О.В. ДАМАСКИН

доктор юридических наук, главный научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ,

Н.В. ГЕНРИХ,

кандидат юридических наук, доцент Краснодарской академии МВД России    

 

Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 18.04.2005 (Российская газета. 2005. 26 апр.) назвал три направления развития России: развитие эффективного государства; укрепление силы закона и развитие политической системы, повышение эффективности системы правосудия; развитие личности и гражданского общества. «Прежде всего Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром». Это касается и свободы слова, равного доступа к средствам массовой информации различных политических сил, за которым будет следить Общественная палата, а также к законодательному оформлению парламентского  расследования.

Впервые в качестве угрозы основной цели — развитию эффективного государства В.В. Путин назвал бюрократию как класс. «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».

Современное состояние общественного развития в условиях глобализации предопределяют важность защиты человека, государства и общества от внутренних и внешних угроз, решение проблем безопасности государственного строительства. В действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24 (далее —  Концепция), выделяются две тенденции динамичной трансформации системы международных отношений:

· укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и  их интеграционных объединений при совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами на основе экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных факторов;

· создание структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых стран при лидерстве США.

Развитие международных отношений сопровождается острой конкуренцией в целях обеспечения экономических преимуществ в использовании природных, технологических и информационных ресурсов и за рынки сбыта и вложения капитала.

Актуальными функциями государства в политике обеспечения национальной безопасности страны в условиях глобализации являются:

· практическая реализация стратегии и текущих программ экономического развития,  анализ и оценка  достигаемых результатов, корректировка осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий;

· правовая и политическая защита суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

· системное распределение прав, функций и ответственности, взаимодействие органов и должностных лиц, позволяющее компетентно реагировать на проблемные ситуации  в обществе.

Реализация этих функций должна способствовать противодействию источникам и носителям правонарушений и экспертизе проектов законов, нормативных актов, управленческих решений на предмет их соответствия требованиям национальной безопасности.  Важной проблемой политики обеспечения национальной безопасности является формирование патриотизма и государственности в сознании российских граждан, и особенно молодежи, олицетворяющей будущее нашей  страны.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, безопасности, повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства[1].

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области,  духовной жизни и культуре.

Содержание этого процесса нуждается в адекватной юридической форме, а также в специальных правовых средствах защиты, обеспечиваемых государством в интересах личности и общества. Конституция РФ провозглашает целостность государства  и исключает какую-либо возможность выхода из ее состава любого субъекта Федерации или его части. Однако распад СССР, Югославии свидетельствует о реальности таких процессов при наличии совокупности соответствующих причин и способствующих условий.

На основе анализа действующего законодательства, правоприменительной практики, внутренних и внешних угроз экономической  безопасности хотелось бы высказать ряд концептуальных положений  и внести определенные предложения по формированию комплекса мероприятий по осуществлению федеральной региональной политики укрепления единства экономического и правового пространства,  обеспечения безопасности Российской Федерации.

Практика заключавшихся договоров о разграничении прав и полномочий федеральной власти на уровне субъектов Федерации показывает, что такие решения лишь временно позволяют избегать эскалации конфронтации и конфликтности между субъектами Федерации и федеральной властью.

Усилия органов прокуратуры Российской Федерации в последние годы  способствовали устранению противоречий названных договоров Конституции РФ, однако эта работа требует активного продолжения. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Представляется, что конструктивное взаимодействие полномочных представителей Президента Российской Федерации с прокурорами является важным направлением обеспечения национальной безопасности в федеральных округах.

Для выработки комплекса мер по противодействию угрозам с позиций обеспечения национальной безопасности требуется разработка соответствующей законодательной базы. Поэтому планы законодательной работы  должны быть системно увязаны с планами экономических, социально-культурных преобразований, проводимых в субъектах Федерации.

Попытки согласования планов законотворчества в регионах с реальными планами их развития показали, что действуют и в обозримой перспективе останутся активными следующие факторы внешнего и внутреннего порядка, способствующие формированию угроз социально-экономической безопасности и устойчивому развитию регионов[2]:

· низкая управляемость экономическими процессами в целом и непосредственно производством из-за резкого увеличения количества и структурного изменения качественного содержания коммерческих организаций;

· наличие задолженности бюджета перед населением,

· лжепредпринимательство и лжебанкротство;

· пробелы и противоречия правового регулирования в правовом пространстве субъектов Федерации;

· недостаточная согласованность и  скоординированность работы представительной, исполнительной и судебной властей с органами власти федерального уровня;

· нерешенность проблем закрепления полноценных источников финансирования бюджетов субъектов Федерации, ведущая к нарушению прав человека и товаропроизводителей в регионе.

Укрепление институтов государственной власти и управления предполагает прежде всего преодоление управленческого кризиса, в частности, кардинальное изменение стереотипа управленческого государственного мышления, обновление массива знаний и технологий принятия управленческих решений, развитие в целом кадрового потенциала в сфере государственного управления.

Это актуализирует задачу проведения административной реформы, определенной в Послании Президента Российской Федерации   В.В. Путина ФС РФ от 18.04.2005 «Особенностью последнего времени стало то, что наша недобросовестная часть  бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах... При этом потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно  нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и все большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей»[3].

