УДК 347.1:346.2

Статья в журнале: 23-28 

 

А.О. ИНШАКОВА,

 доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета ainshakova@list.ru

 

Новые подходы к классификации субъектов инновационной экономики призваны способствовать выявлению всех возможных вариаций национального организационно-правового оформления инновационной активности, их приоритетности, потенциала, преимуществ и недостатков. Представленные классификации призваны также содействовать прогнозированию степени успешности и востребованности новых форм инновационного участия, закрепленных обновленным гражданским законодательством, и устранению недостаточности демократичной, понятной иностранному инвестору альтернативы выбора российского предпринимателя организационно-правового оформления инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационная экономическая деятельность, субъекты инновационного предпринимательства, юридические лица в инновационном секторе, организационно-правовые формы инновационного хозяйствования, право корпораций, унификация права корпораций.

 

Variations classifications subjects of innovative entrepreneurship and their national legal registration

 

Inshakova A.

 

New approaches to the classification of innovation economy are intended to identify all possible variations of the national institutional and legal design of innovative activity, prioritization, capacity, strengths and weaknesses. Presented classification also designed to help predict the degree of success and the demand for new forms of innovative participation enshrined renewed civil law, and eliminate insufficiently democratic, clear foreign investor, an alternative choice of Russian businessman organizational and legal registration of innovation.

Keywords: innovation, innovation economy, innovative economic activities, the subjects of innovative business and legal entities in the innovation sector, the legal forms of innovation management, corporate law, unification of the law of corporations.

 

Современное социохозяйственное развитие всех стран мира демонстрирует устойчивую основополагающую тенденцию перехода от постиндустриальной экономики к инновационной, лишь с разной степенью желаемых достижимых эффектов[1].

Общепризнанной трактовки категории «инновационная экономика» в науке не существует. Бюро статистики Европейского сообщества (The Statistical Office of the European Communities; далее — Евростат) в «Руководстве Осло» определяет понятие инновации как «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях»[2].

Инновационная экономика базируется на «интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства»[3].

В свою очередь инновационная деятельность включает все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, фактически или по замыслу ведущие к реализации инноваций. Некоторые из этих видов деятельности могут быть инновационными по своей сути, тогда как другие не содержат новизны, но необходимы для осуществления инновации[4]. Отсюда логично вытекает, что деятельность субъектов или акторов инновационного хозяйствования заключается в разработке инноваций, доведении этих новшеств до стадии коммерческого использования и распространения на рынке в виде нового продукта или процесса, внедрения его в повседневную жизнь и основывается на соответствующем организационно-правовом оформлении, определяющем их правовой статус (или личный статут, если речь идет о субъекте международного частного права — участнике инновационной внешнеэкономической деятельности) и режим. Если определение круга субъектов инновационной деятельности важно с точки зрения распространения на них специальных норм и правил, то определение возможных вариаций организационно-правового оформления деятельности этих субъектов важно для понимания наполнения правомочиями, возможностями и обязанностями, составляющими их правовой статус и определяющими правовой режим их деятельности в каждой законодательно предусмотренной конкретной форме.

Субъектами этой деятельности могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности[5]. Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности[6]. Возможно, что с целью упорядочения государственного контроля над инновационной сферой было бы целесообразно введение системы аккредитации или лицензирования соответствующего вида деятельности, а также формирование единого государственного реестра субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.

Интересный анализ вопросов правосубъектности и правового оформления субъектов инновационного хозяйствования можно провести, основываясь на классификации акторов эволюционирующей глобальной экономической системы (далее — GES), представленной в исследованиях представителей институциональной экономики. Такой подход позволяет выявить и учесть весь конгломерат участников инновационной активности мировой экономики как единого целостного организма, что в свою очередь способствует формированию адекватного правового обеспечения, соответствующего стремлению многих наций к экономической интеграции и, как следствие, интеграции правовой, посредством методов как тотальной унификации права, так и минимальной правовой стандартизации. Учитывая процессы формирования под влиянием технологической революции инновационной экономики и наноиндустрии — ее нового приоритетного способа создания массового стандартизированного производства в глобальном масштабе, О.В. Иншаков делит участников инновационного хозяйствования на группы, соответствующие различным уровням строения GES — от мегаэкономики до наноэкономики[7] (см. схему).

