Ю.Н. ТУГАНОВ,
судья Восточно-Сибирского окружного военного суда, кандидат юридических наук
 
На современном этапе развития Российского государства в процессе реформирования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к обороне[1], пришло время качественного преобразования всей военной организации государства, высокая боеготовность и боеспособность которой достигается посредством ряда факторов. 
 
Одним из главных из них является укрепление воинской дисциплины и недопустимости отступлений от ее требований. Проблема дисциплинарной ответственности военнослужащих обусловлена прежде всего наличием отдельных негативных последствий происходящих в обществе и армии (ее составной части) политических и социальных явлений.
К организационно-правовым средствам укрепления дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах РФ относится служебное расследование. Оно позволяет установить полную картину правонарушения и его причин, принять по нему законное и обоснованное решение, направленное на восстановление нарушенного порядка, предупредить новые правонарушения.
В отличие от преступлений проступки и происшествия совершаются значительно чаще и приносят обществу существенный вред. Однако если дознание и предварительное следствие детально регламентированы законодательством и всесторонне исследованы учеными, то о служебном расследовании этого сказать нельзя.
Военное законодательство не регулирует служебное расследование в полном объеме. Раздробленность и несовершенство правовых норм, регламентирующих его производство, вызывают значительные трудности при пользовании ими, что не способствует обеспечению законности в процессе правоприменения.
Несмотря на то что некоторыми военными юристами предпринимались попытки исследовать отдельные проблемы служебного расследования, многие из них либо не нашли достаточной теоретической разработки, либо остаются дискуссионными.
В нормативных правовых актах и литературе расследование служебных проступков и происшествий в Вооруженных Силах РФ называется по-разному: служебное расследование, административное расследование[2], расследование, разбирательство. Отсутствие единства терминологии ведет к нежелательным последствиям, затрудняет взаимопонимание, формирует у некоторых командиров и начальников ложное впечатление о многообразии качественно различных видов расследования проступков и происшествий и, как следствие, в определенной мере сковывает их инициативу по применению данного вида расследования.
Термин «расследование» не отражает сущности исследуемого явления, так как неоднозначен и включает в себя понятия о других видах расследований — дознании и предварительном следствии. Трудно согласиться и с тем, что термин «административное расследование» адекватно отражает сущность охватываемого явления. В Вооруженных Силах РФ между командирами (начальниками) и лицами, в отношении которых назначается и проводится расследование, существуют отношения служебной подчиненности. Расследование служебных проступков следует отличать от расследования административных правонарушений, обстоятельства которых устанавливаются в ходе производства, официально называемого производством по делам об административных правонарушениях, а для краткости и удобства — административным расследованием. Такое расследование проводится компетентными органами государственного управления в отношении не подчиненных им по служебному положению органов и лиц.
Расследование служебных проступков и происшествий в Вооруженных Силах РФ следовало бы называть служебным расследованием. В общевоинских уставах закреплен термин «разбирательство», однако в тексте мы будем применять термин «служебное (административное) расследование». В общевоинских уставах и других правовых актах это понятие не раскрывается, а в литературе имеются противоречивые суждения.
Служебное (административное) расследование является составной частью общего понятия — административного процесса — и входит в группу правоохранительного производства. В военно-юридической литературе это обстоятельство до последнего времени игнорировалось, тем самым не раскрывалась административно-процессуальная природа расследования служебных проступков и происшествий.
Служебное (административное) расследование есть деятельность не только лиц, которым поручается его производство, но прежде всего командира (начальника). Он знакомится с первичными материалами, назначает служебное расследование, контролирует его производство и принимает по нему решение. В некоторых специально предусмотренных случаях он обязан проводить его лично. Содержание служебного (административного) расследования может быть раскрыто через указание задач (целей), которые решаются в ходе его производства, и через общее понимание расследования.
Под расследованием в широком смысле слова понимаются действия, направленные на установление фактических обстоятельств того или иного события, факта, проступка или преступления. «Фактические обстоятельства, — указывает С.С. Алексеев, — являются той основой, фактической базой, в отношении которой затем применяются юридические нормы»[3]. Эти обстоятельства устанавливаются посредством доказательств. Основной целью служебного расследования является обеспечение законных и обоснованных решений.
