К.П. АНТОШКИНА,

студентка 2-го курса Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Научный руководитель: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, доктор юридических наук, доцент О.К. Биктасов

 

Введение

Средства массовой информации, определяющие общественную повестку дня, собирают информацию, формируют и распространяют мнения о тех или иных событиях и явлениях, происходящих в обществе. Ведущая роль в формировании общественного мнения отражается в определении СМИ как четвертой власти.

Примерно четвертую часть времени бодрствования человек испытывает воздействие СМИ. Даже при беглом взгляде на новостные ленты, например, региональных интернет-изданий можем видеть, что власть имущие, политики и чиновники всех рангов нередко рисуются в негативном свете. С достаточной долей критики средства массовой информации относятся к органам управления городского, областного уровня, правоохранительным органам, судебной власти. Например, на новостных интернет-порталах Омска журналисты часто пишут о представителях власти и силовых структур как о некомпетентных, малоэффективных служащих, склонных к проявлению коррупции.

Но повсеместна ли эта тенденция? Существуют ли СМИ, приверженные объективному освещению фактов, событий и деятельности органов власти? Каков образ судебного пристава в модели действительности, конструируемой региональной прессой? На эти и другие вопросы предстоит ответить в данном исследовании.

Проблема создания положительного образа судебного пристава в массовом сознании сегодня является крайне актуальной. Судебные приставы — представители закона. Они принимают присягу, обязуются уважать и защищать права и свободы человека и гражданина на основе Конституции РФ, федеральных законов и ведомственных нормативных актов.

Современное общество требует от государственных структур, в том числе и Федеральной службы судебных приставов, максимальной открытости и гласности. От внимания представителей прессы не ускользают ни удачи, ни промахи в служебной деятельности блюстителей закона. На чем будет «якориться» взгляд читателя — на негативной информации или положительной — в значительной степени зависит от «четвертой власти».

Основные задачи, стоящие перед исследованием:

 — изучение информационного пространства для определения отношения в нем к судебному приставу и ФССП России в целом;

 — анализ публикаций СМИ с точки зрения их влияния на формирование образа судебного пристава-исполнителя;

— обобщение полученных выводов и поаспектный разбор образа судебного пристава.

Метод исследования — контент-анализ, позволяющий провести объективное изучение содержания материалов СМИ.

В качестве источника информации в публичном информационном пространстве были выбраны материалы из различного рода интернет- и печатных СМИ, вещающих на территории Омска и Омской области, а также федеральных изданий, периодически освещающих деятельность Управления ФССП России по Омской области

1. Понятие образа, его компоненты и средства выражения в текстах СМИ

1.1. Образ и имидж, формируемые СМИ. Прежде чем приступить к анализу публикаций в СМИ, необходимо определиться с понятийным аппаратом. Пожалуй, стоит начать со значения самого термина «средства массовой информации».  Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» дает следующее определение: СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Не заостряя внимания на определении явления, с которым мы сталкиваемся ежедневно и повсеместно, приступим к рассмотрению таких терминов, как «образ» и синонимичный ему «имидж», вошедшие в обиход из области деятельности, смежной с журналистикой, — связей с общественностью (PR).

Уолтер Липман, американский писатель, автор оригинальной концепции общественного мнения, определяет понятие «образ» как вид, облик; живое, наглядное представление о ком/чем-либо; тип, характер[1]. Он же приводит толкование понятию «стереотип»: это схематическое, оформленное в стандарт восприятие социального или культурного явления, обладающее большой устойчивостью. Основное свойство стереотипов заключается в том, что они влияют на принятие решения, скрывая логику процесса от внешнего наблюдателя. Стереотипы зачастую также являются делом рук СМИ.

Говоря об образе, нельзя не упомянуть об имидже. Имидж — совокупность представлений, понятий, взглядов и опыта людей в отношении организации или личности[2]. Нередко его используют в качестве синонима, говоря об образе в более узком смысле.

