С.Ю. ГУСАКОВ,

начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП  России по Волгоградской области

 

За последние годы Федеральная служба судебных приставов сделала существенный рывок на пути автоматизации процесса принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов.

Процесс внедрения информационных технологий осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне путем заключения и реализации соответствующих соглашений об электронном взаимодействии с кредитными и иными организациями, а также с государственными органами и органами местного самоуправления.

Развитие информационных технологий позволило практически полностью автоматизировать процесс получения в кредитных организациях информации о счетах должников и реализовать возможность обращения взыскания на денежные средства на указанных счетах путем вынесения соответствующего постановления в электронном виде, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. За 10 месяцев 2015 года судебными приставами-исполнителями УФССП России по Волгоградской области вынесено 1 956 006 постановлений об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должников в кредитных организациях.

Вместе с тем интенсификация работы по обращению взыскания на денежные средства должников, находящиеся на счетах в кредитных организациях, позволила  увеличить не только количество исполненных судебных актов и актов иных уполномоченных органов, но и количество обращений граждан по вопросу списания со счетов денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) нельзя обращать взыскание (алиментные платежи, социальные пособия и т. д.).

В связи с этим в правоприменительной практике судебных приставов-исполнителей, а также судебной практике возникает множество вопросов о возможности обращения взыскания на денежные средства, поступающие на счета, открытые в кредитных организациях.

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель принимает меры принудительного исполнения (статьи 30, 68 Закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. При этом предусмотрен закрытый перечень видов счетов, на денежные средства на которых не может быть обращено взыскание. Так, не может быть обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.

Следовательно, на денежные средства, находящиеся на всех иных счетах, судебный пристав-исполнитель при исполнении исполнительных документов обратить взыскание обязан.

Но как быть с денежными средствами, поступающими на счета граждан от источников, предусмотренных ст. 101 Закона? Можно ли выделить именно эти денежные средства из общей массы денежных средств, находящихся на счете? Необходимо ли отменять меры по обращению взыскания на денежные средства на счете должника в случае, если судебному приставу-исполнителю представлен документ о перечислении на указанный счет соответствующих социальных выплат?

Как известно, такой объект гражданских прав, как деньги, относится к вещам, определенным родовыми признаками. Согласно ч. 1 ст. 845 ГК РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Таким образом, отношения между кредитной организацией и владельцем счета носят обязательственно-правовой характер.

Согласно п. 2.1 инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»  банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Ни гражданское законодательство, ни законодательство о банках и банковской деятельности не предусматривает выделение отдельных видов счетов, предназначенных исключительно для распоряжения средствами, поступающими в качестве социальных и иных выплат, на которые не может быть обращено взыскание.

Таким образом, на счета, открытые физическим лицам, могут поступать денежные средства от источников, предусмотренных ст. 101 Закона (социальные и иные выплаты), и от других источников. При этом, если на счет поступают денежные средства и от одного, и от другого источника, выделить, на какие именно  средства не может быть обращено взыскание, фактически невозможно. Вместе с тем Верховный Суд РФ в определении от 25.10.2011 по делу № 49-В11-11 (далее — Определение ВС РФ) отменил решения нижестоящих судов, которыми признаны законными действия судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на денежные средства на счете должника, на который поступают алиментные платежи и детские пособия.

Отменяя указанные судебные акты, Верховный Суд РФ указал, что судебные приставы-исполнители вправе запрашивать в банках и иных кредитных организациях сведения о счетах физических лиц, являющихся должниками, в размере и в пределах, определенных судом, в том числе о назначении поступающих на счета денежных средств, а данные организации обязаны предоставлять судебным приставам-исполнителям такие сведения. В связи с этим судебному приставу-исполнителю необходимо выяснить назначение поступающих на счет должника денежных средств в целях проверки правильности удержания и перечисления денежных средств взыскателю.

Судебная практика региональных судов в абсолютном большинстве случаев придерживается аналогичной позиции (например, апелляционное определение Курганского областного суда от 21.07.2015 по делу № 33-1878/2015, апелляционное определение Ульяновского областного суда от 02.06.2015 по делу № 33-2136/2015).

Но имеет ли судебный пристав-исполнитель или кто-либо другой возможность определить источник происхождения конкретных денежных средств? Если имеет, то какие практические выводы возможно сделать из указанной информации?

Рассмотрим несколько ситуаций.