Служебное (административное) расследование — часть административного процесса, представляющая собой деятельность командира (начальника) и назначенных им лиц по установлению фактических обстоятельств проступков военнослужащих, работников Вооруженных Сил РФ, а также иных событий и фактов, которые нуждаются в выяснении, в целях принятия на основе собранных доказательств законных и обоснованных решений. Понятие «административное расследование» согласно п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах РФ — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения.
Задачи служебного (административного) расследования — те правовые и социальные результаты, на достижение которых оно направлено. Они не нашли закрепления в военном законодательстве, представление о них можно составить, сравнив их с задачами в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях. Несмотря на отраслевую разновидность различных правоохранительных производств, всем им присущи системно-сходные материально-правовые и процессуальные признаки, в том числе задачи.
В юридической и философской литературе принято задачи (цели) делить на ближайшие и перспективные. К ближайшим задачам служебного (административного) расследования следует отнести:
· своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого проступка и происшествия;
· принятие на основе собранных доказательств законных и обоснованных решений;
· неуклонное исполнение принятых командирами и начальниками решений по материалам административного расследования;
· принятие необходимых мер по устранению вредных последствий проступка или происшествия и предупреждению новых правонарушений, и др.
Служебное (административное) расследование является одним из организационно-правовых средств обеспечения дисциплины. Дисциплина обеспечивает согласованность и единство действий военнослужащих, подразделений, частей и соединений, правильное функционирование всей системы органов военного управления. Как составная часть боевого потенциала она служит обеспечению боевой готовности.
Требования воинской дисциплины раскрываются в уставах, военной присяге, законах и ведомственных нормативных актах Минобороны России. Содержание этих требований позволяет к перспективным задачам служебного (административного) расследования отнести следующие:
· обеспечение боевой готовности Вооруженных Сил РФ;
· укрепление дисциплины в сфере военного управления;
· охрана законных интересов государства и личности;
· воспитание военнослужащих, работников Вооруженных Сил РФ в духе неуклонного исполнения норм международного гуманитарного права, российских законов, приказов и приказаний командиров и начальников;
· охрана вооружения, боевой и другой техники, военного и государственного имущества;
· сохранение военной и государственной тайны.
Под принципами служебного (административного) расследования понимаются научно обоснованные начала, руководящие требования, которые выражают его сущность, обеспечивают выполнение его задач, в той или иной мере закреплены в законодательстве.
К основным принципам служебного (административного) расследования, которые объективно отражают его свойства и сущность, относятся следующие.
Принцип законности, как и в других видах юридического процесса, включает в себя материально-правовую и процессуальную стороны.
Материально-правовая сторона заключается в разрешении возникающих в ходе расследования вопросов на основе тех материально-правовых норм, которые должны быть применены к конкретному случаю (тех норм военного, административного, трудового и других отраслей права, определяющих основания конкретного вида юридической ответственности, круг обязанностей виновного и т. д.). Процессуальный аспект принципа состоит в обязанности строго исполнять установленную процедуру административного расследования.
Требование соблюдения законности при производстве служебного (административного) расследования получает закрепление в различных правовых источниках и заключается в том, что дисциплинарная ответственность может иметь место лишь за те деяния (виновные и противоправные), которые определены законом (например, ТК РФ, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), дисциплинарными уставами или положениями о дисциплине. Меры дисциплинарной ответственности должны назначаться в порядке и пределах, установленных законами, дисциплинарными уставами или положениями о дисциплине. Возложение дисциплинарной ответственности по аналогии не допускается.
Не случайно в литературе предполагаются пути узаконивания составов дисциплинарных проступков путем либо установления возможных служебных нарушений, вытекающих из содержания должностных обязанностей и прав работников, либо отражения в должностных инструкциях непосредственной связи и зависимости между служебными обязанностями работника, их нарушениями, видом и мерой ответственности[4].
