М.Г. ЖУЛИНА,
начальник отдела судебной защиты и судебно-аналитической деятельности Правового управления Федеральной службы судебных приставов
М.Н. ЕЛИСЕЕВА,
ведущий консультант отдела международного сотрудничества и организации исполнения международных обязательств Правового управления Федеральной службы судебных приставов
 
В пункте 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. закреплено право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
 
Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано ст. 46 Конституции РФ.
4 мая 2010 г. вступили в силу федеральные законы от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее — Закон о компенсации) и № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"».
Принятие Закона о компенсации обусловлено необходимостью выполнения требований Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о создании эффективного внутригосударственного средства правовой защиты в связи с выявленными случаями несоблюдения разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. Под эффективным средством правовой защиты понимается комплекс определенных мер, направленных на предотвращение нарушения права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также на обеспечение быстрого и адекватного восстановления нарушенных прав, включая возмещение ущерба (постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 «Бурдов (Burdov) против Российской Федерации» (№ 2), постановление ЕСПЧ от 10.04.2008 «Вассерман (Wasserman) против Российской Федерации» (№ 2)).
Следует отметить, что в ряде зарубежных стран, в частности в Чехии, Австрии, Словении, Словакии, Хорватии, Португалии, Польше и Италии, были приняты и в настоящее время действуют аналогичные законодательные акты, касающиеся выплаты компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Например, Закон Чешской Республики № 192/2003 ввел в Закон № 6/2002 «О судах и судьях» (вступил в силу 1 июля 2004 г.) статью 174а, в соответствии с которой сторона, полагающая, что производство длится слишком долго, может ходатайствовать об установлении сроков завершения процессуальных действий (так называемое прошение об установлении срока для осуществления процессуального действия). Этот срок устанавливается в течение 20 рабочих дней вышестоящим судом, если суд считает данное ходатайство обоснованным. Суд,  действия которого подлежат рассмотрению, обязан соблюдать данные сроки, и невозможно обжаловать решение об установлении (об отказе от установления) срока.
Следует отметить, что указанное выше прошение может быть подано только в том случае, если заинтересованное лицо предварительно безрезультатно обращалось в уполномоченный судебный орган с жалобой на задержки в судопроизводстве.
Если компетентный судебный орган выносит заключение о том, что прошение об установлении срока обоснованно (учитывается сложность дела, цель процесса для истца, поведение участников или сторон процесса и ведение дела судом) и в процессе действительно наблюдаются задержки, этот судебный орган в обязательном порядке назначает срок для принятия процессуального акта, о котором идет речь в прошении. Если прошение будет признано обоснованным, судебные издержки, относящиеся к прошению, оплачиваются государством.
Постановление, которым компетентный судебный орган вынес решение по прошению об установлении срока, доводится до сведения истца и суда, о котором идет речь в прошении. Судебное решение по прошению об установлении срока не подлежит никакому обжалованию.
Кроме того, Законом № 160/2006 внесено изменение в Закон № 82/1998 «Об ответственности за ущерб, причиненный при выполнении служебных обязанностей решением либо неправильными действиями должностных лиц» (далее — Закон № 82), предусматривающее возмещение материального и морального ущерба, причиненного заявителям по причине чрезмерной длительности производства. Заявители могут обратиться с жалобой в Министерство юстиции Чешской Республики, и если они не будут удовлетворены результатом предварительного рассмотрения жалобы, то могут подать кассационную жалобу в суд.
Так, ст. 13 Закона № 82 закрепляет, что государство отвечает за ущерб, нанесенный в результате неправомерного ведения дела. В частности, неправомерным ведением дела считается нарушение обязательства вынести решение в срок, установленный законом. Если законом не установлен срок для совершения действия или принятия решения, также считается неправомерным ведением дела нарушение обязательства осуществлять действие или выносить решение в разумный срок. Потерпевший может требовать возмещения убытков в суде, только если его право на возмещение не было в полной мере удовлетворено в течение 6 месяцев со дня вступления решения в силу (ст. 15 Закона № 82).
В соответствии с положениями ст. 91 Закона Австрийской Республики № 217/1896 «Об организации судебной системы» (с изменениями, внесенными Законом № 343/1989) сторона процесса вправе подать в вышестоящий суд заявление с просьбой о назначении разумного срока для совершения процессуального действия, если суд, выносящий решение по существу дела, задерживает совершение подобного действия.
В данном случае речь может идти, например, о том, чтобы назначить слушание, провести экспертизу или вынести решение. Суд, которому вменяются в вину проволочки, должен немедленно представить это заявление вышестоящему суду с приложением своих замечаний либо сам в течение 4 недель совершить все требуемые действия, о чем должен информировать истца. Если истец не объявляет о сохранении своего заявления в течение 14 дней после уведомления о совершенных актах, считается, что он от заявления отказался. Заявление является объектом решения коллегии из трех судей, действующих с максимальной быстротой; их решение не подлежит обжалованию.
Вместе с тем, в отличие от законодательства Чешской Республики, данное заявление (прошение) подается непосредственно в суд, т. е. отсутствует требование о том, чтобы это заявление было подано заинтересованным лицом сначала в уполномоченный судебный орган (с жалобой на задержки в судопроизводстве), который вынес отрицательное решение.
Законодательство Республики Словения позволяет подать прошение о возмещении убытков только в том случае, если тяжущийся уже использовал один из доступных способов правовой защиты —обжалование в вышестоящем органе или прошение об установлении срока.

Читать полностью...