УДК 342:347.734 

Страницы в журнале: 74-79

 

А.В. БЕЗРУКОВ,

кандидат юридических наук, начальник кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России (г. Екатеринбург),

 

И.В. ТЕПЛЯШИН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета

 

Рассматриваются концептуальные основы формирования образовательной политики с учетом конституционно-правовых преобразований в современной России. Проведен анализ совершенствования механизма российского высшего юридического образования. Обоснована важность практической составляющей при подготовке специалистов с высшим юридическим образованием.

Ключевые слова: образовательная политика, российское образование, высшее юридическое образование, научное сообщество, практическая направленность обучения, конституционные преобразования, российская общественность.

 

Formation of the concept of the higher juridical education in modern Russia: the theory and practice

 

Bezrukov A., Tepljashin I.

 

Conceptual bases of formation of an educational policy taking into account constitutionally-legal transformations to modern Russia are considered. Analysis of improving the mechanism of higher law education in Russia. Justified the importance of enhancing the practical component of training specialists with higher law education.

Keywords: educational policy, Russian education, higher law education, scientific community, action-oriented learning, constitutional changes, Russian public.

 

Социально-правовые преобразования, происходящие в России, все более очевидно демонстрируют определенное продвижение российского общества по пути формирования новых принципов образовательной политики, процессов воспитания высококвалифицированных и востребованных на современном рынке выпускников высших образовательных учреждений. Выстраивается система социальной обусловленности критериев подготовки специалистов с высшим образованием. Тенденции в социально-правовой жизни российского общества диктуют необходимость модернизации образовательных стандартов, норм и отношений в этой сфере.

При этом российская социальная жизнь характеризуется отсутствием сложившейся сегодня продуктивной концепции образовательной политики. В рамках данного направления современная наука настаивает на необходимости формирования социально востребованной и последовательной стратегии развития российского юридического образования.

Анализ состояния российского юридического образования показывает, что качественной составляющей в системе представленной формы образования не уделяется должного внимания. В этом плане специалисты обоснованно отмечают изъяны такого образования: превращение процесса образования в исключительно голую бизнес-наживу отдельных его организаторов; подготовка «дикими» рыночными методами ключевых специалистов (судей, прокуроров, следователей, нотариусов, оперативных работников спецслужб, государственных служащих), требующихся для обеспечения устойчивости государственности и правопорядка; отсутствие у выпускников глубоких системных специальных знаний и, соответственно, компетентности в деле формирования правовой базы и применения законных процедур в защите интересов личности, хозяйствующих субъектов, государства[1].

Представляется, что магистральными направлениями процесса повышения качества юридического образования в контексте проводимых конституционно-правовых преобразований в современной России могут выступить следующие.

1. Поступательное применение инновационных средств образования: дистанционного обучения, сетевого образования, различных форм самообучения.

Надо полагать, что новые подходы позволят отражать тенденции развития общества, интересы и предпочтения современного студента. Безусловно, эти формы обучения следует реализовывать в сочетании с традиционными принципами образования. В этом плане не утрачивают своей актуальности вопросы определения (наряду с классическими моделями) альтернативных форм обучения: дистанционного и сетевого обучения, использования мультимедийного образовательного ресурса и др. Представляется, что дистанционное обучение предполагает существенное изменение модели образовательного процесса. Безусловно, можно говорить и о других формах профессионального обучения в современных условиях.

2. Целенаправленная деятельность научного сообщества, ориентированная на создание российской юридической школы, отвечающей не только общегосударственным потребностям, но и общемировым вызовам.

Особое внимание в этом вопросе следует обратить на сохранение действующего состава педагогов-профессионалов, а также подготовку нового профессорско-преподавательского научного коллектива, как в рамках отдельного вуза, так и в масштабах всего государства. Представляется, что не только научные командировки и периодическое повышение квалификации, но и практическая деятельность в федеральных и региональных органах государственной власти в качестве консультантов, экспертов, специалистов обеспечат системный и качественно новый уровень прикладного характера изучения дисциплин юридического цикла.

