УДК 342.1:351.865 

Страницы в журнале: 26-29

 

А.Г. ЗАЛУЖНЫЙ,

доктор юридических наук, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ,

 

Д.В. БУРМИСТРОВА,

аспирант Белгородского юридического института МВД России

 

Рассматриваются современные теоретические подходы к правовому обеспечению национальной безопасности. Анализируется содержание понятия «национальная безопасность», его сущность и происхождение, связь с другими элементами системы обеспечения безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, безопасность, нация, правовое обеспечение национальной безопасности.

 

Theoretical-legal questions of maintenance of national safety

 

Zaluzhniy A., Burmistrova D.

 

Modern theoretical approaches to legal maintenance of national safety are considered. The concept maintenance “national safety”, its essence and an origin, communication with other elements of system of safety is analyzed.

Keywords: national safety, safety, the nation, legal maintenance of national safety.

 

На современном этапе развития российского общества важная роль принадлежит разработке теоретических основ правового обеспечения национальной безопасности. Так, в законодательном процессе необходимо учитывать общепризнанные принципы и нормы международного права, которые способствуют созданию предпосылок для появления единых систем региональной и глобальной безопасности на базе национального и международного законодательства.

В этой связи В.Ф. Ницевич отмечает, что единое понимание проблемы безопасности, утвердившееся к концу XX века, способствовало созданию определенных правил и норм действий и поведения государств в мировом сообществе[1]. Кроме того, это неизбежно оказало влияние на изменение, формирование национальных правовых норм в сфере национальной безопасности. Наметившаяся тенденция сближения нормативной базы свидетельствует о начале унификации законодательства отдельных стран в указанной сфере. В России тоже происходит процесс стандартизации норм законов в области обеспечения национальной безопасности. Отечественное законодательство фактически заново стало формироваться с распадом СССР и становлением Российской Федерации как суверенного, независимого государства.

В научной литературе имеется достаточно много юридических подходов к безопасности. Например, безопасность — это урегулированное правом состояние защищенности конституционных и законных интересов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют природные и техногенные факторы окружающей среды, создающие опасность конституционным и законным интересам личности, общества, государства и нации, а также исключены правонарушения и юридические казусы, способствующие возникновению и (или) развитию таких факторов[2].

При этом в отечественной и зарубежной теории понятие «безопасность» считается одной из самых сложных категорий и рассматривается как защищенность систем, объектов, существ от какого-либо фактора или совокупности факторов, представляющих собой опасность или угрозу.

Безопасность это также и свойство любой структуры, объекта, условие их существования и развития, процесс, результат деятельности, предполагающий ее осмысленность с точки зрения приемлемого риска. Чаще всего используется следующее определение: «Безопасность — это состояние, при котором не угрожает опасность»[3].

Мнения многих ученых сходятся в том, что безопасность означает отсутствие опасности, защищенность объекта, системы от действий деструктивных сил, способность противостоять им. В понимании сущности безопасности В.Ф. Ницевич выделяет три аспекта:

1) отсутствие в данный момент непосредственной, вполне определенной опасности для жизненно важных интересов личности, социальной группы, общества, так как полное отсуствие какой-либо опасности нереально, поскольку всегда есть какая-то, пусть частная, опасность и угроза, а также преодоленную опасность может сменить новая;

2) состояние защищенности от опасностей, которое зависит от способности субъектов, с одной стороны, прогнозировать потенциальные и реальные опасности, локализовать их превентивными мерами, с другой — обнаружить опасность на самой ранней стадии зарождения и предотвратить ее превращение в реальную угрозу;

3) устранение реально возникшей опасности, для чего необходимо всегда иметь такие силы, которые с наименьшими издержками смогут пресечь действия деструктивных сил или устранить опасности[4].

Использование понятия «безопасность» для анализа проблем правового обеспечения национальной безопасности предполагает конкретизацию и определение объекта. При употреблении данного термина в отношении личности — это безопасность личности, государства — безопасность государства, нации — национальная безопасность, региона — региональная безопасность. В каждом конкретном случае в понятие «безопасность» вкладываются особые содержание и смысл.

Отметим, что национальная безопасность тесно взаимосвязана с безопасностью личности, так как под нацией (например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова) понимается все население страны, граждане государства[5]. Термин «нация» появился еще во времена Великой французской революции в лозунге «Один народ — одна нация».

