УДК 342.9
В.А. СЕЛЕЗНЕВ,
помощник директора ФССП России, государственный советник юстиции 1 класса
  
Судебным приставам и другим должностным лицам ФССП России  КоАП РФ предоставлены широкие полномочия по составлению протоколов (возбуждению дел) об административных правонарушениях, посягающих на институты государственной власти, порядок управления. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) и КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю предоставлено право выносить постановление о наложении штрафа без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанные случаи рассмотрены ниже.
 
Территориальные органы ФССП России осуществляют значительную работу по пресечению административных правонарушений. Количество возбужденных в 2007 году дел об административных правонарушениях по сравнению с 2006 годом увеличилось на 6% и превысило 152,5 тыс. дел[1]. Причем 67% из них возбуждено судебными приставами-исполнителями. Должностных лиц территориальных органов ФССП России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, можно распределить по группам следующим образом:
1) руководство территориальных органов ФССП России (руководители — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители);
2) должностные лица структурных подразделений аппарата территориальных органов ФССП России (начальники отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, отдела организации исполнения судебных решений, отдела дознания и административной практики; их заместители, старшие дознаватели, дознаватели);
3) должностные лица районных, межрайонных и специализированных отделов судебных приставов территориальных органов ФССП России (старшие судебные приставы — начальники отделов, судебные приставы-исполнители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов).
Федеральным законом от 02.10.2007 № 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти» КоАП РФ дополнена статьями, предусматривающими административную ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве и неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, рассмотрение дел по которым относится к подведомственности ФССП России.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Круг лиц (граждан и организаций), участвующих в исполнительном производстве, определенный Законом об исполнительном производстве, довольно широк. Эти лица имеют разный процессуальный статус. За допущенные правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены как стороны исполнительного производства (взыскатель и должник), так и лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами (должностные лица, граждане, организации, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, кредитные организации). Кроме того, административная ответственность распространяется и на иных лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, к которым, в частности, относятся переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество.
Статья 3.1 КоАП РФ устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Должностные лица ФССП России в соответствии с положениями ст. 28.3 КоАП РФ в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы, если были выявлены следующие административные правонарушения:
— неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3);
— непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4);
— воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя (ст. 17.5);
— непредставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6);
— воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8);
— заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9);
— нарушение законодательства об исполнительном производстве в части неисполнения банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника (ч. 2 ст. 17.14);
— неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.4);
— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5);
— непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);
— непредставление сведений (информации) (ст. 19.7).
Кроме того, судебные приставы-исполнители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ. К указанным административным правонарушениям относятся:
1) нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в:
— невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя;
— представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество;
— несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства;
2) нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в:
— невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя;
— отказе от получения конфискованного имущества;
— представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника;
— утрате исполнительного документа;
— несвоевременном отправлении исполнительного документа;
3) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований не-
имущественного характера.
В случае выявления указанных административных правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется, рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве, налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Законными требованиями судебного пристава-исполнителя следует считать требования по возбужденному исполнительному производству, имеющие целью исполнение исполнительного документа, основанные на Законе об исполнительном производстве, Федеральном законе от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах), иных федеральных законах, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам обеспечения исполнительного производства.
Наложение судебным приставом-исполнителем штрафа на должника и иных лиц в случаях и порядке, установленных Законом об исполнительном производстве, является исполнительным действием. При этом судебный пристав-исполнитель, рассмотрев материалы исполнительного производства, установив факт совершения административного правонарушения, руководствуясь статьями 6, 14, 113, 115 Закона об исполнительном производстве, ст. 12 Закона о судебных приставах, статьями 23.68, 28.6, 32.3 КоАП РФ, выносит постановление о наложении штрафа. Постановление должно соответствовать общим требованиям, установленным ст. 14 Закона об исполнительном производстве, и утверждается старшим судебным приставом. Так как судебный пристав-исполнитель фактически рассматривает дело об административном правонарушении, можно полагать, что его постановление о наложении штрафа должно быть аналогично постановлению по делу об административном правонарушении, для которого установлены определенные требования в соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ и 10-дневный срок обжалования со дня вручения или получения копии постановления в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ. Однако, в исключение из общего правила производства по делам об административных правонарушениях, постановление о наложении штрафа выносится судебным приставом-исполнителем без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении и в отношении него применяются положения о сроках оспаривания постановлений должностных лиц ФССП России, установленные гражданским процессуальным законодательством, о чем будет сказано ниже.
Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не исполнило требования, содержащиеся в постановлении судебного пристава-исполнителя, и не оплатило штраф в рамках основного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает дополнительное исполнительное производство по взысканию административного штрафа[2] одновременно с окончанием основного исполнительного производства. Содержащееся в указанной норме требование одновременного возбуждения дополнительного исполнительного производства не предусматривает необходимое время для вступления в силу постановления судебного пристава-исполнителя, и в случае если дополнительное исполнительное производство будет возбуждено до истечения установленного срока оспаривания в суде постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа[3], может быть допущено нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на подачу в суд заявления об оспаривании указанного постановления. При этом следует руководствоваться ч. 3 ст. 441 ГПК РФ, которой установлен 10-дневный срок подачи в суд заявления об оспаривании постановлений должностных лиц ФССП России со дня вынесения постановления либо со дня, когда лицу, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, стало известно о нарушении его прав и интересов.
Таким образом, при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении постановления о наложении штрафа не распространяются общие правила обжалования в порядке подчиненности, предусмотренные Законом об исполнительном производстве, и не применяется положение ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ о сроках подачи жалобы.
Следует уточнить, что правило привлечения к административной ответственности, рассмотренное выше, распространяется не на все виды юридических лиц. Особый порядок привлечения к ответственности за неисполнение исполнительного документа установлен ст. 114 Закона об исполнительном производстве в отношении банка или иной кредитной организации. В соответствии с данным порядком судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении и направляет его в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа. Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.
Квалификация административных правонарушений осложняется возможным неоднозначным определением правоприменителем признаков объективной стороны состава правонарушения. Так, в случае воспрепятствования деятельности должностных лиц ФССП России могут быть применены как нормы ст. 17.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава, или ст. 19.4, предусматривающей ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), так и нормы ст. 17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
В качестве обязательного признака состава правонарушения, предусмотренного ст. 17.8 КоАП РФ, необходимо рассматривать воспрепятствование деятельности судебных приставов, находящихся при исполнении служебных обязанностей, т. е. при осуществлении полномочий, предоставленных ст. 12 Закона о судебных приставах. При этом под воспрепятствованием понимаются активные действия виновного лица, направленные на создание препятствий законной деятельности судебного пристава-исполнителя. Бездействие виновного лица образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, который рассмотрен ниже.
Важным вопросом в правоприменительной деятельности является квалификация противоправных действий лиц, препятствующих законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст. 17.8 КоАП РФ) и исполнению судебного акта (ст. 315 УК РФ). Следует учитывать, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, является должностное лицо; оценивается также степень тяжести вреда, причиненного противоправным деянием, охраняемым законом интересам. Исходя из этого, воспрепятствование деятельности судебного пристава-исполнителя может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.8 КоАП РФ. При повторном воспрепятствовании при наличии определенных условий указанные действия должны быть квалифицированы по ст. 315 УК РФ.
Примерами воспрепятствования законной деятельности судебного пристава-исполнителя, квалифицируемого по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.8 КоАП РФ, являются:
— совершение действий, направленных на уничтожение или сокрытие документов, имеющих значение для полного и своевременного исполнения исполнительного документа;
— воспрепятствование доступу судебного пристава-исполнителя в помещения и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие ему, а также при осмотре и вскрытии указанных помещений;
— совершение действий, препятствующих аресту имущества должника, изъятию и передаче на реализацию;
— преднамеренное повреждение, порча или подмена имущества должника, подлежащего взысканию[4];
— совершение действий, препятствующих проведению у работодателей проверки исполнения исполнительных документов в отношении работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
— совершение действий, направленных на создание препятствий наложению ареста на
денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на
хранении в банках и иных кредитных организациях.
Составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ, осуществляется судебным приставом-исполнителем. Однако выявление данного правонарушения возможно и другими должностными лицами ФССП России, в частности судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов в случае участия его в исполнительных действиях.
Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Неповиновение может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия, а воспрепятствование — только в форме действия. Субъективная сторона характеризуется наличием умысла. Субъектами правонарушения являются граждане или должностные лица. Протокол об административном правонарушении составляется судебным приставом-исполнителем, судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или старшим судебным приставом.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Субъективная сторона выражается в форме умысла или неосторожности. Субъектами правонарушения являются должностные лица, граждане, юридические лица.
Субъектом данного правонарушения, совершенного в ходе исполнительного производства, как правило, является должник. Неисполнение требований, содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя, выразившееся, например, в невыполнении определенных действий должником в установленный срок без уважительных причин, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. При этом необходимо учитывать, был ли надлежащим образом извещен должник судебным приставом-исполнителем, о чем свидетельствует наличие в материалах исполнительного производства уведомлений, почтовых извещений, отметок о получении. Кроме того, субъектом указанного административного правонарушения может быть и другое лицо, учитывая, что требования постановлений судебного пристава-исполнителя обязательны не только для сторон исполнительного производства, но и для других лиц, в том числе и должностных.