3. Работа, направленная на формирование и реализацию критериев оценки качества подготовки и деятельности высших образовательных учреждений страны.

Здесь необходимо определить, что должно быть положено в основу подобной оценки: эффективность учебно-методической работы вуза, кадровый и научный потенциал, системность научно-исследовательской и иной творческой деятельности студенческого сообщества вуза, материально-техническая оснащенность, востребованность на рынке труда выпускников учебного заведения, отзывы работодателя и общественности в целом; очень важно проводить централизованный мониторинг образовательных услуг. В этом плане следует сопоставлять возможности выпускника юридического вуза и требования работодателя. Очевидно, что в современных условиях развития социальных отношений юридические знания могут быть востребованными и значимыми не всегда и не в любой сфере.

4. Разрешение вопросов, касающихся качества и престижности российского юридического образования, восприимчивости инновационных идей и тенденций.

Закрепление достигнутых успехов в указанном направлении зависит в том числе от эффективности механизма противодействия коррупции в данной сфере, должного внимания к представленному вопросу со стороны контролирующих органов государства, формирования ясной и прогрессивной государственной стратегии развития высшего юридического образования.

5. Изменение менталитета и культуры российского общества в отношении процесса обучения, получения высшего юридического образования как социального блага и дальнейшей осознанной реализации знаний.

В российском правосознании должен произойти своего рода перелом в пользу ценностных характеристик высшего образования.

6. Принятие мер, направленных на повышение качества получаемых студентом знаний и юридической науки в целом, таких как: создание гармоничной модели должного стимулирования работы профессорско-преподавательского состава; организация группы экспериментальных площадок для апробирования идей, предлагаемых ведущими научно-исследовательскими институтами и юридическими школами; обеспечение финансирования зарубежных поездок профессорско-преподавательского состава с целью обмена научно-педагогическим опытом; формирование системы оперативной передачи информации о нововведениях, инновационных проектах, предложениях в исследуемой сфере среди специалистов и организаторов научно-педагогического процесса.

7. Восприятие в качестве основы перспективного развития российского юридического образования граждан таких принципов, как эволюционность и историческая последовательность развития российского общества, солидарность и консолидация общественного мнения, эффективность работы органов власти и их ответственность перед обществом, конструктивное взаимодействие различных научных сообществ и школ.

Очевидно также, что основные проблемы высшей гуманитарной науки следует решать через призму историко-политических и культурно-духовных особенностей эволюции в российском обществе самой личности.

8. Формирование у выпускника вуза в условиях современного российского общества таких качеств, как инициативность и ответственность, самостоятельное автономное обладание социально-экономическими и организационно-управленческими и конституционно-правовыми знаниями в профессиональной деятельности для решения поставленных задач, активное использование правовых и интеллектуальных ресурсов.

В этом плане справедливо подчеркивается, что специалисты должны отличаться инновационным мышлением, т. е. не только наличием знаний общего и специального характера, но и способностью оперативного реагирования на возникшую проблему с использованием новейших подходов[2]. К тому же важную роль в воспитании будущего профессионала играют психологические качества личности: интуиция, творчество, прагматизм и рациональность мышления. Специалист, формируемый в соответствии с общественными потребностями, непременно получает навыки в правовой сфере, является неотъемлемой частью механизма профессиональной научно-практической деятельности и процесса становления развитого российского государства и общества.

9. Исследование вопросов соответствующей специализации в условиях профессиональной подготовки специалистов с высшим юридическим образованием.

При реализации юридической образовательной программы необходимо обращать внимание на формирование специалиста не только в состоявшихся уже сегодня направлениях конституционно-правовой деятельности, но и в таких востребованных сферах, как конституционное правосудие, российский федерализм, конституционный процесс, конституционные основы корпоративной деятельности, национальная безопасность, конституционные гарантии личности и пр.

10. Восприятие подготовки обучаемых к полноценной практической деятельности как важнейшей цели обучения специалистов в системе юридического образования.