Свой положительный имидж ФССП России, и в частности УФССП России по Омской области, формирует реальными действиями, фактически исполненными решениями судов различных инстанций, восстановлением нарушенных прав граждан, оказанием юридической помощи нуждающимся — все это притягивает внимание СМИ, заинтересовывает общество. Однако восприятие читателями (зрителями, слушателями) работы Службы зачастую происходит сквозь призму межличностного конфликта, возникающего между сторонами исполнительного производства, который сопряжен с обостренным чувством ущемленных прав, часто — с эмоциональным поведением. Ведь разрешение гражданских споров — это всегда удовлетворение требований лишь одного из участников. В связи с этим любой минимальный промах одного из представителей Службы, любое неверно сказанное слово или неправильно истолкованное действие могут вызвать негативную реакцию средств массовой информации и населения по отношению к Службе в целом.

Можно сказать, что условия, в которых действует судебный пристав, кризисные для сторон исполнительного производства. Формирование позитивного общественного мнения в таких условиях — весьма сложная задача. В глазах общественности образ (имидж) ФССП России и УФССП России по Омской области складывается на основе:

— визуального имиджа — целенаправленного воздействия на зрительные ощущения, фиксирующие информацию о символике Службы: внешний вид судебного пристава-исполнителя, форменная одежда, знамя, флаг, автомобили с символикой, социальная реклама, листовки, буклеты, видеоролики о деятельности Службы и пр.;

— социального имиджа — внедрения в сознание потребителей СМИ представлений о целях и роли Службы в жизни общества: исполнение решений суда, обеспечение правопорядка, верность закону, действия в интересах граждан, защита и восстановление ущемленных прав детей, пожилых людей и т. д.;

— прогрессивного имиджа — формирования представлений о службе судебных приставов как о ведомстве, постоянно и эффективно развивающем инструментарий своей деятельности, занимающем активную позицию в обществе: использование информационных технологий, регулярное информирование граждан, сервис «Банк данных исполнительных производств», информационные акции, благотворительная деятельность и т. д.

Кроме того, можно выделить некоторые факторы, благоприятно влияющие на образ (имидж) судебного пристава-исполнителя, а именно:

— результативность работы (например, успешное завершение исполнительного производства, взыскание долгов по заработной плате, компенсации морального вреда);

— способность работать в сложных условиях (исполнительные действия в режиме нон-стоп в течение нескольких часов в сложной эмоциональной обстановке, при противодействии сторон исполнительного производства и т. д.);

— скорость работы (например, окончание исполнительного производства в течение не более двух месяцев);

— креативный подход к исполнению служебных обязанностей (розыск должников в социальных сетях, «свидание» с должником и т. д.);

— миролюбивое, доброжелательное, понимающее отношение судебного пристава к взыскателям и должникам, оказание им юридических консультаций;

— задержание преступников; действия, связанные с риском для жизни и здоровья; спасение граждан в ситуациях, требующих принятия экстренных мер.

1.2. Средства и способы выражения в СМИ отношения к предметам описания. Нельзя не брать во внимание то, что СМИ функционируют по своим правилам и транслируют для своих потребителей информацию, которую сами выбирают из общего информационного поля. Какая информация наиболее приоритетна, редакция решает сама. Специфика информационных сообщений может быть совершенно разной и зависеть от особенностей самого издания и состава его учредителей, диктующих свою политику и взгляды.

Тексты, создаваемые и публикуемые СМИ сегодня, выглядят гораздо менее строго в стилистическом плане, нежели 10—15 лет назад. Журналисты совершенно не стеснены в речевых средствах. Современные материалы отличают многообразие оценочной лексики, усилительных эмоциональных частиц, а также риторические вопросы, обращения и восклицания, повторы, синтаксический параллелизм. Это создает высокую степень эмоциональности изложения, его оценочности. Используя множество способов выражения отношения к описываемым событиям и явлениям, авторы текстов транслируют позицию СМИ и тем самым формируют общественное мнение.

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