мегаэкономики до наноэкономики

Участниками инновационной экономической деятельности на мегауровне являются прежде всего субъекты международного публичного права:

— международные юридические лица и межгосударственные союзы, оформляемые универсальными пакетами соглашений в формате G8 и G20[8];

— глобальные институты и международные межправительственные организации, как универсальной, так и специальной компетенции (ООН, ВТО, МВФ, МОТ, ОЭСР);

— мегацентры инновационных исследований, глобальные сети, узлы коммуникаций и информации, региональные интеграционные объединения (ЕС, МЕРКОСУР, СНГ, ШОС, БРИК, АТЭС), создаваемые посредством межгосударственных многонациональных соглашений и развивающие инновации, как на первичной международной договорной основе, так и на основе общих политик и унифицированного вторичного права[9].

Такое взаимодействие первичного и вторичного права позволяет говорить о появлении правого феномена — наднационального или автономного права надгосударственного образования.

Участниками масштабных проектов по развитию и производству инноваций на мегауровне могут быть и субъекты международного частного права, подчиняющиеся национальному регулированию в соответствии со своим личным законом — ТНК и МНК, формируя капиталы, позволяющие решать стратегические для инновационного хозяйствования задачи. Такие международные юридические лица создают альянсы для эффективной эксплуатации человеческих, интеллектуальных, технических, материальных, институциональных, организационных, информационных и финансовых ресурсов многих стран.

Макроуровень инновационной экономической деятельности представлен как субъектами публичного права — государствами, так и субъектами, находящимися на стыке публичного и частного права — публичными юридическими лицами[10] — государственными корпорациями и компаниями, созданными на основе государственных капиталовложений в целях осуществления национальных и субфедеральных проектов, имеющих приоритет для национальных экономик. Например, в России это в недавнем прошлом государственная корпорация, а теперь ОАО «Роснано», которую в скором времени после вступления в силу проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (разработан Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента РФ от 18.07.2008 № 1108) ожидает новое преобразование в публичное акционерное общество[11]. Кроме того, к данной категории юридических лиц следует отнести и ЗАО «Российский центр нанотехнологий» (РЦН), также ожидающее законодательного изменения своего правового статуса в связи с возможным упразднением не обусловленной новыми национальными экономическими потребностями правовой конструкции закрытого акционерного общества. В качестве предположительных вариаций преобразования РЦН можно рассматривать общество с ограниченной ответственностью или непубличное акционерное общество.

На мезоуровне субъектами инновационной экономической деятельности являются органы власти субфедеральных образований и макрорегионов отдельных стран. Активизация участников мезоуровня проявляется по поводу реализации проектов по созданию особых экономических зон, инновационно-технологических центров, технопарков, технополисов, научно-производственных парков, нанотехнологических парков, коучинг-центров, венчурных инновационных фондов и др.

Акторами инновационного хозяйствования микроуровня GES являются крупные предприятия, средние и малые промышленные, инновационные и венчурные предприятия; научно-исследовательские институты, центры и организации, ведущие фундаментальные и прикладные исследования в сфере инноваций; высшие и средние учреждения профессионального образования; бизнес-инкубаторы и бизнес-ангелы[12]. Среди них национальные юридические лица — субъекты гражданского права разных форм собственности и организационно-правового оформления. В этом перечне как коммерческие частные организации (ЗАО, ОАО, ООО) и государственные коммерческие организации (унитарные предприятия), так и некоммерческие частные организации (фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства) и государственные некоммерческие организации (государственные автономные учреждения, фонды).

И, наконец, наноуровень инновационной экономической деятельности творится отдельно взятыми работниками — физическими лицами. Это в первую очередь изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт, — физические лица, занятые инновационным предпринимательством без образования юридического лица в основном в научно-технической сфере. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать и лицензиат — физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности[13].

С точки зрения вовлеченности участия субъектов инновационной деятельности можно, хотя и с достаточной степенью условности, дифференцировать на две группы: непосредственных и опосредованных акторов.

