Д.А. БУРМИСТРОВ,

аспирант Московского гуманитарно-экономического института

 

В статье на основе анализа действующего российского законодательства с учетом положений Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предпринята попытка обосновать возможность приобретения права собственности на земельные участки в силу приобретательной давности.

Ключевые слова: гражданское право, приобретательная давность, земельный участок.

 

In the present article on the basis of the analysis of the operating Russian legislation taking into account positions of the Concept of development of the civil legislation of the Russian Federation attempt to prove possibility of buying of the property on the ground areas in force acquisitive prescription is undertaken.

Keywords: civil law, acquisitive limitation, the ground area.

 

В  условиях правового государства и стабильного гражданского оборота приобретательная давность предназначена для закрепления имущества за лицами, им владеющими, в тех ситуациях, когда они не в состоянии подтвердить основания возникновения своих прав (или такие основания отпали), а также в других случаях. Другими словами, положения о приобретательной давности позволяют владельцам, утратившим право на имущество или не приобретавшим его, «утвердиться» в своих правах.

В настоящий период Российская Федерация относится к странам с растущей и развивающейся рыночной экономикой, и поэтому очень важной является возможность вовлечения вещей в постоянный экономический оборот, который приносит пользу как собственнику вещи, так и обществу в целом. Имущество должно приносить доход. Приобретательная давность как раз и является одним из таких институтов, обеспечивающих нормальный оборот имущества, что очень важно для развивающейся экономики России.

Права на землю — это такая составляющая гражданского права России, которая воплощает в себе национальную специфику гражданского права и в наибольшей степени характеризуется консерватизмом. Это обусловлено тем, что нормы о правах на землю труднее всего поддаются унификации на наднациональном уровне, в отличие от, например, договорного права. Данная особенность указанных норм оказала непосредственное влияние на их содержание: они весьма скудны, разбросаны по различным разделам Гражданского кодекса РФ, многие из них имеют отсылочный характер или применяются, если специальными актами не предусмотрено иное, и т.д. Однако задача построения в России рыночной экономики и создания правового государства требует более четкой регламентации в законодательстве отношений собственности, и в первую очередь собственности на землю и другие природные ресурсы. Необходимо определиться и с возможностью применения ст. 234 ГК РФ к земельным участкам.

В юридической литературе вопрос возможности возникновения права собственности на земельные участки на основании приобретательной давности до сих пор остается дискуссионным. Так, Е. А. Суханов исходит из позиции невозможности применения данного основания возникновения права собственности к земельным участкам в силу того, что в законодательстве установлена «презумпция их принадлежности только государственным образованиям», а поэтому «для этих объектов не может возникнуть режим бесхозяйного имущества и приобретение их в собственность по давности владения (ст. 225, 234 ГК РФ)»[1]. Другой позиции в данном вопросе придерживаются Ф.Х. Адиханов, Е.А. Галиновская, Н.А. Духно, И. А. Иконицкая, Г. В. Чубуков[2]; они считают возможным возникновение права собственности на земельный участок на основании приобретательной давности, хотя и с некоторыми ограничениями.

На рубеже 80-90-х годов наши законодатели оказались в положении, когда история вдруг предоставила нам огромную свободу, и вместе с тем потребовала быстрого построения нового государства и экономики. В создании и регулировании соответствующих новой экономике отношений собственности законодателя сдерживало и до сих пор сдерживает советское прошлое с его полным огосударствлением собственности на средства производства и в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Именно с этим и связано закрепление в нынешнем законодательстве презумпции принадлежности земельных участков только государственным образованиям. Предпринятая в 1994 г. попытка в части первой Гражданского кодекса РФ ввести имущественные отношения по поводу земли в свод норм гражданского права встретила жесткое сопротивление. В результате мы и по сегодняшний день живем с теми понятиями «земельных», «лесных», «водных» и т. п. отношений, которые сложились в эпоху командно-административной экономики, — экономики, в которой командовало только государство — собственник всего и вся.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений могут быть земли, земельные участки и части земельных участков. Земля как природный объект и природный ресурс может быть объектом только земельного или конституционного права. Объект гражданского оборота должен отвечать нескольким признакам: это должны быть вещи; они должны быть индивидуально определены; они должны быть объектами субъективного права, только тогда объект может быть объектом гражданского оборота. Земли и части земельных участков не в полной мере соответствуют перечисленным выше признакам, поэтому объектами гражданского оборота могут быть только земельные участки. Однако для более четкого и полноценного регулирования данных отношений в Гражданском кодексе РФ необходимо сформулировать понятие земельного участка как объекта права собственности, определив его как участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учет.

По нашему мнению, правовых оснований не применять давность владения к завладению земельными участками, нет. Хотя Гражданский кодекс РФ и разрешает оборот земель только в той мере, в какой он допускается законами о земле (ст. 129, 130 ГК РФ), но в настоящее время действующее земельное законодательство не содержит каких-либо специальных ограничений в применении норм о приобретательной давности к земельным участкам. Следовательно, право частной собственности на них может возникнуть и в силу приобретательной давности.

В тоже время необходимо учитывать, что в соответствии с земельным законодательством России не все земельные участки могут находиться в частной собственности. Так, например, не подлежат передаче в собственность граждан или юридических лиц земли общего пользования в населенных пунктах (улицы, дороги, площади, сады, парки и др.); земли заповедников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий; земли, предоставленные для использования и охраны недр; земли, зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению. Кроме того право собственности на земельный участок часто бывает ограничено его целевым назначением (например, земли сельскохозяйственного назначения), а также предъявляемыми к его собственнику экологическими и природоохранными требованиями.