Президент США Т. Рузвельт в своем послании Конгрессу в 1904 году одним из первых употребил термин «национальная безопасность», который применяется и поныне. Национальная безопасность в США определяется как такое состояние общества, «при котором Соединенные Штаты сохраняются в качестве свободной нации и соблюдается неприкосновенность ее основных институтов и ценностей»[6].

Национальная безопасность выступает производным от понятий «нация» и «безопасность». Объектами национальной безопасности являются жизненно важные интересы личности, общества и государства, поэтому национальную безопасность следует понимать как безопасность личности, общества и государства.

Для современной России важны теоретико-методологические разработки в сфере национальной безопасности. Это связано, по мнению А.А. Сергунина, с тем, что «в Российской Федерации до сих пор не достигнуто национальное согласие по таким базовым параметрам, как вектор развития, социальный идеал, национальные интересы и пр., сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованными от прошлого или порожденными настоящим»[7]. С таким утверждением можно согласиться, но существуют и другие важные факторы, связанные с международной безопасностью.

В научной литературе «национальная безопасность», или «безопасность нации», трактуется как «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны»[8].

Такое понимание дефиниции «национальная безопасность» позволяет выделить два главных направления обеспечения национальной безопасности: а) защиту от угроз и опасностей; б) создание условий надежного существования и прогрессивного развития. Первое предполагает создание и функционирование системы обеспечения безопасности для противодействия угрозам; второе — деятельность по созданию и накоплению материального и других потенциалов и их использованию для реализации национальных интересов[9].

Национальная безопасность рассматривается как совокупность деятельности субъектов по ее обеспечению; комплекс ценностей, важных для личности, государства и общества; результат деятельности, воплощенный в обеспечении дальнейшего развития человека.

Национальная безопасность отражает состояние государства и общества, при котором обеспечивается приемлемый риск для людей, при этом для нарушения их жизнедеятельности необходимы дополнительные воздействия.

Выделяются и особенности национальной безопасности в Российской Федерации: специфика отношений Российской Федерации с государствами СНГ, Грузии и Балтии; формирование российской государственности после распада СССР, — связанные с внутренней нестабильностью, с социальной несправедливостью, финансовой дестабилизацией и др. В этой связи действовавшая до 2009 года Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300) под национальной безопасностью Российской Федерации понимала безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в России.

Существуют и другие определения национальной безопасности, например: национальная безопасность — это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также духовные и интеллектуальные ценности народа[10]; национальная безопасность — это система взаимодействующих элементов — государства и граждан, создающих систему обеспечения безопасности для противодействия угрозам, повышающим риски при достижении национальных целей, препятствуя удовлетворению национальных интересов[11].

При этом в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537) закреплено понятие «национальная безопасность» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства[12].

Таким образом, динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия ее внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности[13].

А для предотвращения угроз национальной безопасности согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предстоит обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие; повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики; поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.

 

Библиография

1 См.: Ницевич В.Ф. Национальная безопасность: Учеб.-метод. пособие. — Орел, 2004. С. 3—19.

2 См.: Стахов А.И. Безопасность в правовой системе Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2006. № 1.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1984. С. 38.

4 См.: Ницевич В.Ф. Указ. раб. С. 14.

5 См.: Ожегов С.И. Указ. раб. С. 340.

6 Алексин В.И. Советско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление их результатов // Военная мысль. 1992. № 3. С. 63.

7 Сергунин А.А. Проблемы национальной и международной безопасности в российской теории международных отношений // Вестн. Моск. ун-та. 2004. № 2. С. 3.

8 Общая теория национальной безопасности. 2-е изд., доп. / Под общ. ред. А.А. Прохожева. — М., 2005. С. 23.

9 См.: Ницевич В.Ф. Указ. раб. С. 15 .

10 См.: Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. — М., 2011. С. 10.

11 См.: Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учеб. пособие. — М., 2011. С. 33.

12 СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

 

13 См. об этом: Залужный А.Г., Данилейко В. Правовое регулирование в сфере национальной безопасности: теоретический аспект / / Современное право. 2010. № 4. С. 68—72.