В Указе Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» в числе основных задач предписано: обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы. Направление на практическое применение полученных знаний определено в Федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803). Важными являются способы обеспечения практической направленности при изучении той или иной отраслевой юридической дисциплины. Приемлемо, например,  применение моделирования в форме проведения учебных ролевых игр с распределением деловых качеств. В этом плане усиление практической составляющей образовательного процесса в сфере юриспруденции обусловлено потребностями обеспечения качественного уровня преподавания и юридической практики и определено нормативно, что свидетельствует о важности обозначенной проблемы юридического образования и влечет необходимость разработки определенных предложений в направлении гарантированности конституционной практической составляющей при обучении юристов.

11. Осознание того, что не все юридические дисциплины позволяют легко найти выход в практическую плоскость.

Одной из таких наук является, например, конституционное право. Будучи фундаментальной дисциплиной и ведущей отраслью национального права, регулирующей наиболее важные общественные отношения, конституционное право должно преподаваться обучаемым с той позиции, что оно не призвано комплексно регулировать все общественные правоотношения (гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.) исчерпывающим образом. Его задача — закрепить исходные понятия и принципы, правила, сообразно которым должны регулироваться общественные отношения в конкретной отрасли права более детально. Однако следует учесть, что именно конституционное право в случае пробельности отраслевых норм или их противоречия конституционным нормам призвано заполнять такие пробелы и устранять коллизии, тем самым комплексно работая в национальной системе права. Поэтому необходимо решение важной задачи преподавания — показать обучаемым на первых этапах изучения, каким является практическое конституционное право. Следовательно, выстраивание преподавания данного курса нужно организовать так, чтобы студенты получали не только теоретические знания, но и практические навыки. Обучаемые должны быть подготовлены к восприятию нестандартных задач, которые неизбежно будут возникать в ходе практической деятельности.

При этом в концептуальную основу высшего юридического образования необходимо внести современные демократические взгляды на базовые тенденции развития правовой жизни российского общества и государства, перспективные методы управления социальными процессами во всех областях жизнедеятельности человека, главные направления эволюции инновационной политики России.

Сегодня важно учесть основополагающие сферы социально-правовой действительности в современной России, требующие пристального научного и академического исследования, а значит, изучения в рамках высшего юридического образования.

Вопросу изменения российского общества уделяется пристальное внимание на высшем политическом уровне. Так, в ежегодном послании Федеральному собранию РФ Президент РФ сконцентрировался на дошкольном образовании и подчеркнул необходимость поддержать вариативные формы дошкольного образования[3]. В этом вопросе, как видится, исследование качества гуманитарного, в том числе юридического, образования в механизме совершенствования жизни российского общества приобретает особое значение, является очевидным и должно осуществляться в продолжение достигнутых успехов начальной школы.

Особого внимания заслуживает деятельность государства, направленная на противодействие коррупции в нашей стране. Сформирована правовая база и проводятся организационно-правовые мероприятия по противодействию коррупции, что позволило выстроить и упорядоченно организовать систему координации и согласованного функционирования органов государственной власти, выполняющих функции профилактики и противодействия коррупции, привлечь институты гражданского общества в направлении противодействия коррупции. Национальный план противодействия коррупции 2008 года в образовательной части предусмотрел меры по изменению профессионального уровня юридических кадров, в их числе: повышение качества образовательных услуг и усиление государственного контроля за работой образовательных учреждений, реализующих программы в области юриспруденции; совершенствование системы подготовки педагогических кадров в области юриспруденции; воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону.

Особой областью методологического исследования является организованная преступность, которая проникает во многие сферы жизнедеятельности общества и представляет наибольшую опасность для общества. Важно сформировать учебно-методическую составляющую российского юридического образования с учетом социально-правовой характеристики подобных негативных проявлений состояния российского общества и государства.