Итак, земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ право собственности на недвижимость (как право, подлежащее государственной регистрации) возникает у любого лица с момента такой регистрации. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывает, что «права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей».

Следовательно, если право возникло до 31 января 1998 г., его регистрация не является основанием его возникновения. Таким основанием будет являться иной юридический факт, предусмотренный законодательством, действовавшим в момент возникновения права.

Российская Федерация является правопреемницей СССР. Декрет о земле 1917 г. отменил право частной собственности на землю «навсегда». С этого момента вся земля была объявлена «всенародным достоянием» и перешла в государственную собственность. Этот Декрет как раз и является тем юридическим фактом, о котором говорилось выше. На протяжении всей истории существования СССР, вплоть до принятия Закона «О земельной реформе» правовое регулирование отношений собственности на землю не изменялось.

Следовательно, на момент, когда в России могла начать течение приобретательная давность на земельный участок[3], вся земля была государственной (причем регистрация права государственной собственности сегодня не требуется). Другими словами, Российской Федерации не требуется демонстрировать свидетельство о государственной регистрации  права собственности на земельный участок, чтобы подтвердить свои права на него (однако и гражданину, приобретшему земельный участок до 31 января 1998 г. и имеющему правоустанавливающий документ, выданный ранее, не нужно в обязательном порядке регистрировать свое право собственности на земельный участок в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Роль ст. 214 ГК РФ сводится к простой констатации факта принадлежности государству всей земли, кроме тех земельных участков, которые на момент введения в действие ГК РФ уже попали в частную или муниципальную собственность (в частную собственность было передано более 130 млн. га земель). Указанная статья ГК РФ не устанавливает принадлежность земель государству на будущее, раз и навсегда. Судьба земельного участка может измениться, в том числе и с помощью норм о приобретательной давности. Однако на сегодняшний день около 92% всех земель в нашей стране находится в государственной собственности.

Попробуем доказать возможность возникновения права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности. Итак, гражданин в 1993 г. начинает обрабатывать земельный участок в открытом поле (выращивает овощи или ягоды). Он регулярно обрабатывает этот земельный участок, каждый год удобряет землю, проводит орошение, предпринимает другие меры по охране земель, соблюдает при использовании данного земельного участка все экологические и природоохранные требования. Он открыто и непрерывно владеет как своим собственным указанным земельным участком. Возможно ли приобретение гражданином в 2011 г. (3 года исковой давности + 15 лет приобретательной) права собственности на данный земельный участок? Ответ на этот вопрос зависит от того, признают ли добросовестным подобное владение земельным участком. Добросовестность — категория субъективная. Гражданин, который занял земельный участок, и все, кто проживает в данной местности, нисколько не сомневаются в том, что так поступать можно; более того, каждый сошлется на то, что все так делают, и подобные доводы могут убедить суд.

Еще один «сложный» момент заключается в том, что занятый гражданином земельный участок является государственной собственностью. Следовательно, понятием «добросовестность» должно охватываться и представление гражданина о том, что занятый им земельный участок является бесхозяйным. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Должен ли гражданин знать, что занятый им земельный участок принадлежит государству, если на нем самом нет никаких знаков, свидетельствующих об этом? Возможно, он принадлежит не государству, а другому гражданину или юридическому лицу? Может ли земля вообще не иметь собственника?

По нашему мнению, добросовестность лица, занявшего земельный участок, ограничивается впечатлением о том, что земельный участок не возделывается, а значит, заброшен (собственник данного земельного участка неизвестен или отказался от права собственности на него). Таким образом, если никто не докажет суду недобросовестности владельца, то земельный участок должен перейти в собственность лица, добросовестно, открыто и непрерывно владеющего им как своим собственным.

Такой вывод в полной мере отвечает реалиям современной рыночной экономики России и вполне согласуется с назначением института приобретательной давности: вещь (земельный участок) должна использоваться, приносить пользу и доход, это особенно справедливо в отношении лица, желающего ее обрабатывать и извлекать прибыль, а не в отношении «мифического» собственника-государства, который зачастую и не подозревает о существовании бесхозяйной земли.

Анализируя судебную практику, можно также сделать вывод, что суды, решая вопрос возможности применения приобретательной давности к земельным участкам, исходят из возможности возникновения права собственности на земельные участки в силу давности владения. Так, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда говорится о том, что после истечения установленного

ст. 234 ГК РФ срока лицо имеет право стать собственником земельного участка в силу приобретательной давности (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2007 г., 7 марта 2007 г. по делу № А41-К1-15484/05).

Земельный кодекс РФ в ст. 25 указывает, что «права на земельные участки… возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами». Из этого следует, что к основаниям возникновения права собственности на земельные участки совершенно бесспорно относится и приобретательная давность.

 

Литература

1. Адиханов Ф.Х. Земельное право России. — Барнаул, 1999.

2. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. — М., 1998.

3. Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. М., 1998.

4. Земельное право: Учебник для вузов / Отв. ред. С.А. Боголюбов. — М., 1998.

5. Иконицкая И.А. Земельное право России. — М., 1999.

 

Библиография

1 Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский.— М., 1998. С. 213-214.

2 Иконицкая И.А. Земельное право России. М., 1999. С. 91; Земельное право: Учебник для вузов / Отв. ред. С.А. Боголюбов.—  М., 1998. С. 90; Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. — М., 1998. С. 80-82; Адиханов Ф.Х. Земельное право России. — Барнаул, 1999. С. 21-22.

3 С момента введения в действие Закона РСФСР «О земельной реформе» (29 ноября 1990 г.).