Реклама
Статья

Трансконтинентальные морские каналы: международно-правовые аспекты

В статье детально рассматриваются особенности правового режима Панамского канала.

УДК 341.224 

Страницы в журнале:  130-134

 

В.А. Сокиркин,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Международного юридического института Россия, v.sokirkin@yandex.ru

 

Общий правовой режим международных морских каналов (Суэцкий, Панамский и Кильский) сложился в обычно-правовом порядке. Тем не менее правовой режим каждого из каналов обладает своими особенностями. В статье детально рассматриваются особенности правового режима Панамского канала.

Ключевые слова: международный морской канал, правовой режим, Панамский канал, международное морское право, политические аспекты использования каналов.

 

Не так давно в прессе появились сообщения о планах Никарагуа проложить новый морской канал, который соединил бы Тихий океан с Атлантическим и стал конкурентом Панамского канала [2]. В связи с этим оживился интерес к особенностям правового режима морских каналов.

К международным морским каналам относятся Суэцкий, Панамский и Кильский. В развитии международного торгового судоходства их значение исключительно. Сооружение этих каналов значительно сократило морские пути между подавляющим большинством прибрежных государств, увеличило грузооборот в международной торговле, сократило транспортные расходы и продолжительность рейсов от портов отправления в порты назначения.

Для международного торгового судоходства не меньшее значение имеют и так называемые национальные каналы, проложенные по территории некоторых государств. В отличие от международных каналов, их режим определяется национальным законодательством государства, по территории которого пролегает тот или иной канал. Например, Коринфский канал является одним из важнейших путей Средиземноморского бассейна. Его режим не регулируется каким-либо международным соглашением. К подобного рода каналам можно отнести и Сайменский, российская часть которого по соглашению между Советским Союзом и Финляндией 1963 года передана в аренду на 50 лет с правом Финляндии на продление соглашения. Канал соединяет финские озера с Балтийским морем.

Процесс развития международного судоходства привел к выработке обычных норм международного права. Согласно этим нормам в каналах, используемых для международного судоходства, не могут создаваться препятствия для свободного прохода иностранных судов, как это принято в проливах [2].

Правовое положение и режим указанных морских каналов неодинаковы. Например, плавание по Суэцкому каналу регулируется положениями Константинопольской конвенции 1888 года и национальным законодательством Египта. Несколько иное положение сложилось в отношении Кильского и Панамского каналов.

Панамский канал, один из важнейших среди всех мировых морских каналов, заслуживает особого внимания. Он был построен и открыт для навигации в 1914 году и соединяет Тихий и Атлантический океаны. До постройки этого канала пути международного торгового судоходства пролегали через Магелланов пролив вокруг Южной Америки. С введением в эксплуатацию Панамского канала положение значительно изменилось в лучшую сторону. Канал почти вдвое сокращает путь между восточным и западным побережьем США, например, от Нью-Йорка до Сан-Франциско — на 7818 миль, т. е. почти на 60%; до Панамы — на 8839 миль, т. е. почти в 5 раз; до Чили — на 3710 миль; до Ванкувера (Канада) — на 7818 миль, и так далее. Эти обстоятельства послужили среди прочего причиной интенсивной экспансии США в Центральной и Южной Америке.

Канал строился в духе «политики канонерок», о чем убедительно свидетельствуют размеры шлюзов: длина — 300 м, ширина — 33 м, глубина на пороге шлюза 12,3 м. Для большей наглядности сопоставим размеры шлюза с размерами американских линкоров середины ХХ века: «Айова», «Миссури», «Нью-Джерси», «Висконсин» имели длину 263 м, ширину 32,9 м и осадку 11 м. Как видим, все эти линкоры могли свободно проходить по Панамскому каналу из одного океана в другой, как и ударные американские авианосцы «Корал Си», «Мидуэй», «Франклин Д. Рузвельт», которые имели длину 295 м и осадку 10 м. Таким образом, США всегда придавали каналу исключительно важное стратегическое значение. Все корабли, составляющие основную ударную силу ВМФ США, прекрасно «вписываются» в шлюзы Панамского канала. Добавим также, что через канал могут проходить и современные супертанкеры, что значительно повышает его экономическое значение.

Еще одним достоинством Панамского канала является то, что он может одновременно пропускать суда, следующие в разных направлениях, — с востока на запад и с запада на восток. Шлюзы у всех плотин сделаны в виде двух параллельных камер, что позволяет проводить суда одновременно в две линии. Среднее время прохода через канал составляет от 8 до 11 часов, но, при необходимости, его можно сократить до 4 часов. В среднем пропускная способность канала лежит в пределах 40—50 крупнотоннажных судов в сутки. В настоящее время эта пропускная способность несколько увеличена.