У гражданина Н. в кредитной организации открыт счет, на который поступают денежные средства исключительно от источников, предусмотренных ст. 101 Закона. Казалось бы, не должно возникать никаких вопросов по поводу возможности обращения взыскания на указанные денежные средства. Вместе с тем, как уже отмечалось, поступление на  счет денежных средств в качестве социального пособия и других социальных выплат не исключает возможности поступления на тот же счет средств от иных источников.

Рассмотрим другую ситуацию. У гражданина Н. открыт счет, на который, например, 1 января 2015 г. поступили денежные средства в размере 5000 руб. в качестве социального пособия и 10 000 руб. — по договору займа. В результате у гражданина возникло право требования к кредитной организации о предоставлении денежных средств в размере 15 000 руб.

2 января 2015 г. гражданин Н. снял с указанного счета денежные средства в размере 10 000 руб. (остаток на счете — 5000 руб.). 3 января 2015 г. в отношении указанного гражданина в рамках возбужденного ранее исполнительного производства о взыскании денежных средств в размере 5000 руб. судебный пристав-исполнитель вынес постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на указанном счете. Можно ли определить в этой ситуации, каково было назначение оставшихся на счете денежных средств (5000 руб.), т. е. это сумма социального пособия или остаток средств от суммы займа?

Вместе с тем, если исходить из вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда РФ, ответ на данный вопрос имеет принципиальное значение для оценки законности (незаконности) действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства на счете должника.

Может ли судебный пристав-исполнитель, реализовав свое право на получение информации об источниках происхождения денежных средств на счете должника (статьи 64, 69 Закона, ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»), полностью исключить возможность обращения взыскания на денежные средства, поступающие от источников, предусмотренных ст. 101 Закона?

На этот вопрос следует дать отрицательный ответ, поскольку, запросив соответствующие сведения, судебный пристав-исполнитель будет обладать информацией об источниках происхождения денежных средств на счете должника лишь на дату подготовки кредитной организацией информации по запросу (даже не на дату получения указанной информации судебным приставом-исполнителем, поскольку за время следования ответа из кредитной организации  должником могут быть совершены различные операции по счету, кардинальным образом меняющие как структуру остатка на нем средств, так и источник их происхождения).

Как известно, постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взскания на денежные средства на счете должника имеет кумулятивный эффект:  при недостаточности денежных средств на счете для полного погашения задолженности на момент получения постановления кредитная организация списывает имеющиеся средства и продолжает исполнение постановления по мере поступления денежных средств на соответствующий счет.

Таким образом, если исходить из изложенной в Определении ВС РФ позиции, то судебный пристав-исполнитель должен обязывать кредитную организацию информировать его об источниках поступления каждой суммы на счет должника и фактически санкционировать последующие действия кредитной организации по списанию каждой конкретной суммы, поступающей на счет, что с учетом объема исполнительных производств и выносимых постановлений об обращении взыскания на денежные средства на счетах реализовать практически невозможно.

Судебные приставы-исполнители часто ограничиваются отменой вынесенных постановлений об обращении взыскания на денежные средства на счете должника со ссылкой на ст. 101 Закона, что, в свою очередь, дает должникам возможность свободно осуществлять любые операции с любыми денежными средствами, поступающими на счет.

Следовательно, для исключения возможности обращения взыскания на денежные средства, поступающие на счет от источников, предусмотренных ст. 101 Закона, нужен механизм, исключающий необходимость проведения со стороны судебного пристава-исполнителя действий по исследованию источников происхождения каждого платежа, поступающего на счет, возложив указанную функцию на кредитную организацию, которая в реальном времени имеет возможность получения соответствующей информации.

В УФССП России по Волгоградской области для решения этой проблемы реализован следующий механизм. При установлении счетов, открытых на имя должника, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на указанные денежные средства и направляет его в кредитную организацию.

При предоставлении судебному приставу-исполнителю информации о поступлении на счет должника заработной платы (пенсии, иного периодического платежа) либо документа о поступлении на счет денежных средств от источников, предусмотренных ст. 101 Закона, судебный пристав-исполнитель:

— выносит постановление об отмене ранее вынесенного постановления об обращении взыскания на денежные средства должника;

— одновременно на бумажном носителе  выносит новое постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на том же счете, которым поручает банку списывать все денежные средства, поступающие на счет, в размере задолженности по исполнительному производству, за исключением суммы последнего периодического платежа, а также денежных средств, поступающих от источников, предусмотренных ст. 101 Закона.

