Реклама
Статья

Статусные положения, обусловливающие системную целостность органов внутренних дел в России

О.А. СТЕПАНОВ, кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД России Учитывая цели, задачи и функции органов внутренних дел в рамках подготовки и проведения административной реформы в стране, следует исходить из того, что такие органы прежде всего должны ассоциироваться с системой государственных органов Российской Федерации, которая призвана обеспечивать противодействие противоправным явлениям, общественную безопасность, безопасность личности на основе положений Конституции РФ, принципов и норм международного права.

О.А. СТЕПАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД России

 

Учитывая цели, задачи и функции органов внутренних дел в рамках подготовки и проведения административной реформы в стране, следует исходить из того, что такие органы прежде всего должны ассоциироваться с системой государственных органов Российской Федерации, которая призвана обеспечивать противодействие противоправным явлениям, общественную безопасность, безопасность личности на основе положений Конституции РФ, принципов и норм международного права.

Данная система должна выполнять следующие задачи:

· соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина;

· предупреждать, выявлять преступления и иные правонарушения, устанавливать лиц, их совершивших;

· производить дознание и предварительное следствие;

· охранять и защищать частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности;

· заниматься поиском и анализом информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической, информационной безопасности, безопасности дорожного движения в Российской Федерации;

· реализовывать миграционную политику государства;

· оказывать помощь личности (в пределах своей компетенции), государственным и муниципальным служащим, предприятиям, учреждениям, общественным объединениям, организациям общественной самодеятельности, органам местного самоуправления в осуществлении их прав, свобод и законных интересов.

В качестве основных направлений деятельности органов внутренних дел следует рассматривать:

· деятельность подразделений службы криминальной милиции по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, преступными сообществами, с экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков, с преступлениями в сфере высоких технологий; по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел, а также проведению оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий;

· деятельность подразделений службы милиции общественной безопасности по охране общественного порядка, обеспечению личной и общественной безопасности граждан в городах и других населенных пунктах, в том числе по договорам охраны имущества граждан и юридических лиц, а также на железнодорожном, воздушном, морском, речном транспорте, на особо важных и режимных объектах;

· лицензионно-разрешительную деятельность;

· деятельность подразделений паспортно-визовой и миграционной служб по контролю и анализу за процессами миграции населения и обеспечению правил пребывания в стране иностранных граждан и лиц без гражданства;

· деятельность подразделений службы тыла по материально-техническому, финансовому, медицинскому обеспечению органов внутренних дел, а также вопросам организации капитального строительства;

· деятельность подразделений по кадровому, координационному, правовому, информационному, контрольно-ревизионному обеспечению органов внутренних дел, а также вопросам международного сотрудничества;

· деятельность подразделений по расследованию преступлений.

Правовой основой указанных видов деятельности органов внутренних дел являются положения Конституции РФ, общепризнанные нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов, ведомственных и иных нормативных актов Российской Федерации, конституций республик, уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, изданных в пределах их компетенции.

Деятельность органов внутренних дел должна осуществляться на основе следующих принципов: приоритета права; верховенства закона; уважения прав и свобод человека и гражданина; законности; гуманизма; гласности; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

При этом в систему органов внутренних дел должны входить:

· МВД России и его подразделения федерального уровня;

· министерства внутренних дел республик, главные управления, управления внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, управления внутренних дел на транспорте и режимных объектах и подразделения органов внутренних дел регионального уровня;

· подразделения органов внутренних дел районов, городов, районов в городе, на транспорте, на особо важных и режимных объектах;

· подразделения предварительного следствия при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации и органах внутренних дел районов, городов, районов в городе, на транспорте, на особо важных и режимных объектах.

МВД России призвано возглавлять систему органов внутренних дел и осуществлять в пределах своих полномочий государственное управление деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

Главные управления МВД России по федеральным округам, следственные комитеты по федеральным округам и субъектам Федерации, а также подразделения (учреждения, предприятия, организации), созданные для выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, являются подразделениями органов внутренних дел федерального уровня и должны входить в единую систему органов внутренних дел Российской Федерации.

При этом МВД России наделяется полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации подразделений МВД России федерального уровня, а также МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации, УВДТ, УВД на режимных объектах. Взаимодействие подразделений МВД России федерального уровня с органами внутренних дел субъектов Федерации должно осуществляться на основе действующего законодательства в порядке, определенном МВД России.

МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации, УВДТ, УВД на режимных объектах должны подчиняться МВД России и являться органами управления, осуществляющими руководство городскими и районными органами внутренних дел, подразделениями органов внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах, территориальными подразделениями органов внутренних дел.

Организацию деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД на режимных объектах следует определять уставами, утверждаемыми Министром внутренних дел Российской Федерации. При этом указанные подразделения должны наделяться полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации подразделений, непосредственно им подчиняющихся.

Подразделения органов внутренних дел районов, городов, районов в городе, на транспорте, на особо важных и режимных объектах, территориальные подразделения органов внутренних дел являются основными звеньями в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Деятельность их осуществляется во взаимодействии с вышестоящими органами внутренних дел на основании уставов, утверждаемых руководителями.

Важно также иметь в виду, что органы внутренних дел при осуществлении своей деятельности вступают во взаимоотношения с органами исполнительной власти общей компетенции, отраслевыми и межотраслевыми федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации. При этом органы внутренних дел Российской Федерации должны ежегодно представлять отчеты соответствующим органам исполнительной власти и публиковать в печати отчеты перед гражданами о результатах деятельности по охране правопорядка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную, административно-юрисдикционную деятельность органов внутренних дел.

Кроме того, органы внутренних дел должны осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации по вопросам организации и деятельности муниципальных органов охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности на их территории.

В статусных положениях важно отразить, что контроль за деятельностью органов внутренних дел вправе осуществлять Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, президенты, законодательные органы, правительства республик, главы администраций (правительства) субъектов Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определенных федеральным и локальным законодательством.

Для обеспечения функций парламентского контроля за организацией и деятельностью органов внутренних дел Государственная дума РФ и Совет Федерации, законодательные собрания субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции призваны формировать специальные комитеты и комиссии. Возможны следующие формы парламентского контроля за организацией и деятельностью органов внутренних дел:

· разработка бюджета органов внутренних дел и контроль за его исполнением;

· осуществление консультаций с указанными комитетами и комиссиями по кадровым назначениям высших руководителей системы органов внутренних дел;

· оглашение отчетов руководителей МВД России о выполнении ими и их подчиненными функциональных обязанностей;

· контроль за соответствием ведомственного нормотворчества законодательству Российской Федерации и международным соглашениям с участием органов внутренних дел;

· разработка федеральных целевых программ, направленных на борьбу с преступностью и обеспечением правопорядка в Российской Федерации;

· парламентские слушания (при необходимости закрытые) о результатах деятельности органов внутренних дел;

· внесение предложений об изменении действующего уголовного, уголовно-процессуального, административно-процессуального законодательства.

Следует учитывать, что палаты Федерального Собрания РФ вправе образовывать Наблюдательный совет Парламента РФ при МВД России, порядок формирования и компетенция которого определяются действующим законодательством.

Парламентский контроль в любых его формах не должен препятствовать законной деятельности органов внутренних дел и обязан обеспечивать конфиденциальность полученной информации. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов Российской Федерации и ее субъектов осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Наряду с отмеченными выше положениями в статусных документах важно закрепить, что органы внутренних дел несут установленную российским законодательством юридическую ответственность за совершение правонарушений сотрудниками органов внутренних дел. Органы внутренних дел обязаны в полном объеме возмещать вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в результате неправомерных действий или бездействия сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел за совершенные ими правонарушения должны нести в соответствии с законодательством юридическую ответственность только при наличии состава правонарушения, при учете характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности правонарушителя, иных предусмотренных законодательством обстоятельств, а также при учете специального правового статуса правонарушителя. Вред, причиненный сотрудником органа внутренних дел гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежит возмещению в предусмотренном законодательством порядке.

Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, виновные в причинении материального ущерба при исполнении своих служебных обязанностей, должны нести материальную ответственность перед соответствующим органом внутренних дел в порядке регресса по специальным правилам, установленным в законодательстве. Ущерб, причиненный сотрудниками органов внутренних дел не при исполнении своих служебных обязанностей, возмещается в общегражданском порядке.

Приведенные положения, по нашему мнению, в полной мере отвечают требованиям готовящейся административной реформы в нашей стране.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024