В основу разработки целей и механизмов  экономического, социального и технологического развития регионов могут и должны быть положены стратегические экономические интересы и приоритеты личности, общества и государства. Однако без устойчивой продуктивной связи между управленческой, экономической и правовой наукой и социальной практикой эти интересы и приоритеты развития не могут быть идентифицированы.

Правовое обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации призвано обеспечивать стратегию устойчивого  развития России  в интересах законопослушных граждан, общества и государства. В настоящее время   в основном создана правовая основа для обеспечения национальной безопасности:  федеральные конституционные законы, регулирующие  режим чрезвычайного и военного положения; федеральные законы, регламентирующие военную службу, деятельность специальных служб,  правоохранительных органов в современных условиях; федеральные законы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем. Вместе с тем  надзорной прокурорской практикой и научным исследованием действующего в этой сфере законодательства выявлены его фрагментарность и пробельность.

Отдельные законы декларативны и противоречивы, что не позволяет эффективно их исполнять. Действующие нормативные правовые акты в области национальной безопасности в основном концептуально касаются частных угроз.

Законотворческий процесс в области национальной безопасности развивался в условиях, когда не в полной мере учитывались основные положения Концепции. Поскольку Концепция не содержит требования о законодательном  оформлении нормативных правовых актов, регулирующих основные сферы деятельности государства по обеспечению национальной безопасности (международной, внутриполитической, экономической, социальной, военной, пограничной,  информационной, духовной, экологической), стали появляться  ведомственные концепции, доктрины и другие служебные документы. Согласованность этих документов недостаточна, поскольку их разрабатывали различные министерства и ведомства, что привело к разному толкованию терминов, формулировок, неоправданным повторам и противоречиям.

Современное положение России ставит перед государством и обществом важные задачи по совершенствованию существующего и разработке нового законодательства в интересах укрепления национальной безопасности. Основополагающей среди этих задач представляется законодательное закрепление положений Концепции пакетом нормативных правовых актов, конкретизирующих и развивающих положения Концепции во всех сферах деятельности государства.

Действующий Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» до настоящего времени не приведен в соответствие с Конституцией РФ и не отражает актуальных задач национальной безопасности, определенных в Концепции. Поэтому системообразующим законом мог бы стать новый федеральный закон «Об основах национальной безопасности», закрепляющий принципиальные положения Концепции и основы стратегии ее реализации.

Актуализируется проблема разработки  правовых основ государственной политики в области борьбы с терроризмом, обеспечивающей единство стратегии  и действий всех ветвей государственной власти, вовлечение в борьбу с преступностью  законопослушного  потенциала гражданского общества.

На основе Постановления Государственной думы РФ от 22.11.2004 №  955-1У ГД «О первоочередных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного терроризма на территории Российской Федерации» необходимо комплексное нормотворчество, ориентированное на обеспечение целей и задач, определенных Президентом России. Программу и механизмы реализации этой политики целесообразно внести в действующие законодательные акты, определить приоритетные направления правоохранительной деятельности в области борьбы с терроризмом, подлежащие финансированию с учетом возможностей федерального бюджета.

Необходимо разработать методику определения приоритетов законодательного обеспечения проблем национальной безопасности, которые в зависимости от ситуации могут меняться. Это позволит указать перспективы развития законотворчества и обеспечить его системный характер на основе мониторинга законодательства и правоприменительной практики.

Чтобы охватить весь спектр современных проблем, связанных с национальной  безопасностью, нужно разработать концептуальную базу федерального закона «Об основах национальной безопасности», включающую понятийный аппарат, соответствующий национальным  интересам и современным реалиям нашей страны;  правовую ответственность органов, обеспечивающих национальную безопасность страны с  учетом глобальных угроз и направлений  противодействия внутренним и внешним угрозам.  Такой подход  нуждается в квалифицированном научном обеспечении под руководством Совета Безопасности РФ.

Террористические акты 11 сентября 2001 г.  в Нью-Йорке и Вашингтоне, 23 октября 2002 г. в Москве, 1 сентября 2004 г. в Беслане беспощадно продемонстрировали уязвимость существующих систем общественной безопасности. Масштаб насилия, разветвленные структуры террористов и их стратегия, выходящие за рамки государственных границ, требуют разработки новых законодательных норм. При этом на первый план выходит защита граждан и демократических ценностей.

В.В. Путин на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г. заметил, что обеспечение национальной безопасности России не может быть достигнуто без регулирующего конструктивного воздействия государственной власти и поддержки ее законопослушным большинством граждан нашего общества. «Следует отметить, что коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе» [4].

Обновленная концепция национальной безопасности должна стать инструментом консолидации всех ветвей государственной власти в работе по строительству эффективного государства, обеспечивающего достойное место России в современном мире.

 

Библиография

1 Национальная безопасность: концептуальные и практические аспекты // Материалы семинара «Стратегия развития».  — М., 2002.

2 Под социально-экономической безопасностью региона понимается способность его экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, максимально обеспечивать приемлемые условия жизни и развития личности для большинства населения, а также способность экономики региона противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.

3 Российская газета. 2005. 26 апр.

4 Российская газета. 2004. 14 сент.