Пример формулировки резолютивной части такого постановления об обращении взыскания на денежные средства может выглядеть следующим образом:

«1. Обратить взыскание на денежные средства должника _____, ____года рождения, находящиеся на счете № _____, открытом в ______.

2. Обязать кредитную организацию перечислить денежные средства со счета должника № ____ на депозитный счет ____ районного отдела судебных приставов _________, за исключением денежных средств, являющихся суммой последнего периодического платежа, предусмотренного ч. 4 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, а также денежных средств, поступающих от источников, предусмотренных ст. 101 указанного Закона, на которые не может быть обращено взыскание».

Указанный порядок обращения взыскания на денежные средства был предметом исследования со стороны различных судебных инстанций Волгоградской области.

Так, по одному из исполнительных производств решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 12.12.2014 были признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя Котельниковского районного отдела судебных приставов по списанию ежемесячных детских пособий со счета должника, открытого в ПАО «Сбербанк России». При этом судебным приставом-исполнителем в постановлении об обращении взыскания на денежные средства от 06.11.2014 банку было предписано списывать денежные средства, поступающие на счет, за исключением суммы последнего периодического платежа, а также денежных средств, поступающих от источников, предусмотренных ст. 101 Закона.

Управлением ФССП России по Волгоградской области указанное решение было обжаловано и апелляционным определением Волгоградского областного суда от 11.03.2015 по делу № 33-2113/2015 решение суда первой инстанции было отменено, действия судебного пристава-исполнителя были признаны законными.

При этом в своем определении суд указал на то, что действия судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства должника исключали возможность списания со счета ежемесячных детских пособий, следовательно, являются законными и не нарушают права заявителя.

За неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя об исключении обращения взыскания на денежные средства, поступающие от источников, предусмотренных ст. 101 Закона, постановлением начальника отдела — старшего судебного пристава Котельниковского районного отдела судебных приставов Е.И. Швец от 19.06.2015 ПАО «Сбербанк России» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кредитной организацией приняты меры по обжалованию указанного постановления по делу об административном правонарушении.

Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 07.09.2015 по делу № 12-61/2015, а также решением Волгоградского областного суда от 21.10.2015 по делу № 07р-1149/2015 указанное постановление об административном правонарушении признано законным и обоснованным. При этом Волгоградский областной суд в своем решении указал: доводы жалобы представителя ПАО «Сбербанк России» о том, что на банк не возложена обязанность самостоятельно устанавливать источники поступления денежных средств на счета для определения возможности (невозможности) обращения на них взыскания, являются ошибочными и основаны на неправильном толковании закона. Поскольку требование судебного пристава-исполнителя, содержащееся в постановлении от 06.11.2014 об обращении взыскания на денежные средства должника, об исключении обращения взыскания на средства, поступающие от источников, предусмотренных ст. 101 Закона, являются законными, ПАО «Сбербанк России» обязано было неукоснительно выполнять данное требование.

Аналогичная позиция выражена в апелляционном определении Омского областного суда от 19.08.2015 по делу № 33-5599/2015.

В целом решение проблемы обращения взыскания на денежные средства на сче-тах должника, за исключением социаль-ных выплат и пособий, предусмотренных ст. 101 Закона, видится во внесении изменений в ряд нормативных документов, регулирующих как обязательственные отношения по поводу договора банковского счета, так и отношения по поводу принудительного исполнения исполнительных документов.

В частности, в главе 45 Гражданского кодекса РФ необходимо предусмотреть специальное правовое регулирование операций по счетам, на которые поступают социальные и иные денежные выплаты, на которые нельзя согласно ст. 101 Закона обращать взыскание (по аналогии с правовым регулированием залогового, номинального, торгового, клирингового счетов). При этом в законодательство о социальном обеспечении, гражданское законодательство и законодательство о банках и банковской деятельности необходимо внести изменения, позволяющие полностью исключить возможность поступления на указанные счета иных денежных средств, кроме денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Закона не может быть обращено взыскание.

Для идентификации указанных счетов в Положении о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утв. Банком России 16.07.2012 № 385-П), необходимо предусмотреть соответствующие номера этих счетов первого (второго) порядка.

Внедрение данного механизма, с одной стороны, позволит полностью исключить случаи обращения взыскания на денежные средства должника, на которые запрещено обращать взыскание, а с другой — случаи злоупотребления со стороны должника путем перечисления денежных средств от иных источников на счета, на которые поступают выплаты, предусмотренные ст. 101 Закона.