УДК 347.51:349.6
 
А.Ф. УЛАСЕНЬ,
доцент кафедры Военной академии войсковой ПВО ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского (г. Смоленск), соискатель кафедры «Трудового права гражданского и арбитражного процесса» Военного университета (г. Москва)
 
В статье на основании анализа экологического законодательства и материалов открытой печати рассматриваются правовые вопросы защиты окружающей среды от загрязнения при осуществлении военно-оборонной деятельности.
Ключевые слова: вооружение, природа, окружающая среда, обороноспособность.
 
In given clause on the basis of the analysis of the ecological legislation and materials of the open public press legal questions of protection of an environment from pollution are considered at realization of military-defensive activity.
Keywords: arms, natural, environment, defensive potentialities.
 
В   современных условиях под влиянием научно-технического прогресса и в результате увеличения объема промышленности и сельскохозяйственного производства, развития транспорта, вооружения, энергетики и роста населения резко усилилось воздействие на окружающую среду.
Вмешательство человека в природу влечет за собой такие изменения, которые могут оказаться гибельными и привести к неотвратимым экологическим последствиям.
В этой связи охрана окружающей среды — одна из важнейших современных проблем. Она затрагивает целый комплекс социально-экономических, политических, культурных отношений мирового сообщества, интересы различных производственных коллективов, социальных групп, классов, партий и государств.
Эта проблема является актуальной и для такой специфической структуры государства, как его вооруженные силы, включающей военно-промышленные объекты, военные организации, военно-технические комплексы, значительные войсковые группировки с системами вооружения и жизнеобеспечения и другими объектами.
Развитие вооружений связано с производством и растущим объемом использования материальных, научно-технических и других ресурсов, что усугубляет антропогенное воздействие на природу. Да и сам факт существования военных организаций, функционирования вооружения и техники создает источники загрязнения окружающей среды.
Обслуживание вооружения и военной техники, повседневная эксплуатация технических систем всех видов транспортных средств, разработка и создание новых образцов вооружения, строительство и использование оборонных объектов сопровождаются образованием отходов и выбросами различных веществ, оказывающих отрицательное воздействие на природу. При этом загрязнение в наибольшей степени связано с эксплуатацией атомного флота, функционированием ракетно-космической отрасли, аэродромов и баз хранения горюче-смазочных материалов, работой полигонов, жизнедеятельностью военных организаций. По некоторым оценкам суммарный эффект воздействия армии на окружающую среду в мирное время сопоставим с влиянием одной из отраслей промышленности среднего масштаба.
Таким образом, вооруженные силы являются мощным потенциальным источником экологической опасности, которая обусловлена значительными арсеналом ядерного, химического, ракетного и обычного вооружения; выполнением программ сокращения, уничтожения и утилизации ядерного, химического и обычного видов вооружения и военной техники и связана как с возможностью реального загрязнения окружающей среды, так и с большим объемом работ по реабилитации территорий.
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении военно-оборонной деятельности касаются соблюдения природоохранного законодательства на всех этапах жизненного цикла хозяйственных и военных объектов (размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений), оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
В ст. 41 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что все требования, предъявляемые к хозяйственным объектам, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
Общими экологическими требованиями при эксплуатации любых объектов, в том числе и военных, являются:
— соблюдение технологического режима и выполнение требований по охране природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей среды. Это означает: деятельность вооруженных сил в мирных стабильных условиях должна носить безвредный для природы характер, взятые у природы воздух и воду, растения, животных и полезные ископаемые необходимо использовать наиболее целесообразно и в полном объеме. Исчерпаемые ресурсы должны расходоваться экономно, а возобновляемые —
своевременно восстанавливаться;
— соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе внедрения экологически безопасных технологий, эффективной работы очистных сооружений, обезвреживания и утилизации отходов;
— проведение природоохранных и природовосстановительных мероприятий;
— соблюдение установленных специально уполномоченными государственными органами нормативов выбросов и сбросов вредных веществ;
— установление санитарно-защитных зон и очистных сооружений для животноводческих подсобных хозяйств с целью исключить загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха;
— следование правилам обращения с радиоактивными веществами и исключение превышения установленных допустимых норм радиации;
— неприменение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на организм человека и окружающую среду;
— запрет на разведение и использование биологических объектов, несвойственных природе данного региона, а также превышение установленных уровней биологического воздействия;
