УДК 346.2 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 87-92

 

А.В. МАЛЬКО,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН,

 

Е.Н. ЛЕБЕДЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права

 

Рассмотрены вопросы правовых стимулов и правостимулирующей политики в области частного права. Охарактеризованы понятие, признаки этих категорий. Особое внимание обращено на их теоретические и практические проблемы.

Ключевые слова: категория, понятие, признаки, стимул, частное право.

 

Stimuli in private lay: problems by optimization

 

Malko А., Lebedeva Е.

 

In the work is pressing questions law stimuli, stimuli legal politics using in area private lay. Considerate are the concept, signs this categories. The special attention is given to theoretical and practical problems.

Keywords: category, concept, signs, stimuli, private lay.

 

На уровне современного развития частное право как совокупность отраслей, регулирующих отношения, обеспечивающие интересы личности и инициативу частных собственников в процессе производства, обмена материальных и нематериальных ценностей, имеет первоочередное значение для поддержания жизнеспособности общества.

Частное право выражает преимущественно индивидуальные, частные интересы, выступает проявлением свободы личности, обеспечивает равные возможности для всех людей.

Содержание частного права раскрывают следующие признаки:

1) предмет регулирования;

2) метод регулирования;

3) наличие горизонтальных связей равноправных субъектов;

4) представление частных, личных интересов;

5) ориентация на инициативное развитие двустороннего (многостороннего) волеизъявления и договорной формы регулирования отношений;

6) способствование возникновению, изменению, прекращению правоотношений вследствие сознательных действий равноправных субъектов права.

К сфере частного права относится гражданское, трудовое, семейное, предпринимательское право, важной характеристикой которого выступает правовая основа: рыночные отношения и развитие частной собственности. Ставя во главу угла экономику как систему жизнеобеспечения человека и общества, мы подчеркиваем, что в условиях рынка стимулируемая спросом успешная деятельность частных производителей (представителей малого и среднего бизнеса) обеспечивает неуклонный рост объема нужных людям и хозяйству страны товаров и услуг. Ресурсы общества, затраченные с пользой, распределяются наиболее рационально. Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.

Область частного права непосредственным образом связана со стимулами и с правостимулирующей политикой (политикой в сфере права, проводимой посредством права с использованием стимулирующих средств). Можно утверждать, что область частного права не может развиваться без четкого последовательного набора стимулов. Жизнеспособность эволюции стимулов и правостимулирующей политики в частном праве зиждется на самой правовой реальности, где многие правовые отношения возможно отрегулировать исключительно с помощью стимулирующих средств (в области присуждения почетных званий и наград) или получить качественный скачок развития при помощи этих средств  (становление экономики через стимулирование малого и среднего бизнеса). Построение научной гипотезы относительно необходимости использования правовых стимулов  крайне важно в сфере частного права, причем наибольшая значимость и социальное назначение правовых стимулов характерны именно для этой области, так как гносеологическое понимание стимулов подразумевает наличие позитивного инициирующего регулирования, что в первую очередь характерно и напрямую зависит от адекватного выражения реалий действительности и тенденций развития в частноправовом регулировании. Частноправовые отношения, таким образом, наиболее глубоко и широко трактуются и изучаются как, например, проблемы правовой модернизации[2] современной жизни, правовой политики.

Следовательно, анализ реалий в области наличия системы стимулов и стимулирования, механизмов, методов их реализации, результатов, оптимизации выступает насущной потребностью практики развития частного права.

Основа взглядов относительно понимания правового стимула лежит в плоскости синтезирующего, неразрывного соединения объективной и субъективной его сторон, наиболее ярко проявляющихся в частноправовых отношениях. Правовой стимул без внешнего выражения в праве немыслим (понятие стимула является абстрактным), поэтому стимулы выступают прежде всего внешними факторами, воздействующими на субъекта извне. С объективной стороны стимулы выражаются как нормы-стимулы, юридические факты—стимулы, правостимулирующие отношения, акты реализации прав и обязанностей, поощрения, льготы, субъективные права и т. д. С субъективной стороны стимул действует через внутренние механизмы, такие как стремления, потребности, интересы, мотивы, цели, установки. Юридические стимулы — это правовые факторы, побуждающие к социально активному поведению и создающие наиболее благоприятные условия для удовлетворения интересов[3].

