Реклама
Статья

Административно-правовое положение государственного гражданского служащего в условиях реформы государственной службы

Рассматривается определение и приводятся различные точки зрения на правовое положение гражданского государственного служащего, высказывается авторская позиция об административно-правовом статусе государственного гражданского служащего

УДК 342.922 

Страницы в журнале: 69-71

 

Б.Н. Комахин,

кандидат юридических наук, докторант  Московского университета МВД России Россия, г. Москва komahin@mail.com

Рассматривается определение и приводятся различные точки зрения на правовое положение гражданского государственного служащего, высказывается авторская позиция об административно-правовом статусе государственного гражданского служащего

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, служба, статус, положение,  право, администрирование, контроль, содержание

 

Administrative Legal Status of the Civil Officer in Civil Service Reform

Boris N. Komahin,

Cand. in Law, Applicant for Doctor in Law degree in Moscow University of the MIA of Russia Russia, Moscow komahin@mail.com

The definition and points of view on structure of legal status of civil officers are examined. Author express his opinion on administrative legal status of civil officers.

Keywords: civil servant, service, status, position, law, administration, control, maintenance

 

Правовое положение государственного служащего в системе государственной службы имеет большое значение. В этой связи совершенствование правового статуса государственного служащего является первоочередной задачей модернизации публичного управления и реформы государственной службы вообще и государственной гражданской службы в частности.

Российская государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов,  активно взаимодействующей с институтами гражданского общества. Достичь этой цели можно лишь при условии эффективного реформирования и развития всей системы государственной службы путем разработки и реализации мероприятий, направленных на совершенствование правового статуса служащего и модернизацию государственной службы, а также практического применения новых технологий государственного управления.

Следует отметить, что в науке административного права вопросу регламентации правового статуса государственного гражданского служащего, а также классификации его прав и обязанностей в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Между тем осуществляемая сейчас масштабная и интенсивная работа по совершенствованию российского законодательства (в том числе по кодификации административного права) не может быть успешной без решения существующих проблем классификации прав, обязанностей и гарантий государственного гражданского служащего Российской Федерации [2, с. 30].

В этой связи В.А. Козбаненко, например, отмечает: «Общий правовой статус государственных и муниципальных служащих устанавливается на основе Конституции России федеральным законодательством. По своей сути правовой статус государственных и муниципальных служащих — это определенная нормами права совокупность прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающая установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области государственно-  либо муниципально-служебных отношений» [4, с. 14]. 

Е.В. Охотский считает, что «исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего Российской Федерации является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя:

— конституционный статус российского гражданина;

— статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации;

— административно-правовой статус в соответствии с законом о государственной службе» [10, с. 7]. 

По нашему мнению, административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи государственного гражданского служащего с органами государственного управления. Вследствие этого административно-правовой статус государственного гражданского служащего, с одной стороны, представляет собой базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой — непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший составной части [5, с. 82].

В свое время Л.А. Сергиенко подчеркивал:  «Существенной проблемой является содержание правового статуса служащих государственного аппарата и оформление должностного статуса служащих как исходное условие организации работы аппарата» [11, с. 33].

Н.В. Новоселова придерживается точки зрения, что «правовой статус государственного служащего — это совокупность закрепленных нормами права обязанностей, ограничений и прав, которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности по занимаемой государственной должности. Правовой статус государственного служащего отражает специфику отношений: во-первых, между государственным служащим и государственным органом («внутриорганизационные отношения») и, во-вторых, между государственным служащим и другими субъектами (гражданами, государственными и негосударственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий («внешние государственно-служебные отношения»)» [9, с. 7].

Исходя из этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на него обязанностей, а также за нарушение запретов и ограничений, связанных с гражданской службой [7, с. 79].

Нужно подчеркнуть, что ученые-юристы рассматривают административно-правовой и правовой статус личности как сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии,  ответственность,  законные  интересы  и т. д. [8, с. 43; 1, с. 27]

Развивая различные подходы к определению элементов, составляющих административно-правовой статус личности, ученые часто высказывают  точки  зрения,  во  многом  противоположные  друг другу. Не вступая в общую дискуссию относительно выделяемых элементов статуса государственного служащего, следует отметить одну общую закономерность, которая прослеживается в позиции практически всех авторов, независимо от используемых ими подходов. Эта закономерность заключаются в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют права и обязанности. Система прав и обязанностей, как отмечает  Г.В. Мальцев, является сердцевиной, центром правовой сферы, где лежит ключ к решению основных юридических проблем [6, с. 50]. Права и обязанности личности представляют собой бесспорные элементы ее правового статуса и признаются в качестве таковых всеми исследователями. А.П. Коренев, например,  в свое время справедливо отмечал, что «административно-правовой статус гражданина немыслим без единства прав и обязанностей» [3, с. 18].

Исходя из вышесказанного, подчеркнем, что содержание административно-правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане должно определяться основными правами, обязанностями и ответственностью. Это позволит достаточно четко выделить функциональную направленность и структуру административно-правового статуса государственного гражданского служащего и тем самым не допустить размывания границ этого понятия.

Административно-правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется рядом особенностей, которые придают ему качественную и количественную определенность.

Выявление основных признаков административно-правового статуса государственного гражданского служащего позволяет объединить и систематизировать многочисленные нормативные положения, содержащиеся в различных правовых источниках, в рамках одной правовой институции. Это, в свою очередь, предполагает закрепление наиболее важных из них в едином нормативном акте — законе, так как большинство прав и обязанностей государственного служащего связаны с осуществлением им деятельности государственно-властного, исполнительно-распорядительного характера.

Следовательно, административно-правовое положение государственного гражданского служащего характеризуется, прежде всего, его общегражданскими  правами и обязанностями, а затем — обязанностями и правами по занимаемой государственной должности, а также ответственностью за неисполнение или ненадлежащие исполнение этих обязанностей.

Список литературы

 

1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997.

2. Груздев В.С. Правовой статус государственных служащих Российской Федерации и организационно-правовые основы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. 

3. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. — М., 1978.

4. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1.

5. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административного права. —  М., 2013. 

6. Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. — М., 1979.

7. Марьян А.В. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации. — М., 2006.  

8. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. — Саратов, 1976. 

9. Новоселова Н.В. Обязанности и права государственного служащего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2001.

10. Охотский Е.В.  Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. 

 

11. Сергиенко Л.А. Совершенствование законодательства о советской государственной службе // Советское государство и право. 1984. № 5.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются возможные пути совершенствования российского законодательства в области регламентирования использования дипфейк технологий на основе анализа законодательства США и КНР, регулирующего правоотношения в сфере дипфейк технологий
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются актуальные вопросы применения положений так называемого антисанкционного законодательства (статьи 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Целью работы является подготовка рекомендаций, направленных на повышение привлекательности российской юрисдикции, с целью их учета в правоприменительной практике.
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассмотрены цифровые правоотношения и правоотношения с цифровыми деньгами как новый вид (тип) правоотношений, которые стали ответом на изменившиеся реалии.
Добавлено: 06.04.2024
С 1 июля 2019 года в правовую систему России был включен новый институт наследственного права — институт наследственного договора. Многие аспекты этого института не получили своего полного раскрытия, правоприменительная практика наследственного договора только начинает складываться.
Добавлено: 06.04.2024