— запрещение превышения нормативов допустимых физических воздействий: уровней производственного и транспортного шума, допустимых вибраций, напряженности электромагнитных полей и иных показателей вредного физического воздействия.
Определение экологических нагрузок на различные компоненты окружающей среды в местах нахождения и действий войск (например, в районах дислокации и боевой подготовки), их анализ и оценка путем сопоставления с допустимыми значениями, принятие мер к недопущению загрязнения окружающей среды должны быть предметом деятельности соответствующих должностных лиц и штабов всех уровней, а также общества и государства в целом.
С учетом указанных целей общество и государство определяют стратегию природоохранительной деятельности, т. е. совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач.
К числу таких средств, наряду с нормированием, оценкой воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, лицензированием, мониторингом, контролем можно отнести и юридическую ответственность за нарушение экологического законодательства.
Юридическая ответственность предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, выполняющий три основных функции: стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний; компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и восстановление здоровья человека; превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений путем угрозы применения мер наказания и взыскания ущерба.
Таким образом, юридическую ответственность можно отнести к важнейшим инструментам принуждения к исполнению эколого-правовых предписаний в механизме права окружающей среды. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.
Вопрос о повышении эффективности мер ответственности, применяемых за экологические правонарушения, становится центральным в последнее время. Это тем более важно в условиях формирования правового государства, что требует создания соответствующей реалиям сегодняшнего дня системы законодательства, анализа и совершенствования комплекса средств и методов правового воздействия на разнообразные общественные отношения.
Актуальным становится и вопрос совершенствования правового механизма ответственности юридических лиц за преступления в области экологии. Применительно к вооруженным силам — ответственности военных организаций за нарушение экологического законодательства при осуществлении военно-оборонной деятельности. Увеличение количества совершаемых преступлений и особенно тяжесть их последствий заставляют задумываться над этой проблемой.
Одним из предполагаемых решений может быть установление уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления (что не означает устранения ответственности физических лиц).
Существующие штрафные санкции за нарушение экологического законодательства (размер их ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, никоим образом не могут способствовать восстановлению экологического баланса, измененного преступной деятельностью. Штрафы же, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера обладали бы способностью выполнять восстановительную функцию.
Необходимость определения уголовной ответственности за экологические преступления юридических лиц в общем и военных организаций в частности диктуется не только тяжелой экологической ситуацией, сложившейся в нашей стране, но и перспективами дальнейшего негативного влияния на окружающую среду различных отраслей хозяйствования и оборонной деятельности в условиях экономического кризиса.
На основании изложенного представляется возможным установить уголовную ответственность военной организации как юридического лица за экологические преступления, прежде всего представляющие собой угрозу экологической безопасности населения: загрязнение и отравление земли, воды, воздуха; радиационное загрязнение, нарушение правил захоронения или утилизации радиоактивных и иных опасных веществ и отходов; нарушение правил обращения с отравляющими веществами; загрязнение вод моря и др.
Думается, наряду с мерами по организации экономики и другими видами ответственности введение уголовной ответственности юридических лиц за негативное воздействие на природную среду будет способствовать улучшению экологической обстановки и воспрепятствует возможности загрязнения окружающей среды, а установление уголовно-правовых санкций для юридических лиц за совершение преступлений в рассматриваемой сфере будет стимулировать к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний и послужат более эффективному достижению целей наказания, сформулированных в законе.
 
Литература
 
1. Будай С.Н. Правовое регулирование экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в повседневной деятельности: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005.
2. Гамыла С.Н. Правовое регулирование
экологической экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2007.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Серов Г.П. Правовое регулирование эколо-
гической безопасности при осуществлении военно-оборонной деятельности: Дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1999.
5. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495).
6. Федеральный закон РФ от 31.05.1996
№ 61-ФЗ «Об обороне».
7. Федеральный закон РФ от 28.03.1998
№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».