Интерес США к зоне Панамского канала существовал издавна. Еще в 1881 году США открыто заявили, что считают себя единственным гарантом целостности колумбийской территории и нейтралитета Панамского канала. Здесь просматривается явное стремление ослабить влияние Англии в этом районе и заставить ее отказаться от каких-либо претензий на зону канала. США удалось осуществить свои намерения в 1901 году, когда в результате тяжелой колониальной войны с бурами в Южной Африке Англия подорвала свое могущество. Тогда между великими морскими державами был подписан договор об отказе Англии от всех претензий на Панамский канал. Так США получили исключительное право на строительство канала, а также полную свободу захвата зоны предстоящих работ. Но для своих действий США надо было изыскать более или менее благовидный предлог.

Государственным секретарем США Дж. Хеем и поверенным в делах Колумбии в США Т. Эрраном (Т. Herran) 22.01.1903 г. был подписан договор, вошедший в историю как договор Хея — Эррана. По этому договору США за 10 миллионов долларов и ежегодную ренту в 250 тысяч долларов намеревались заполучить часть национальной территории Колумбии и взять под свой контроль не только зону Панамского канала, но и весь Панамский перешеек. Однако колумбийский конгресс договор не ратифицировал. Тогда при поддержке вооруженных сил США, а также их спецслужб в штате Панама произошло восстание. В Панаме было создано временное правительство, и 04.11.1903 г. года она была провозглашена «независимой» республикой, которую через несколько дней признали США. А уже 18.11.1903 г. между Панамской республикой и США был подписан договор, по которому США получили неограниченные права на зону будущего канала (далее — Договор 1903 года). Панама предоставила своим «партнерам» на неограниченный срок право пользования зоной Панамского перешейка и контроля над ней в целях постройки, поддержания, эксплуатации и охраны межокеанского канала. К ним же было приписано право пользования и другими землями и водами за пределами обозначенной зоны, которые могут оказаться необходимыми или подходящими для постройки, поддержания, эксплуатации, приведения в санитарное состояние и защиты канала.

По договору США на неограниченное время также отошли все острова в зоне канала, включая и группу малых островов в Панамском заливе — Перико, Наос, Кулебра и Фламенко. Правительству Панамской республики, не имевшей в то время даже Конституции, ничего другого не оставалось, как ратифицировать этот кабальный договор. Началась долгая, изнурительная борьба панамского народа за свое законное суверенное право владеть зоной Панамского канала, проложенного по панамской территории. Со временем эта борьба принесла свои плоды. В 1962 году под давлением народного движения США были вынуждены согласиться на переговоры по пересмотру Договора 1903 года. Их результаты были более чем скромны. Панамцам разрешили поднимать свой флаг в зоне канала рядом с американским, что соблюдалось далеко не всегда.

Далее режим Панамского канала регулировался Договором о Панамском канале, подписанным между США и Республикой Панама 07.09.1977 г. года в Вашингтоне (далее — Договор о Панамском канале 1977 года); Договором о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала 1977 года (далее — Договор о нейтралитете), а также Протоколом к Договору о нейтралитете.

Договор о Панамском канале отменил Конвенцию о канале на Панамском перешейке между США и Республикой Панама 1903 года; Вашингтонский договор о дружбе и сотрудничестве 1936 года; Договор о взаимопонимании и сотрудничестве, а также относящийся к нему Меморандум о достигнутых взаимопониманиях, согласованный и подписанный в Париже 25.01.1956 г. США и Республикой Панама; все другие договоры, конвенции, соглашения и обмены нотами между США и Республикой Панама, касающиеся Панамского канала, которые оставались в силе до вступления в силу данного Договора; положения, касающиеся Панамского канала, имеющиеся в других договорах, конвенциях, соглашениях и обменах нотами между США и Республикой Панама, которые оставались в силе до вступления в силу Договора. Далее Договор констатирует, что Республика Панама, являясь сувереном над своей территорией, предоставляет США права, необходимые для регулирования транзита судов через канал, а также для управления, эксплуатации, обслуживания, усовершенствования, защиты и обороны канала.

В начале 2000 года началась передача Панамского канала под суверенитет Республики Панама. Перед правительством Панамы встала сложная задача. Необходимо было, не нарушая интенсивности эксплуатации этого сложного грандиозного сооружения, продолжить обеспечение движения судов по каналу, уже опираясь на собственные кадры. Теперь уже панамская администрация канала должна, в частности, принимать и обеспечивать соблюдение всех правил, касающихся прохода судов по каналу, и других правил в отношении навигации и вопросов торгового судоходства; назначать, соблюдать, собирать и удерживать сборы, а также другую плату, устанавливать и изменять порядок ее начисления за пользование каналом; публиковать Правила и обеспечивать их выполнение для эффективного осуществления прав и обязанностей администрации канала.