Рассмотрим признаки правовых стимулов частного права. Правовые стимулы:

1) выступают внешними факторами, влияющими на интересы субъектов права. В основе правового стимулирования лежит взаимодействие внешних юридических условий и внутренней структуры личности;

2) являются информационно целенаправленным внешним воздействием, устанавливаемым для регулирования поведения субъектов в необходимом позитивном русле, т. е. особыми информационно-юридическими средствами;

3) выражаются в исключительно позитивных средствах частного воздействия, таких как поощрения, льготы, дозволения, разрешения и др. Подтверждением тому, что в науке под правовыми стимулами необходимо понимать исключительно позитивные средства воздействия, служит пример законодательства, где стимулами называются исключительно позитивные факторы;

4) трансформируются в реальную действительность через широкую систему позитивных средств воздействия, называемых общей категорией стимулов;

5) расширяют рамки выбора варианта правомерного поведения в области частного права;

6) устанавливаются или санкционируются (например, правовые обычаи) государством для приоритетного и более быстрого разрешения задач качественного развития общества в частноправовых отношениях и в случае возникновения препятствий. Стимулы, таким образом, направлены на гармоничное и беспрепятственное удовлетворение самых разнообразных интересов общественного развития;

7) служат повышению социальной активности личности, так как побуждают к активным положительным действиям равноправных участников рынка, заинтересовывая личность в получении стимулируемого результата, тем самым увязывая личный интерес с интересами общества;

8) связывают цель с результатом, где определенная цель может быть достигнута лишь с помощью набора стимулирующих средств, что приводит к ожидаемому стимулируемому результату;

9) устанавливаются и гарантированно обеспечиваются государством. Своеобразие гарантированности стимулов проявляется в обязывании (необходима отработка подобных механизмов) государственных органов предоставить указанные в нормативных актах стимулирующие средства при заслуженном поведении;

10) используются для получения юридически значимых последствий, из которых можно сделать вывод как об эффективности конкретных стимулов, так и об оптимизации всего механизма стимулирующего воздействия;

11) определяются в данный конкретный исторический период соответствующими экономическими условиями жизни людей (например, наличием частной собственности).

На основе перечисленных признаков можно выделить специфические свойства стимулов частного права:

1) автономность определения стимулов свободными участниками рынка;

2) договорное установление стимулов;

3) возможность выбора конкретного стимулирующего средства из рекомендуемого списка;

4) реализация стимулов равноправными субъектами в пределах предоставленных им прав всеми возможными не запрещенными законом способами;

5) стремление к полноценному осуществлению принципиального для частного права положения «все, что не запрещено законом, дозволено».

При таком взгляде мы обращаем внимание на относительность трактовки представленных положений. Понимание стимулов отражено через «крайность» рассмотрения частного права, где частноправовые отношения выражены стимулирующими средствами в виде субъективных прав, законных интересов свободных собственников, автономных субъектов при равноправии, состязательности сторон. Мы отразили качественную возможность всестороннего развития личности, становление и охрану интересов человека. Стимулы частного права часто устанавливаются самим государством (например, пособия, пенсии, поощрения). Изложенное понимание основывается на философской идее, что свобода гражданина условна, поскольку тогда государство не может вмешиваться в его деятельность и налагать обязанности. Общее благо слагается из суммы частных интересов, которые поддерживаются и охраняются правом, и их достижение соответствует общему благу.

Говоря о системе стимулов частного права, мы исходим из последовательной характеристики действия их механизмов и проведения соответствующей государственной правостимулирующей политики, без выяснения концептуальных вопросов которой невозможно методическое становление рыночных отношений[4].

Правостимулирующая политика в области частного права — это основанная на совокупности позитивных юридических средств, идей, задач, программ научная, последовательная концептуально-практическая и информационно целенаправленная деятельность государства, иных структур и социальных групп, осуществляемая в области частного права посредством стимулов, выступающая действенным средством по созданию эффективного механизма стимулируемого развития прогрессивных отношений, интересов, целей, установок правомерного, активного поведения личности.

