Е.Н. МЕЛЬНИКОВА,
советник отдела по защите свободы совести аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
 
10  декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека (далее — Декларация) — первый международный документ, закрепивший положения об основных правах и свободах. В Декларации сформулирована задача, к выполнению которой должны стремиться народы и государства, с тем чтобы каждый человек и все органы общества пытались путем просвещения и образования содействовать воспитанию уважения к этим правам и свободам, их обеспечению — путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, их всеобщему и эффективному признанию и осуществлению. С момента своего принятия Декларация стала самым важным и всеобъемлющим документом ООН и до сих пор своды, правила и стандарты ООН по принципиальным вопросам прав человека основываются на положениях Декларации. 
 
Статья 18 Декларации закрепляет право каждого человека на свободу мысли, совести и религии и раскрывает содержание данного права следующим образом: «Право… включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков»[1]. Дальнейшее развитие это положение получает во многих транснациональных документах (например, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года)[2]. Текст Декларации оказал влияние и на международные правовые акты Совета Европы. Так, п. 1 ст. 9 Европейской конвенции о защите прав  человека и основных свобод 1950 года (далее — Европейская конвенция) полностью дублирует соответствующую норму Декларации.
В 1998 году Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию. Данный документ стал частью правовой системы России и наложил на нашу страну определенные обязательства, в частности, обязанность учредить должность Уполномоченного по правам человека.
В 2008 году в России отмечается 10-летие со дня официального избрания Государственной думой первого Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации[3]. Согласно Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» эта должность учреждена в соответствии с российской конституцией в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Таким образом, уполномоченный по правам человека (омбудсман) является надежным и объективным источником информации о состоянии дел с правами человека в масштабе всей страны.
Именно поэтому в качестве критерия оценки соблюдения прав и свобод граждан в России целесообразно рассмотреть ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Так, по мнению омбудсмана, ситуация в области прав и свобод человека выглядит следующим образом:
· в 2004 году: «В целом ситуация в сфере соблюдения прав и свобод человека в России пока что не может быть признана удовлетворительной»[4];
· в 2005 году: «Ситуация в области прав и свобод человека в России, несмотря на отдельные позитивные сдвиги, продолжала по многим параметрам оставаться неудовлетворительной»[5];
· в 2006 году: «В последние годы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации неизменно характеризовал ситуацию с правами и свободами человека в России как по многим параметрам неудовлетворительную»[6].
Таким образом, несмотря на то что во многих программных документах государство стремится максимально направить свои усилия на преодоление сложившейся ситуации в области прав человека, какого-либо реального прогресса в этом отношении не наблюдается.
Данные оценки могут быть перенесены и в сферу обеспечения в России права на свободу совести. Причем указанные характеристики подтверждаются и теми конкретными замечаниями, которые отражались в документах Совета Европы на протяжении последних 5 лет: пренебрежение принципом равенства религиозных объединений; дискриминация «религиозных меньшинств»; несоблюдение Россией взятых на себя обязательств при вступлении в Совет Европы; отсутствие единообразия в правоприменительной практике Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести) в субъектах Российской Федерации; медленная эволюция процесса приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами права.
Как же на сегодняшний день выглядит российское законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях?
Прежде всего рассмотрим те базисные положения Конституции РФ, которые и составляют основу религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести, свободы вероисповедания. Отметим, что в российской конституции присутствуют все