В.А. ТЮРИН,

кандидат юридических наук

 

Исследование проблем применения мер пресечения важно в методологическом плане для административного права, административного процесса и административной деятельности органов исполнительной власти. Полученные результаты могут способствовать решению общих и частных теоретических вопросов административного принуждения, созданию предпосылки для совершенствования административной политики государства в соответствии с конституционными принципами, которые призваны обеспечить эффективность деятельности органов исполнительной власти, а также надежные условия для защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

В этом плане представляется весьма актуальным определение роли мер административного пресечения в решении перечисленных задач.

Следует отметить, что наука административного права в настоящее время не располагает общепризнанным определением понятия «меры административного пресечения». Эти меры — сложное административно-правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков. Сформулировать такое определение возможно лишь на основе обобщения и анализа конструктивных признаков, присущих различным мерам административного принуждения.

Признаки мер административного принуждения указывают на то, что эти меры закрепляются в диспозициях норм административного права; представляют собой действия уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц; имеют принудительный характер; применяются в целях пресечения преступлений, административных правонарушений, а также объективно противоправных деяний. Меры административного пресечения направлены на недопущение отрицательных последствий преступлений и административных правонарушений, а также на предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества и государства. В механизме административно-правового регулирования общественных отношений они выполняют функции пресечения противоправных деяний и реализуются в рамках охранительных административно-пресекательных правоотношений. Эти меры применяются при наличии определенных законом оснований и в соответствующей процессуальной последовательности.

Меры административного пресечения, имея много общего с иными мерами административного принуждения, в то же время отличаются от них своим внутренним содержанием, основаниями и порядком применения, а также теми правовыми последствиями, которые наступают для лица, в отношении которого они применяются. Исходя из той роли, которую призваны сыграть меры административного пресечения в правоохранительной деятельности, их необходимо рассматривать как самостоятельную, обособленную группу мер административного принуждения, как особый правоохранительный институт.

Специфические особенности рассматриваемых мер проявляются наиболее полно при их сопоставлении с иными мерами административного принуждения. Меры административного пресечения, меры административного предупреждения и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях весьма схожи как по характеру правоограничений, так и по способу и форме реализации. Главное же отличие вышеназванных мер административного принуждения заключается в целях их применения, степени самостоятельности, специфики административно-правовых отношений, в рамках которых они осуществляются. Помимо этого различие указанных мер административного принуждения связано с механизмом их воздействия на участников общественных отношений, складывающихся в сфере административно-правовой действительности.

Продолжая начатый тезис о специфических особенностях мер административного пресечения, необходимо отметить, что данные меры — это наиболее распространенная разновидность административно-принудительных средств воздействия, применяемых в борьбе с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления. Меры административного пресечения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Наиболее широкими полномочиями при этом обладают органы внутренних дел (милиция). Меры административного пресечения не являются реализацией института административной ответственности, не содержат в себе тех ограничений прав физических и юридических лиц, которые свойственны административным наказаниям. Вместе с тем меры административного пресечения зачастую являются предпосылками административного наказания. Административно-пресекательные действия, по общему правилу, осуществляются соответствующими органами исполнительной власти и их должностными лицами в форме обычных служебных актов в ходе выполнения возложенных задач и функций.

Следует отметить, что меры административного пресечения в своей совокупности образуют определенную систему. Системное представление об этих мерах помогает глубже уяснить их правоохранительную сущность, правильно реализовывать законодательные предписания, содержащие в себе меры административного пресечения. При этом в основу систематизации должны быть положены устойчивые функциональные связи, требования логической упорядоченности составных компонентов системы, а также четкая системно-структурная определенность.

Система мер административного пресечения — это совокупность административно-принудительных средств, которые могли бы рассматриваться как интегрированно, так и в своей внутренней дифференциации. Стабильная система мер административного пресечения позволяет выработать наиболее оптимальные приемы их реализации, помогает превратить их в оперативный и динамичный инструмент борьбы с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления.

Исследование административного законодательства, регламентирующего процедуру применения мер административного пресечения, а также изучение правоприменительной практики показывают, что наиболее оптимальной классификацией мер административного пресечения может быть классификация, учитывающая такие основания, как степень самостоятельности мер административного пресечения; методы воздействия, лежащие в основе данных мер; характер объекта воздействия меры пресечения; специфика сферы воздействия, в которой применяются эти меры.

В соответствии с указанными признаками меры административного пресечения могут быть классифицированы по следующим критериям:

а) по степени соподчиненности — самостоятельные меры и вспомогательные меры;

б) по методам воздействия — меры, реализующиеся в виде средств психического воздействия, и меры, реализующиеся в виде средств физического воздействия;

в) по объектам воздействия — меры административного пресечения, применяемые к физическим лицам, и меры административного пресечения имущественного характера, применяемые к физическим и юридическим лицам;

г) по сфере воздействия — меры общего назначения и меры специального назначения.

Предложенная классификация позволяет глубоко проанализировать сущность целого ряда мер административного пресечения правильно применять их в соответствии с конкретной обстановкой.

Процесс реализации мер административного пресечения представляет собой часть административного процесса по разрешению индивидуальных дел и ситуаций. Он состоит из различных процедур, в рамках которых меры административного пресечения реализуются. Содержанием каждой такой процедуры является совокупность конкретных, последовательно осуществляемых уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами действий, направленных на применение к нарушителю мер административного пресечения. Это находит свое практическое выражение в индивидуальном правоприменительном акте управления или в физическом действии субъекта, осуществляющего реализацию мер административного пресечения в отношении физического или юридического лица.