Принцип осуществления служебного (административного) расследования правомочными лицами вытекает из принципа законности. Его служебное назначение состоит в том, чтобы обеспечить точное выполнение юридических требований относительно субъектов, правомочных назначать и осуществлять служебное расследование. Круг этих субъектов ограничен законом.
Принцип объективности (материальной истины) предполагает выяснение объективной, полной истины — важнейшей задачи служебного (административного) расследования. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.
Всесторонность исследования состоит в исчерпывающем познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу. Полнота рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию. Объективность рассмотрения обстоятельств дела — это беспристрастное исследование всех обстоятельств, собранных по делу.
Всякое отступление от истины в ходе расследования может повлечь за собой принятие неправильного решения, что, в свою очередь, подрывает авторитет командира-единоначальника. Решения по делу должны основываться на реальных фактах.
Принцип оперативности состоит в том, служебное (административное) расследование должно назначаться немедленно и осуществляться в сжатые сроки. Это характеризует расследование как наиболее мобильный вид расследования, что соответствует оперативной природе военного управления.
Принцип оперативности стимулирует деятельность руководителя по своевременному применению дисциплинарного взыскания и способствует усилению воспитательного воздействия дисциплинарного наказания.
Принцип равенства перед законом заключается в том, что лица, совершившие дисциплинарное правонарушение, равны перед законом независимо от каких бы то ни было различий. Физические лица подлежат дисциплинарной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д.
Принцип виновности состоит в том, что лицо подлежит дисциплинарной ответственности только за то общественно опасное деяние и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина.
Принцип справедливости и целесообразности предполагает, что меры дисциплинарной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного дисциплинарного правонарушения.
Принцип справедливости находит свое выражение в нормах административного и военного права, определяющих характер дисциплинарных санкций, устанавливающих необходимость соответствия взыскания степени вины и тяжести совершенного проступка, исключающих возможность усиления взыскания по результатам рассмотрения жалобы лица, подвергнутого дисциплинарному наказанию, и предусматривающих ответственность за собственные действия. Нормативные акты закрепляют положение о необходимости соответствия взыскания степени вины и тяжести совершенного проступка, возлагая на руководителя обязанность, принимать во внимание тяжесть проступка, причиненный им вред, обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующую службу (работу) лица, совершившего проступок.
Детально принцип справедливости и целесообразности закреплен в ст. 87 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ. При определении вины и меры наказания учитываются также продолжительность военной службы виновного лица и степень знания порядка несения службы.
В целях более полной реализации принципа справедливости, равно как и принципа законности, следует поддержать предложение Ю.С. Адушкина о необходимости при определении меры дисциплинарного взыскания закрепить в едином нормативном акте о дисциплинарной ответственности перечень смягчающих и отягчающих вину обстоятельств[5]. Статью 79 проекта Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ желательно изложить в следующей редакции:
«79. При определении дисциплинарного взыскания принимаются во внимание обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица.
Смягчающими обстоятельствами признаются:
1) связанные с личностью нарушителя дисциплины:
а) предыдущее добросовестное отношение к военной службе;
б) длительная безупречная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации;
в) наличие наград и поощрений;
г) непродолжительность службы;
д) осуждение своего проступка виновным;
е) доклад командиру (начальнику) о совершении дисциплинарного проступка;
ж) действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка (принятие мер к предотвращению или прекращению вредных последствий проступка, материального ущерба);
з) добросовестное выполнение служебных обязанностей и высокая дисциплинированность после совершения проступка;
2) связанные с обстоятельствами, относящимися к проступку, условиям его совершения и наступившим последствиям:
а) совершение проступка под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправильными действиями потерпевшего;
б) совершение проступка под воздействием тяжелых личных или семейных обстоятельств;
в) совершение проступка в связи с ущемлением прав, законных интересов военнослужащего, унижением его личного достоинства;
г) совершение проступка впервые;
д) совершение проступка под влиянием имеющихся в подразделении недостатков в организации службы, внутреннего порядка, досуга, материальном и бытовом обеспечении;
е) отсутствие конкретных вредных последствий или их незначительный характер;
ж) совершение дисциплинарного проступка в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
Командиром (начальником) могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельства, не предусмотренные настоящей статьей.
Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается с учетом отягчающих обстоятельств:
1) относящихся к личности виновного:
а) совершение проступка лицом, находящимся в состояние опьянения;
б) совершение проступка лицом, ранее нарушавшим воинскую дисциплину, в связи с чем к нему применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия;
в) совершение проступка командиром (начальником);
г) совершение проступка во время несения боевого дежурства или при исполнении других должностных или специальных обязанностей;
д) совершение проступка командиром (начальником) совместно с подчиненным;
е) совершение проступка, связанное с использованием виновным своего служебного положения;
ж) принятие мер к сокрытию допущенного нарушения;
2) относящихся к проступку, условиям его совершения и наступившим последствиям:
а) неоднократность (повторность) проступка;
б) групповое нарушение воинской дисциплины или общественного порядка;
в) совершение проступка из корыстных и других низменных побуждений;
г) демонстративный, вызывающий характер проступка с целью отрицательно повлиять на поведение других военнослужащих, умалить авторитет командира (начальника);
д) совершение проступка связано с унижением личности, достоинства других военнослужащих;
е) имел последствием существенное нарушение внутреннего порядка;
ж) возникновение угрозы жизни или здоровью военнослужащих или других лиц;
з) причинение материального ущерба».
Принцип справедливости включает в себя требование применения одного юридического наказания за одно правонарушение[6]. К сожалению, действие этого принципа затруднено вследствие недостаточной четкости соответствующих нормативных предписаний.
Целесообразность дисциплинарной ответственности предполагает закрепление в компетенции руководителя правомочия по досрочному снятию дисциплинарного взыскания, если цель ответственности достигнута ранее срока действия дисциплинарного наказания. Следовало бы в нормативном порядке предоставить воинскому коллективу, членом которого является привлеченное к дисциплинарной ответственности лицо, право ходатайствовать перед руководителем о досрочном снятии дисциплинарного взыскания.
Принцип осуществления расследования на русском языке означает, что служебная переписка в Вооруженных Силах РФ осуществляется на русском языке. Это требование относится и к служебному расследованию. В случае, если лицо плохо владеет русским языком или не владеет им, оно вправе пользоваться услугами переводчика.
Принцип обеспечения права на защиту выражается в том, что лицо, чьи действия расследуются, вправе давать объяснения, заявлять ходатайства, знакомиться после окончания служебного расследования со всеми материалами, обжаловать решение командира (начальника), принятое по материалам расследования.
Принцип участия армейской общественности находит свое правовое закрепление в ч. 2 ст. 80 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ: командир (начальник) обязан «опираться на офицерское собрание, совместно с ним направлять усилия личного состава на активное и творческое выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением)».
Общественность может привлекаться как непосредственно для оказания помощи в процессе производства административного расследования, так и для устранения причин и условий, способствовавших проступкам и происшествиям.
Таким образом, принципы служебного (административного) расследования, как и принципы дисциплинарной ответственности, представляют собой не что иное, как теоретическое выражение или основные идеи самостоятельного вида юридической ответственности. Будучи научными выводами, они реализуются через управленческие решения и определяют правильное направление дисциплинарной практики. Эти обстоятельства предполагают разработку и принятие нормативного акта, регулирующего порядок производства по дисциплинарным проступкам военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
 
Библиография
1 Например, органы ФСБ России привлекаются для выполнения отдельных задач в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ (см. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»).
2 См., например, ст. 7 Федерального закона от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 31.01.2001 № 10.
3 Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 1982. Ч. 2. С. 333.
4 См.: Бачило И.Л., Шорина Е.В. Ответственность в управлении. — М., 1983. С. 155—156.
5 См.: Адушкин Ю.С. Вопросы совершенствования дисциплинарного законодательства // Правоведение. 1984. № 3. С. 59. См. также: Белявский В.Г. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и предупреждения правонарушений в Вооруженных Силах СССР. — М., 1983. С. 47—48; Павлов Н.И. Административная, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих. — М., 1982. С. 26—27.
6 См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1984. С. 208.