А.А. САВОСТИН,

кандидат юридических наук, доцент, докторант Всероссийского научно-исследовательского института МВД России

 

В  современной юридической литературе выдвинут верный тезис о том, что уровень науки, ее практическая отдача зависят от разработанности фундаментальных проблем[1]. Проблему методов административно-правового регулирования общественных отношений можно с полной уверенностью отнести к числу фундаментальных вопросов науки административного права. В советский период развития российского государства указанная проблематика была основательно разработана отечественными правоведами[2]. Вместе с тем сегодня метод административно-правового регулирования является одной из тех теоретико-прикладных категорий правовой действительности, которые претерпели существенные изменения в ходе политических и экономических преобразований в нашей стране. К сожалению, как это часто бывает в подобных случаях, правовая наука отстает от стремительно развивающейся практики, что закономерно приводит и к потере эффективности, и к злоупотреблениям. Реформирование теоретических основ проблемы метода административно-правового регулирования обусловлено прежде всего изменением пропорций в использовании государством способов правового регулирования — дозволительного, разрешительного и запретительного. Если ранее превалирующим являлся запретительный способ, то сейчас основными являются дозволительный и разрешительный. В рамках последнего используется ряд «новых» методов административно-правового регулирования общественных отношений: лицензирование, регистрация, аттестация, сертификация, аккредитация и др. В современной административно-правовой литературе таким методам уделяется неоправданно малое внимание, а некоторые авторы рассматривают их через призму других правовых категорий. Методологическая же суть явления остается за пределами научного анализа. Данная статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов аккредитации как одного из методов административно-правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации.

Понятие аккредитации известно нескольким отраслям российского права. Например, в международном праве аккредитация трактуется как процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство[3]. И.Ш. Килясханов пишет, что в национальном праве под аккредитацией понимается процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.)[4]. В нормативных актах аккредитация — это процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и других объектов[5].

Аккредитация как явление правовой действительности состоит из системы определенных принципов. И хотя в правовых актах они прямо не упоминаются, некоторые ученые выделяют их в своих исследованиях. Так, И.Ш. Килясханов пишет: «Практикой аккредитации выработаны некие общие подходы, которые лежат в основе осуществления аккредитационной деятельности любого уполномоченного органа. Они в известной степени закреплены в самом законодательстве, без указания на них как на исходные начала такой деятельности.

В числе этих принципов можно выделить:

· принцип возмездности (платности) за проведение аккредитации;

· принцип непередаваемости особых полномочий, полученных в результате аккредитации, другим лицам;

· принцип публичности;

· принцип законности»[6].

Не возражая против приведенного перечня принципов аккредитации, считаем необходимым дополнить его принципом добровольности. На практике добровольность аккредитации в настоящее время является более чем спорной, тем не менее она прямо вытекает из некоторых правовых актов. Например, на это непосредственно указывается в Постановлении. Содержание этого документа позволяет сделать вывод, что добровольность является одним из принципов аккредитации: «Аккредитация осуществляется в отношении субъектов, добровольно (курсив наш. — А.С.) изъявивших желание получить оценку своей компетентности в определенной области, подавших в установленном порядке письменную заявку об этом в аккредитующий орган и добровольно пожелавших следовать установленным правилам» (п. 2.2.1).

Субъектами аккредитации, как правило, выступают министерства, ведомственные федеральные органы государственного управления, а также государственные органы управления субъектов Федерации.

В настоящее время нормативными актами федерального уровня установлено более десятка процедур аккредитации, в частности, организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности; филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации; физкультурно-спортивных объединений; организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля; высших учебных заведений; образовательных учреждений среднего профессионального образования; организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания; научных организаций; профессиональных аудиторских объединений; организаций, определяющих посевные качества семян сельскохозяйственных растений; отборщиков проб из партий семян сельскохозяйственных растений; отборщиков проб из партий семян лесных растений; организаций, осуществляющих калибровочные работы.

На практике многим компаниям приходится получать право аккредитации при ведомствах, в сфере деятельности которых осуществляется конкретный проект. Так, аудиторская компания или страховая компания, имеющие все необходимые лицензии для работы со строительной компанией, должны, к примеру, пройти аккредитацию при Федеральной службе по технологическому надзору.

На региональном уровне к настоящему времени получила распространение аккредитация  оценщиков; страховых медицинских организаций; организаций, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения лекарствами; социальных магазинов; гидов-переводчиков и экскурсоводов; консалтинговых фирм и др.

Необходимо отметить, что аккредитация тесно связана с другим методом административно-правового регулирования — аттестацией. Точнее, последняя предваряет аккредитацию, и надлежащим образом оформленное положительное решение аттестационной комиссии по результатам проведенной в соответствии с действующим законодательством аттестации является одним из важных оснований для проведения процедуры аккредитации.

Отечественным законодательством предусматривается и возможность отказа в государственной аккредитации — при наличии соответствующих оснований, предусмотренных правилами конкретного вида деятельности. Поводом для отказа в госаккредитации может явиться, например, несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, категории учреждения предъявляемым требованиям применительно к средним показателям, установленным для подобного рода учреждений соответствующего типа, вида и категории на территории данного субъекта Федерации.

В заключение необходимо сделать некоторые выводы о реальном положении и перспективах в сфере аккредитационной деятельности.

Отлаженная система государственной аккредитации может играть роль мощной информационной базы, аккумулирующей необходимые сведения о видах деятельности, подлежащих аккредитации. Через нее субъекты того или иного вида деятельности смогут оперировать более высоким информационным потенциалом.

Добровольность проведения аккредитации из декларативного принципа необходимо преобразовать в реальное основание деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Следует расширить перечень видов деятельности, подлежащих аккредитации, путем замены аккредитации лицензированием. Вместе с тем речь не идет о тотальной замене одного метода административно-правовой регламентации другим.

Сегодня в России есть ряд сфер общественных отношений, где лицензирование является оптимальным способом обеспечения государственных и общественных интересов и, безусловно, должно сохраняться. Однако в сфере экономической деятельности указанная выше замена станет со временем неизбежной.

 

Библиография

1 См.: Шергин А.П. К концепции механизма административно-правового регулирования // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. — М., 2004. С. 111.

2 См., например: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. — М., 1966; Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1983; Горшенев В.М. Способы (методы) и организационные формы правового регулирования в современный период коммунистического строительства: Дис. ... д-ра юрид. наук. — Свердловск, 1969; Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: Теоретические проблемы. — М., 1976.

3 См.: Международное право: советский и английский подходы: Мат. сов.-англ. симпозиума. — М.: ИГП АН СССР, 1989.

4 См.: Административное право России: Курс лекций // Под ред. И.Ш. Килясханова. — М., 2003. С. 173—197.

5 См. Постановление Госстандарта России от 30.12.1999 № 72 «Об утверждении Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации» (далее по тексту — Постановление).

6 Административное право России. С. 173—197.