Необходимо исследовать проблему федерализма, в рамках которого проводятся государственные преобразования, связанные с укреплением вертикали власти, образованием федеральных округов, разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, укрупнением субъектов Российской Федерации, изменением порядка формирования Совета Федерации, отказом от выборов глав субъектов Российской Федерации, реформированием избирательного законодательства в направлении централизации и укрепления партийной системы (введение обязательного использования пропорциональной избирательной системы на федеральном, региональном и местном уровнях выборов представительных органов). Как видится, федеративные отношения находятся в прямой зависимости от миграционных, геополитических процессов и требуют пристального внимания со стороны академической юридической науки.

Значимыми являются процессы интеграции России в формирующиеся наднациональные системы. Показательные примеры международной глобализации, интеграции правовых систем, гармонизации международно-правовых отношений должны выступить предметом академического и научного исследования с позиций юридического сообщества.

Следует сфокусировать внимание научного сообщества на проблеме национальной безопасности. Содержание национальной безопасности включает в себя государственную, общественную и личную безопасность граждан. На наш взгляд, здесь очень важно удвоить усилия по повышению качества правового просвещения российской общественности. Необходимо привлекать различные негосударственные формирования (ассоциации юристов России, конституционалистов России и др.) к повышению правовой культуры общества, формированию необходимых правовых установок личности. Кроме того, в условиях современного состояния правовой действительности пристальное внимание следует обратить на конституционные принципы, а также на организационно-правовую технологию механизма, обеспечивающего национальную безопасность в России. Необходимо исследовать критерии эффективности стратегии российской модели национальной безопасности, к которым можно отнести: общественное присутствие, участие в этом общенациональном процессе представителей гражданского общества, действие законов конституционного строя, эффективность государственной власти.

В итоге эти и другие актуальные сферы общественных отношений, безусловно, нуждаются в своей оценке со стороны юридической науки, российского законодателя и правоприменителя. Полагаем, что в рамках обозначенных вопросов особое внимание должно уделяться системе эффективного государственного управления образовательной и научной политикой. Как подчеркивает Е.М. Примаков, в каждом федеральном округе следует создать не менее трех—пяти образовательных кластеров, основу которых составят высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав кластеров могут войти также отраслевые вузы, средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов[4]. Следует принять во внимание такие новации.

Предлагаемые идеи носят дискуссионный характер, могут выступить предметом дальнейшего научно-практического исследования и являются востребованными и необходимыми для формирования базовых основ российского юридического образования в целом. Современную образовательную политику российского государства необходимо подвергнуть системному теоретическому анализу с последующим выстраиванием организационно-правовой технологии совершенствования российского высшего юридического образования с учетом прежде всего конституционных преобразований. В этом плане стоит разделить мнение В. Зорькина, который отмечает, что юрист, следящий за правовыми нормами, соблюдаемыми в острой фазе того или иного переходного процесса, перестав отдавать себе отчет в том, что он имеет дело с определенным процессом, перестанет быть юристом. И станет никчемным, никому не нужным буквоедом, неспособным помочь людям решить их проблемы, смягчить потрясения, погасить дух распри, воспылавшей в человеческих умах и сердцах[5].

Таким образом, учет прогрессивного конституционного развития российского государства и гражданского общества — важнейший из аспектов стабильной эволюции образовательной политики в современной России. Общество и работодатель ожидают итогов эффективной реализации выпускниками высших учебных заведений полученных знаний, приобретенных навыков и умений в практической деятельности.

 

Библиография

1 См.: Невинский В.В. Юридическое образование на вершине реформ высшей школы // Российское право: образование, практика, наука. 2009. № 11—12. С. 23.

2 См.: Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал российского права. 2009. № 8. С. 3—13.

3 См.: Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 дек. № 5350 (271).

4 См.: Россия перед выбором. Евгений Примаков: прежде всего надо понять, что может помешать нам создать новую экономику // Российская газета. 14 янв. № 4.

 

5 См.: Право — для человека. Валерий Зорькин уверен, что угроза финансово-экономической пандемии — результат отклонений от принципа верховенства права // Там же. 2008. 25 нояб. № 241.