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, может быть выявлено судебным приставом-исполнителем или старшим судебным приставом. После составления протокола об административном правонарушении судебный пристав-исполнитель должен в тот же день вынести постановление об установлении нового срока для исполнения. Неисполнение указанного постановления будет являться основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 КоАП РФ[5]. Объективная сторона данного правонарушения заключается:
— в непредставлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности;
— в несвоевременном представлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности;
— в представлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 КоАП РФ.
Обязательным признаком состава данного административного правонарушения является необходимость представления указанных сведений или информации, в частности на основании запросов и требований судебного пристава-исполнителя, предусмотренных Законом о судебных приставах и Законом об исполнительном производстве. В рамках исполнительного производства к таким сведениям можно отнести справку с места работы, информацию, содержащуюся в трудовой книжке, сведения о наличии дополнительного заработка или иного дохода, сведения о финансово-хозяйственной деятельности, содержащиеся в бухгалтерской отчетности.
Субъекты данного правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица, независимо от того, являются они сторонами исполнительного производства или нет. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью.
Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ, осуществляется судебным приставом-исполнителем. В исполнительном производстве характерными примерами совершения указанного административного правонарушения являются:
— непредставление или несвоевременное (по истечении 3-дневного срока) представление судебному приставу-исполнителю должником, обязанным уплачивать алименты, сведений о перемене своего места работы или жительства, представление которых предусмотрено п. 2
ст. 111 CК РФ;
— непредставление или несвоевременное (по истечении 3-дневного срока) представление судебному приставу-исполнителю должником, обязанным уплачивать алименты, сведений о наличии дополнительного заработка или иного дохода, представление которых предусмотрено п. 2 ст. 111 CК РФ;
— непредставление или несвоевременное (по истечении 3-дневного срока) представление судебному приставу-исполнителю администрацией организации, производившей удержания алиментов с уволившегося должника, письменного уведомления об увольнении должника, представление которого предусмотрено п. 1 ст. 111 CК РФ;
— непредставление или несвоевременное (по истечении 3-дневного срока) представление судебному приставу-исполнителю администрацией организации, производившей удержания алиментов с уволившегося должника, письменного сообщения о новом месте работы или жительства должника (при наличии сведений на момент увольнения должника), представление которого предусмотрено п. 1 ст. 111 CК РФ;
— непредставление, несвоевременное представление либо представление в неполном
объеме или в искаженном виде по запросу (требованию) судебного пристава-исполнителя организациями, должностными лицами или гражданами документов, копий документов, информации, объяснений и справок, истребование которых предусмотрено ст. 12 Закона о судебных приставах.
Предусмотренные ст. 19.7 КоАП РФ административные правонарушения, связанные с непредставлением сведений (информации), наиболее часто встречаются в административной практике территориальных органов ФССП России.
Согласно содержащимся в ведомственной статистике сведениям об административной практике, в общем количестве возбужденных в 2007 году должностными лицами территориальных органов ФССП России дел об административных правонарушениях дела о непредставлении сведений (информации) составили 30%, о воспрепятствовании законной деятельности судебного пристава — 28%, о неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно и о воспрепятствовании осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, — 15%, о невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства — 3%.
С учетом рассмотренных в статье вопросов правоприменительной практики имеет смысл, по нашему мнению, на законодательном уровне решить вопрос о применении единого порядка производства по делам об административных правонарушениях в сфере исполнительного производства. Применение должностными лицами ФССП России норм КоАП РФ и комплекса мер, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, должно способствовать своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительных документов.
 
Библиография
1 Бюллетень ФССП России. 2008. № 1. С. 16.
2 В соответствии с ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве предусмотрено возбуждение исполнительного производства по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
3 Законом об исполнительном производстве не предусмотрено обжалование указанного постановления в порядке подчиненности. В соответствии с ч. 3 ст. 115 и ч. 4 ст. 121 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или о наложении штрафа может быть оспорено в суде.
4 Совершение указанных действий хранителем арестованного имущества может квалифицироваться по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ.
5 В рассматриваемой статье КоАП РФ имеются ссылки на такие правонарушения против порядка управления, как непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (ст. 19.7.1), непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 19.7.2), непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий (ст. 19.8), нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст. 19.19).