Этимологический смысл понятия правостимулирующей политики частного права состоит в том, что в ней находят свое выражение наиболее значимые социально-экономические, культурные и иные интересы, изначально рассматриваемые как позитивное, инициирующее средство для прогрессивного развития.

Правовая основа современной стимулирующей политики в области частного права может быть исследована с концептуальных и институциональных позиций. Представляя правостимулирующую политику в области частного права как концептуально-практическую деятельность, необходимо подчеркнуть подход к ней с точки зрения философского видения права как возможностей, дозволений, благих средств для регулирования отношений в социуме, т. е. между людьми и их группами. Теория и концепция правовых стимулов, правового стимулирования, правостимулирующей политики не могли бы сформироваться в антидемократическом (тоталитарном, авторитарном, анархическом и т. д.) государстве. Подобная потребность возникает у демократического государства для создания его высшей ступени в виде утверждения правового начала и движения к гражданскому обществу.

Стимулирующая политика в области частного права с институциональных позиций рассматривается с точки зрения ее отдельных положений, средств как институтов развития частного права.

Качественными особенностями правостимулирующей политики в сфере частного права выступает то, что происходит удовлетворение материальных и духовных потребностей, индивидуальные интересы приближаются к общественным путем их стимулирования, поощряется согласование воли различных групп населения для достижения социальной гармонии.

Правостимулирующая политика в области частного права направлена в том числе на формирование социального государства, идея становления которого основана на достойном уровне жизни. Для обеспечения подобного уровня важно материальное благополучие в соответствии с уровнем международных стандартов современной государственности. Необходим доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личности, физическое, умственное и нравственное совершенствование человека, развитие его экономической инициативы и предприимчивости.

Стратегическая цель социального государства в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года — обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на помощь в случае потери работы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Правостимулирующая политика в сфере частных отношений и права подразумевает наращивание финансовых ресурсов в этой области, рассчитывание пропорции финансовых отчислений на социальные нужды между бюджетом, бизнесом и гражданами, более детальное распределение резервов улучшения финансовой, кредитной, налоговой и других видов политики государства. Также необходимо осуществлять механизмы социального партнерства между гражданами, органами власти, местными органами самоуправления, предпринимательскими структурами, общественными объединениями. Среди форм проведения подобной стимулирующей политики можно предложить эксперимент, социальную экспертизу, социальный опрос и др.

Правостимулирующая политика в социальной сфере непосредственно затрагивает частноправовые отношения в сфере труда; межнациональные отношения; демографическое развитие, миграцию населения; сохранение генетического фонда нации и создание предпосылок воспроизводства здорового населения страны; отношения в сфере частного предпринимательства; в области семьи, материнства и детства. Значение имеет стимулирование поддержания благосостояния народа. Первоочередной мерой здесь можно считать ликвидацию массовой бедности, для чего целесообразно применить научно-практический показатель величины прожиточного минимума; возможно, поднять минимальный размер заработной платы выше прожиточного минимума, соотнести его с международными стандартами (например, с рекомендациями Международной организации труда).

Экономическая бедность касается не только малоквалифицированных, но и высокопрофессиональных работников, особенно в областях науки, образования, сельского хозяйства и других, где возможна легализация трудовых доходов, повышение тарифных ставок в бюджетной сфере. Актуально стимулировать работников материального производства, отраслей научно-технического прогресса и изысканий, бюджетной сферы и сельского хозяйства.

Некоторыми направлениями правостимулирующей политики в области частного трудового права можно назвать:

— развитие участия работников в управлении производством для становления отношений социального партнерства;

— изыскание дополнительных возможностей повышения оплаты труда в сфере договорных отношений, регулируемых правилами внутреннего трудового распорядка;

— помощь в перераспределении трудовых ресурсов при создании предпринимательских зон в экономически малоразвитых районах или в районах сосредоточения предприятий низкорентабельных отраслей. Могут быть предоставлены льготы в виде освобождения от налогов и варианты льготных кредитов;

— стимулирование трудовой активности граждан за счет развития предпринимательской деятельности, самозанятости населения;

— предоставление дозволений, возможностей социального развития сельской молодежи путем установления дополнительных прав для их закрепления в сельской местности.

