором разделе КоАП РФ указаны два правовых критерия отнесения правонарушений к административным нарушениям: отрасль и объект посягательства.
Непосредственным объектом посягательства как юридического признака конкретного административного правонарушения избирательного законодательства является несоблюдение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9 КоАП РФ).
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется системой законодательных норм и правил, регулируемых административно-правовыми средствами и юридически значимыми признаками, важным внешним проявлением которых является деяние[2].
Признаки, содержащиеся в норме закона и в конкретном деянии, неидентичны. Признаки деликтной нормы представляют собой более высокий уровень абстракции, чем признаки единичного явления — конкретного административного правонарушения. В связи с этим целесообразно пользоваться понятием «состав административного правонарушения» только в одном нормативно-правовом смысле.
Если каждый признак конкретного административного правонарушения входит в обобщенный признак состава, соотносится с ним (так же как единичный предмет соотносится с определенным классом предметов), то тогда в деянии этих лиц (физических и (или) юридических) есть состав административного правонарушения. При несоответствии хотя бы одного признака основания для наступления административной ответственности отсутствуют.
Особое значение для квалификации административного правонарушения имеют время (например, дата выборов) и место совершения административного правонарушения. Соответствующие действия лиц могут рассматриваться как нарушения права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1 КоАП РФ).
Отнесение деяния к административному правонарушению также зависит от средств и способов совершения. Средства совершения: подкуп избирателей, участников референдума, незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня для голосования на референдуме — все это образует состав административного правонарушения с другими юридическими факторами. Способ совершения административного правонарушения — это последовательные приемы, применяемые правонарушителями, например, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ).
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной — одним из важнейших субъективных оснований, без которого административная ответственность не может состояться.
Субъектами административного правонарушения являются:
· лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ);
· юридические лица, предусмотренные статьями второго раздела Особенной части
КоАП РФ;
· должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим
исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Цель и мотив совершения административного правонарушения также являются важными элементами состава. КоАП РФ в ст. 2.2 регламентирует формы вины и указывает на вредные последствия подобных правонарушений.
КоАП РФ в ч. 5 ст. 28.3 предоставляет право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3—5.5, 5.8—5.10, 5.12, 5.15, 5.17—5.20, 5.47, 5.50, 5.51, членам избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. В данную норму желательно внести уточнения о том, что председатель, члены Центральной избирательной комиссии, а также территориальные и участковые избирательные комиссии референдума имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23—5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, возбуждаются прокурором. В связи с этим представляется правильным сосредоточить в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, участников референдума» статьи 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56, а статьи, регулирующие трудовые отношения, объединить в главе «Административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан». Некоторую дифференциацию следует предусмотреть и по другим главам КоАП РФ.
Важной составляющей положений КоАП РФ являются нормы об определении лиц, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях: судий, органов, должностных лиц (глава 23 КоАП РФ).
Таким образом, состав административного правонарушения следует считать необходимым и единственным основанием административной ответственности, а кроме этого, и юридическим основанием квалификации административных правонарушений.
Такой подход согласуется с правовыми позициями Конституции РФ, согласно которым общий правовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности деликтной правовой нормы КоАП РФ вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
Неопределенность содержания административной деликтной нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произвольному толкованию, а значит, к нарушению принципов равенства и верховенства закона.
 
Библиография
1 См.: Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учеб. пособие. — М., 2004.
2 См.: Бюллетень ВС РФ. 2005. № 6. С. 3—12.