Среди непосредственных акторов инновационной активности выделим инвариантные — непосредственные традиционные и непосредственные специализированные. К инвариантным или непосредственным традиционным акторам в первую очередь следует отнести субъектов предпринимательской деятельности, перманентно присутствующих в национальном гражданском праве и осуществляющих инновационную деятельность в основном в доминирующих в сфере хозяйствования организационно-правовых формах, интенсивность востребованности которых в национальном гражданском обороте статична и не обусловлена социохозяйственными преобразованиями. Это как физические, так и юридические лица, создающие и реализующие инновации. Однако их основу все же составляют инновационные предприятия[15], осуществляющие свою деятельность чаще всего в корпоративной форме: обществ, базирующихся на капитале. Ярким примером непосредственного участника инновационной экономической активности, действующего в (инвариантной) традиционно востребованной национальным гражданским оборотом организационно-правовой форме хозяйствования, являются ОАО «Роснано» и ЗАО «Российский центр нанотехнологий» (РЦН)[16].

Интенсификация активности этих хозяйствующих в сфере инновационного предпринимательства субъектов начинается в связи с созданием инновационными центрами — специализированными, но также непосредственными акторами экономики — формирующегося шестого технологического уклада жизни[17], опытных образцов и доведения ими инновации до стадии промышленного производства. Принадлежность и/или тесная взаимосвязь участников инновационных предприятий с такими специализированными непосредственными акторами инновационного хозяйствования, безусловно, способствует повышению эффективности их деятельности и обеспечивает возможность своевременного доступа к специальным определяющим успех предприятия компетенциям относительно понимания сути и предназначения созданной инновации, оправдывая цели создания компании.

Появление упомянутых специализированных непосредственных субъектов инновационного хозяйствования, деятельность которых предшествует активизации (инвариантных) традиционно присутствующих в национальном гражданском праве субъектов — непосредственных традиционных участников, обусловлено трансформацией мировой экономической системы. Деятельность этой категории участников инновационного хозяйствования осуществляется посредством широкого спектра организационно-правовых форм, и среди них трудно определить превалирующие. К непосредственным специализированным акторам инновационной экономической деятельности следует отнести технополисы и наукограды (муниципальные образования — города); технологические, промышленные и агропромышленные парки — технопарки (в государственной собственности в качестве коммерческой организации это обычно унитарные предприятия, в качестве некоммерческой организации — государственные автономные учреждения, а в частной собственности — хозяйственные общества ООО, ОАО, ЗАО[18] и их объединения[19]), технологические инкубаторы (части наукоградов, в основном в форме унитарных предприятий, чаще муниципальных), инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности (в качестве коммерческих: в форме ЗАО, ОАО, ООО и в качестве некоммерческих государственных: государственное автономное учреждение, фонды, а также некоммерческих частных: автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, фонды)[20]. Их основная деятельность направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом.

Категорию опосредованных акторов инновационной экономической деятельности составляют различные организации, которые хотя и не принимают прямого активного участия в ее реализации, тем не менее обеспечивают ей развитую инфраструктуру (правовую, финансовую, информационную и др.), а также выполняют различные обслуживающие функции посредством содействия созданию, освоению, распространению и коммерциализации инноваций. К опосредованным акторам инновационного хозяйствования, обладающим обеспечительным и обслуживающим функционалом, относятся государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности; общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.

Основными опосредованными акторами инновационной экономической деятельности —субъектами ее инфраструктуры — являются научно-исследовательские центры, высшие учебные заведения, академии наук, которые могут частично на всех стадиях разработки инноваций участвовать в создании фундаментального знания, что не является инновационной деятельностью, так и посильно в инновационной деятельности, а именно в доведении фундаментального знания до прикладного научного знания и прикладного до опытных образцов.

Федеральные государственные вузы могут создаваться как государственные корпорации, государственные и автономные учреждения, негосударственные вузы — в формах общественных и религиозных организаций, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и частных учреждений[21].