Стимулирование развития демографической политики в области частного права возможно осуществлять через широкое использование оплачиваемых отпусков по уходу за детьми, как в бюджетной сфере, так и в предпринимательских структурах. Необходимо стимулирование социально обеспеченного детства при защите прав ребенка.

Стимулирование также должно касаться обязательных государственных выплат для обеспечения социальной защиты нуждающегося населения в пределах частноправовых отношений. Стимулирующие меры в отношении пенсии состоят в последующем развитии накопительной пенсионной системы, организованной строго на добровольной основе; сохранении для пенсионеров возможности работать и получать в полном объеме зарплату и пенсию. Государственные пособия следует установить не в размере чисто символических денежных средств, а на уровне соизмеримых с прожиточным минимумом выплат. Социальные льготы должны материально поддерживать малообеспеченные слои населения, лиц с ограниченными возможностями, лиц, занятых в наиболее значимых отраслях и сферах хозяйственной деятельности, а также работающих в неблагоприятных условиях. В науке выделяются льготные государственные услуги, т. е.  частично оплачиваемые государством (жилье, коммунальные услуги)[5]. При современной системе льготирования, направленной на обеспечение денежным эквивалентом потребностей населения, нуждающегося в льготах, особое значение приобретают дотационные выплаты. Дотации широко распространены в системе ЖКХ. Субсидии, компенсации должны регулироваться государством и предоставляться как недостающие, но обязательные условия трудовой деятельности. Предполагается функционирование единой информационной системы охраны труда.

Стимулирование развития жилищного права и жилищной политики видится в наращивании строительства государственного, муниципального жилья для обеспечения им ветеранов, инвалидов, молодых, многодетных семей, военнослужащих, работников государственных структур. Необходимо развитое жилищное кредитование за счет ипотеки и целевых государственных субсидий при последующей оплате квартиры и коммунальных услуг не более, например, 10% совокупного дохода семьи (остальные платы погашаются за счет субсидий). В пределах жилищного законодательства можно увеличить ассигнования из государственного бюджета на модернизацию ЖКХ, установить государственный контроль тарифов ЖКХ.

Значимо развитие правостимулирующей политики качественного становления частноправового регулирования страховой деятельности в социальной сфере (пенсионного, социального, медицинского). В пределах социального страхования следует сделать его обязательным для аккумулирования в страховых фондах по целевому использованию при наступлении социальных рисков. Продуктивными мерами можно считать вывод единого социального налога из структуры государственного федерального бюджета, преобразование его в страховой платеж и поддержание развития негосударственного добровольного пенсионного страхования за счет отчислений работодателей и частных лиц. В пределах медицинского страхования предпочтительно стимулировать развитие как обязательного медицинского страхования, так и негосударственного (за счет взносов работодателей и частных лиц).

Эффективно было бы проводить стимулирование благотворительной деятельности общественных, религиозных организаций, частных лиц, частноправовых хозяйствующих субъектов, поощрять и поддерживать меценатство; привлекать студенческую молодежь к участию в программах милосердия; получить законодательное оформление для позитивной личностной самореализации, поддержки творческой инициативы молодежи; обеспечить квотирование мест в вузах для малообеспеченных молодых людей; создать в субъектах молодежные биржи труда, специализирующиеся как на постоянном трудоустройстве молодежи, так и на помощи во временных работах и на период летнего отдыха; активизировать деятельность по созданию общероссийского банка данных выпускников высших и средних специальных учебных учреждений для потенциальных работодателей.

Делая определенные выводы по эффективности и максимальной оптимизации правостимулирующей политики в области частного права, отметим некоторые положения.

В контексте социальной политики значение имеет программная Конвенция Международной организации труда от 22.06.1962 № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»[6]. В ней содержатся важные стимулирующие положения для внутригосударственного законодательства по определению прожиточного минимума с учетом основополагающих потребностей в продуктах питания, жилище, одежде, медицинском обслуживании и образовании.

