УДК 342.72/.73

Страницы в журнале: 45-55 

 

Е.С. Шугрина,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного университета им. О.Е. Кутафина Россия, Москва eshugrina@yandex.ru

Любая образовательная технология представляет собой совокупность различных методов, приемов преподавания. Встречаются монологовые, диалоговые, интерактивные методы; объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод. В статье дается общая характеристика методов, используемых в юридических клиниках, отмечается, что занятия в юридической клинике не должны быть основаны на постоянном игровом процессе, преподаватель не должен гоняться за количеством используемых методов, но выбор метода должен быть разумным и оптимальным для конкретной ситуации. При организации образовательного процесса в юридической клинике ни в коем случае нельзя допускать противопоставления традиционных и интерактивных методов. Они имеют разные цели, разные формы и содержание, направлены на достижение разного образовательного результата. В юридической клинике рекомендуется использовать не столько традиционные методы преподавания, сколько интерактивные методы, основанные на ином характере взаимодействия студентов и преподавателя. Именно интерактивные методы более эффективны для приобретения студентами профессиональных, общекультурных компетенций, предполагающих демонстрацию умений. Кроме того, рассматриваются особенности организации обучения в юридических клиниках при проведении аудиторных занятий и при работе студентов с конкретными делами.

Ключевые слова: юридическая клиника, образовательный процесс, юридическое образование, клиническое юридическое образование, образовательные технологии, интерактивные методы, обучение практическим навыкам.

 

В  соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011)) реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игровых судебных процессов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Аналогичные положения содержатся и в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464 (ред. от 31.05.2011)).

Под образовательной технологией обычно понимается система взаимодействия преподавателя и студента в рамках образовательного процесса, предопределяющая выбор и содержание используемых методов. Технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем и преподаватель, и студенты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.

При обучении в юридической клинике рекомендуется использовать технологии:

— игровые, позволяющие студентам пробовать себя в роли юриста, обучать работе с клиентами с использованием ролевых игр, демонстраций; эти технологии особенно эффективны на начальном этапе обучения в юридической клинике при проведении имитационных практических занятий;

— тренинговые, направленные на выработку и/или совершенствование практических навыков работы юриста; технологии эффективны на начальном этапе, но могут быть использованы и в последующем в случае выявления конкретных проблем, требующих устранения;

— диалоговые, предназначенные для выработки коммуникативных навыков, навыков социального общения, работы в команде; эти технологии особенно эффективны при обсуждении работы студента (группы студентов) над конкретным делом;

— компьютерные, позволяющие студентам оптимизировать работу по поиску необходимых нормативных актов и иных юридических документов для рассмотрения конкретного дела.

Любая образовательная технология представляет собой совокупность различных методов, приемов преподавания. Встречаются монологовые, диалоговые, интерактивные методы; объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод [1, с. 48—71].

Монологовые методы основываются на монологе преподавателя, при котором знания передаются студентам в «готовом» виде; студенты в этом случае усваивают знания, понимают их и запоминают, при необходимости готовы воспроизвести. Классические монологовые методы являются наименее затратными и наиболее экономными. Однако навыки и умения невозможно передать путем простой «трансляции», рассказа о них и их значении. Они нарабатываются только личным опытом и требуют самостоятельной практической деятельности студентов.

 

Интерактивные методы основаны на обучении через действие, на более активном побуждении студентов к самостоятельным действиям по поиску и освоению новых знаний, готовности и способности применять их непосредственно на практике в ходе занятия или при рассмотрении конкретного дела. Студенты вынуждены демонстрировать одновременно новые знания и определенные навыки практической работы, которые в последующем при необходимости могут совершенствоваться, т. е. демонстрировать умения. Меняется мотивация студентов, их отношение к собственным образовательным результатам.

В рамках объяснительно-иллюстративного метода преподаватель сообщает студентам готовую информацию, иллюстрирует ее примерами из юридической практики, а студенты в меру своих способностей воспринимают, запоминают эту информацию.

Метод проблемного изложения предполагает не столько иную форму подачи материала преподавателем, сколько другое содержание материала, рассчитанного на подготовленных студентов, обладающих определенным багажом знаний.

Частично-поисковый метод сводится к тому, что преподаватель сознательно расчленяет учебный материал на отдельные темы, проблемы, задачи. Студент учится искать исходный материал и делать последовательные шаги в изучении темы, решении каждой из проблем или задач.

Исследовательский метод обучения более пригоден для решения индивидуальных теоретических задач, самостоятельного усвоения нового теоретического материала; обычно метод используется при работе над курсовыми, дипломными работами. Нередко юристам приходится проводить целые исследования в незнакомых им областях знания, чтобы решить возникшую профессиональную задачу. Данный метод является весьма эффективным для индивидуального обучения.