Итак, в результате проведенного исследования возможных, предусмотренных национальным законодателем организационно-правовых форм участия в инновационном предпринимательстве становится очевидно превалирующее участие в процессе становления инновационной экономики хозяйственных обществ, что в свою очередь является фактологическим подтверждением тому, что праву корпораций отведена особая роль в деле упорядочивания процесса становления эффективной инновационной экономики. Эта сфера правового регулирования находится в перечне наиболее динамично развивающихся и востребованных современными экономическими преобразованиями областей права, что подтверждается интенсификацией процессов ее реформации. Следует обратить внимание специалистов, исследующих потенциал, преимущества и приоритеты различных способов организационно-правового оформления инновационной хозяйственной активности, и на зависимость доминанты той или иной формы от интенсификации притока частного капитала (в том числе и иностранного) в инновационный сектор экономической деятельности или, по крайней мере, стремления к ней. Такой методологический подход позволяет обнаружить объективно обусловленные причины постепенного отказа от формы «государственная корпорация», признания обновленным гражданским законодательством юридических лиц публичного права и предсказать успешность и степень востребованности развития новых форм участия в инновационном предпринимательстве, таких как хозяйственное партнерство, инвестиционное товарищество, инвестиционный консультант.

 

Библиография

1 См. подробнее: Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л.И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: Избранные труды. — М., 2002; Иншаков О.В. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндустрии в России: материалы к докладу на Общем собрании Отделения общественных наук РАН (13 декабря 2010 г.) — М.; Волгоград, 2010.

2 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Издание третье. Совместная публикация ОЭСР и Евростата // Официальный сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. URL: http://www.miiris.ru/

3 Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития // Финансы и кредит. 2005. № 14. С. 7—16.

4 Руководство Осло.

5 См.: Гусев К.Н. Инновации в России: проблемы и перспективы // Банковское дело. 2010. № 1. С. 12—16.

6 См. подробнее: Российское предпринимательское право: учеб. / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. — М., 2011.

7 См. подробнее: Иншаков О.В. Наноиндустриализация в глобальном контексте. — Волгоград, 2010. С. 4.

8 G8 — неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также ЕС, обладающий ограниченным статусом. На долю стран-участниц «восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным социальным и экономическим проблемам. Изначально участники G8 — крупнейшие индустриальные державы капиталистического мира, собравшиеся для решения международно-политических и, прежде всего, экономических проблем.G20 была создана в качестве ответа на финансовый кризис конца 1990-х и явилась признанием необходимости включения стран с формирующейся экономикой в основные процессы глобальной экономической дискуссии и принятия решений. Группа из двадцати стран, представленных министрами финансов и управляющими центральными банками, была сформирована в 1999 году для объединения усилий системно важных промышленно развитых и развивающихся стран в обсуждении ключевых вопросов глобальной экономики.

9 См. подробнее: Основы европейского интеграционного права: учеб. / под ред. А.Х. Абашидзе, А.О. Иншаковой. — М., 2012.

10 См.: Мозолин В.П. Государственная корпорация vs акционерное общество // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 19—34.

11 См.: Иншакова А.О. Позитивные уроки интеграции правового регулирования защиты прав участников хозяйственных обществ в Российской Федерации и Европейского союза. — М., 2012. С. 107—117.

12 Бизнес-инкубатор — организация, решающая задачи поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей в сфере инноваций — создания коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе результатов интеллектуализированной инновационной деятельностию. Бизнес-ангел — частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале.

13 См. подробнее: Российское предпринимательское право…

14 Для целей данного доклада используется предприятие в экономическом смысле, т. е. под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности // Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2006. 495 с. Примером таких предприятий являются ОАО РЖД, ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», ОАО «РУСАЛ», ОАО «Газпром». URL: http://www.nair-it.ru

15 См.: Рычев М.В. Формирование национальной системы инноваций в условиях современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2007. Т. 7. № 2. С. 3—7.

16 См. подробнее: Иншаков О.В. Становление глобальной наноиндустрии: социально-экономический аспект // Законы России: опыт, анализ, практика. — М., 2011. № 9 (сент). С. 4; Жуков В.И. The World Crisis: Economics and Sociology of Global Processes. — M., 2009.

17  Например: ОАО «Технопарк». URL: http://www.technopark-samara.ru/

18  Например: «Технопарк Идея». URL: http://www.tpidea.ru/index.php?nodeid=93

19 URL: http://www.rus.unitc.ru/members.html

20 См. подробнее: Суровцова М.Н. Организационно-правовые формы некоммерческой организации: высшее учебное заведение // Реформы и право. 2010. № 2. С. 43—46.

 

21 См. подробнее: Иншакова А.О. Сферы приоритетного развития правового обеспечения наноиндустрии. Препринт. — Волгоград, 2011.