Показатели стимулируемого развития государства необходимо проверять на социальную эффективность. Экономические и социальные проекты (например, в социальной области по реструктуризации естественных монополий, реформе ЖКХ, модернизации образования, допуску ведущих транснациональных корпораций на российский рынок) подразумевают обоснование социальных последствий через отработку механизмов их реализации, причем при затратах в меньшем объеме, чем полученная стимулируемая выгода, для чего проводятся разнообразные независимые согласования и экспертизы. Подобный анализ социальных последствий подразумевает исследования, финансируемые бюджетом, внебюджетными фондами, предпринимательскими структурами.

Систематический и объективный мониторинг предполагает постоянное отслеживание соответствия законодательно установленных и реально получаемых достижений, исходя из качества повышения жизненного уровня населения в Российской Федерации или в ее субъектах, при учете сопоставимых трудовых, стоимостных и других затрат на получение результата.

Позитивным опытом при применении стимулирующих средств в области частноправовых отношений можно считать резкое увеличение прожиточного уровня еще в 2001 году, связанное с применением новой методики расчета прожиточного минимума, которая учитывает большее количество товаров и услуг, обеспечивающих жизнеспособность граждан. Показатель соотношения уровня жизни с прожиточным минимумом рассчитывается органами статистики и отражает в общем позитивную тенденцию по уменьшению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Социально направленной стимулируемой мерой в области семейных отношений можно считать организацию и поддержание развития семейных детских домов. Подобный подход социально и экономически выгоден, так как при государственной поддержке воспитателей по обеспечению приемных детей расходы оказываются намного меньше, чем содержание специализированного детского дома или приюта.

Использование механизма жилищной ренты в области права на социальное обеспечение для одиноких и престарелых жителей города, имеющих в собственности квартиру, также является весьма полезной стимулирующей мерой. «Данный механизм успешно применяется в Москве под контролем правительства Москвы. Суть подобного стимулирующего механизма состоит в том, что одинокий пенсионер, обладая определенным жилищным фондом, несет бремя его содержания, в то время как размер пенсии не позволяет ему даже нормально прожить на нее. Заключая договор пожизненного содержания с соответствующей организацией, пенсионер начинает получать ренту за свое жилье в виде существенной надбавки к пенсии, ухода за собой и квартирой, другими видами социальной поддержки в соответствии с условиями договора. Данный механизм позволяет частично заменить затратный способ обслуживания одиноких пожилых людей города с помощью специализированных районных служб социального обслуживания (31—33 млн руб. ежегодно тратится на эти цели, причем в основном расходы связаны с содержанием самих служб, а не с финансовой помощью пожилым) доходным механизмом, когда пожилой человек использует свое “богатство” в виде квартиры еще при жизни, а в дальнейшем организация распоряжается его квартирой в коммерческих целях»[7].

Концепция правостимулирующей политики должна лежать в основе проводимых реформ в области оптимизации частного права. Содержанием правовой реформы выступают конкретные преобразования, которые ставят своей целью обновление правовой системы и ее структурных элементов. Реформа рассматривается поэтапно с должным скрупулезным отслеживанием полученных результатов, необходимым изменением целей и задач[8].

В основе современного экономического и социального роста в области частноправовых отношений лежит творческая инициатива, развитие знаний, научно-технический прогресс, что придает инвестициям в человеческий потенциал первостепенное значение. Кардинальное увеличение социальных расходов, повышение заработной платы, пособий, расходов на науку, здравоохранение и образование послужит мощным стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда, повышения жизненного уровня населения страны.

 

Библиография

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 10-06-00565-а).

2 См.: Саломатин А.Ю. Сущность правовой модернизации в России: Доклад на круглом столе // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 1. С. 200.

3 См.: Лебедева Е.Н. Механизм правового стимулирования социально активного поведения. — Саратов, 2007. С. 3—15.

4 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. С. 48—55.

5 См.: Тихомиров Ю.А. Гражданин, закон и публичная власть. — М., 2005. С. 151.

6 См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957—1990. — Женева, 1991. С. 1321—1329.

7 Глотов С.А., Кочеткова Л.Н. Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации: Учеб. пособие. — М.; Саратов, 2006. С. 257.

8 См.: Соколов Н.Я. Правовая реформа глазами юристов // Государство и право. 2006. № 6. С. 6—7.