Рассмотрим вкратце некоторые положения ранее действовавших нормативных актов. В соответствии с положениями Договора о Панамском канале  можно констатировать, что Республика Панама, являясь сувереном над своей территорией, предоставляла США права, необходимые для регулирования транзита судов через канал, а также для управления, эксплуатации, обслуживания, усовершенствования, защиты и обороны канала. Все эти функции теперь передаются правительственным учреждениям Панамы. Возникающие вопросы и проблемы, видимо, будет решать созданный ранее Консультативный комитет по Панамскому каналу, который состоял из равного количества высокопоставленных американских и панамских представителей. Комитет осуществлял консультативное обслуживание США и Панамы по вопросам политики, касающейся эксплуатации канала; общих принципов начисления сборов; найма на работу и мероприятий по обучению персонала для расширения участия граждан Панамы в эксплуатации канала.

Не менее интересен и Договор о нейтралитете. Этим договором канал объявлен международным транзитным водным путем со статусом постоянного нейтралитета, как и любой другой международный водный путь, проходящий либо полностью, либо частично по территории, в частности, Республики Панама. Как в мирное, так и в военное время канал должен оставаться безопасным и открытым для мирного транзита судов всех флагов без дискриминации против любой страны и ее граждан. Канал и Панамский перешеек не должны быть объектом репрессий в любом военном конфликте между другими государствами мира. К транзитным судам предъявляются следующие требования: добросовестная выплата сборов и оплата услуг за транзит и обслуживание; соблюдение всех правил плавания по каналу; в канале транзитные суда не должны вести боевые действия.

Все сборы и другие виды оплаты за обслуживание при транзите должны быть обоснованными, разумными, справедливыми и соответствовать принципам международного права. Всем судам может предъявляться требование четко определять финансовую ответственность и гарантии выплаты разумной и соразмерной компенсации, соответствующей международной практике и нормам за ущерб, который может причинить при транзите каналу и его сооружениям судно, идущее каналом. Суда, находящиеся в государственной собственности, могут иметь документ, подтверждающий, что если при проходе каналом возникнет аварийная ситуация, то государство покроет нанесенный каналу и его сооружениям ущерб.

Корабли и вспомогательные суда ВМФ всех государств имеют право на транзит через канал во всякое время независимо от их внутреннего распорядка, энергетической установки, места постройки, пункта назначения и вооружения. Они не подвергаются инспекторскому осмотру, обыску или досмотру. Однако к ним может быть предъявлено требование подтвердить, что они выполняют все необходимые медицинские, санитарные и карантинные правила. Командир корабля может отказаться сообщить сведения о внутреннем распорядке, месте постройки, вооружении, грузах и пункте назначения. Но от судов вспомогательного флота могут потребовать представления письменных заверений, удостоверенных высоким государственным должностным лицом, о том, что в данном случае они используются только на государственной некоммерческой службе.

Представляет интерес ст. 5 Договора о нейтралитете, в которой сказано: «После прекращения действия Договора о Панамском канале только Республика Панама будет эксплуатировать Канал и содержать военные силы, военные объекты и сооружения на своей национальной территории». Кораблям и вспомогательным судам ВМФ США и Республики Панама предоставляется право быстрого транзита через канал. В качестве депозитария Договора о нейтралитете и связанных с ним документов выступает Организация американских государств.

Таким образом, краткая история и обстоятельства эксплуатации Панамского канала показывают неизбежное переплетение огромного множества политических, экономических и иных факторов, влияющих на складывание его правового режима [1].

 

Список литературы

 

1. Гуреев С.А. Международные проливы и каналы // Международное морское право: учеб. пособие. М., 2003.

2. Китайцы в Никарагуа начинают строительство канала, альтернативного панамскому. URL: http://vgil.ru/2013/06/09/kitajcy-v-nikaragua-nachinayut-stroitelstvo-kanala-alternativnogo-panamskomu/ (дата обращения: 18.02.2015).

 

3. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена отраслевому юридическому режиму. Отмечается, что отраслевой юридический режим, по существу, представляет собой предмет правового регулирования, взятый с точки зрения его нормативной модели, причем на общеотраслевом уровне — в контексте принципов права, а на внутриотраслевом (так называемый специальный правовой режим) — с учетом конкретных норм.
Добавлено: 04.06.2023
Рассматриваются правовые вопросы, связанные с реализацией Турцией проекта канала «Стамбул», такие как определение правового режима Стамбульского канала
Добавлено: 04.05.2022
Целью исследования является рассмотрение гражданско-правового метода в качестве элемента складывающегося в цивилистической отрасли юридического режима.
Добавлено: 04.05.2022
Актуальность рассмотрения правовых аспектов цифровой трансформации общества в контексте обеспечения информационной безопасности обусловлена очевидной незащищенностью лиц, их прав и законных интересов в потоке информации.
Добавлено: 06.04.2022
Понятие «конституционная законность» тесно связано с понятием «законность» и соотносится с ним как часть и целое, как общее и отдельное.
Добавлено: 28.12.2019