При организации образовательного процесса в юридической клинике ни в коем случае нельзя допускать противопоставления традиционных и интерактивных методов. Они имеют разные цели, формы и содержание, направлены на достижение разного образовательного результата. В юридической клинике рекомендуется использовать не столько традиционные методы преподавания, сколько интерактивные методы, основанные на ином характере взаимодействия студентов и преподавателя. Именно интерактивные методы более эффективны для приобретения студентами профессиональных, общекультурных компетенций, предполагающих демонстрацию умений, т. е. владение практическими и теоретическими действиями на базе усвоенных знаний и приобретенных навыков.

Использование в юридической клинике различных образовательных технологий, в том числе интерактивных методов, существенно меняет роль и место преподавателя в образовательном процессе, к нему предъявляются дополнительные требования. Преподаватель в юридической клинике должен владеть не только профессиональными компетенциями, обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями и умениями, но и инструментальными компетенциями, т. е. быть способным применять различные образовательные технологии.

Преподаватель при проведении занятий в юридической клинике сознательно отказывается от роли ментора, владеющего «истиной в последней инстанции», и от традиционной информативно-контролирующей функции в учебном взаимодействии. Его роль состоит в организации учебной деятельности  и стимулировании познавательного интереса и устремления индивидуально у каждого студента. Это обусловливает выбор соответствующей образовательной траектории, формирование новой образовательной стратегии [1, с. 48—71].

Именно от преподавателя, его педагогической индивидуальности, способностей к творческому поиску, постоянной рефлексии своей профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования зависит степень овладения студентами теоретическими знаниями и профессиональными навыками.

Выбор конкретной образовательной технологии, основанной на сочетании различных методов преподавания, должен осуществляться преподавателем самостоятельно с учетом цели занятия, ожидаемого образовательного результата, а также личных качеств преподавателя и уровня подготовки студентов. Сочетание традиционных и интерактивных методов должно быть разумным и эффективным, направленным на достижение максимального образовательного результата.

Использование деятельного подхода, интерактивных методов преподавания предъявляет дополнительные требования и к уровню подготовки студентов, обучающихся в юридической клинике. При отсутствии у студентов необходимых знаний выработка навыков невозможна. Объем первоначальных знаний в области материального и процессуального права обусловлен специализацией юридической клиники, той программой, в рамках которой обучается студент. Если уровень знаний отдельных студентов в каких-то вопросах не отвечает требуемому уровню, то рекомендуется использовать частично-поисковый метод и/или исследовательский метод, побуждать иными способами студентов оперативно восполнить свои пробелы в знаниях.

Обучение в юридической клинике следует проводить в несколько этапов. Образовательная компонента должна предполагать проведение занятий по обучению основным навыкам практической работы и занятий, предполагающих получение студентами дополнительных знаний, обусловленных особенностями работы с клиентами или категорией дел. Только после успешного завершения этого этапа обучения студенты могут допускаться до работы с реальными клиентами по конкретным делам.

В юридической клинике меняется сам характер организации учебной деятельности. От студента, нацеленного на формирование профессиональных компетенций, нет смысла требовать запоминания и правильного, по заданному в лекции или учебнике «образцу» воспроизведения (транслирования) информации. А от преподавателя уже не достаточно «выставить оценку» за данный ответ [4, с. 907—916].

Студент ставится перед необходимостью решать творческую задачу, у которой нет заранее известного преподавателю правильного ответа. Смысл обучения состоит в том, чтобы студент проанализировал возможные варианты и способы решения поставленной перед ним практической задачи или проблемы, выбрал из них, по его мнению, оптимальный, обосновал правильность сделанного выбора, опираясь на имеющиеся у него и вновь полученные знания, и формируя новый для него личный опыт их применения [1, с. 48—71].

Существует огромное количество интерактивных методов, в том числе ролевые игры; демонстрация, использование наглядных средств; Сократов метод, вопрос-вопрос, вопрос-ответ; мозговой штурм; работа в малых группах; приглашение эксперта, специалиста; творческие проблемные задания; дерево решений; займи позицию; ПОПС-формула; техника комментирования; дискуссии, дебаты. Однако занятия в юридической клинике не должны быть основаны на постоянном игровом процессе, преподавателю не следует гоняться за количеством используемых методов, но выбор метода должен быть разумным и оптимальным для конкретной ситуации.

При проведении занятий в юридической клинике рекомендуется использовать ряд методов.

 

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